«Работа над раскрытием художественного образа на примере произведения из репертуара ансамбля «Companelli»»


МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм» с.Каскара
План – конспект открытого урока по хоровому ансамблю. 
Преподаватель: Летошенко Евгения Александровна 
Концертмейстер:  Максимова Ирина Владимировна
 
Дата проведения: 
Класс:  Смешанная группа. Возраст 9-12 лет
 
Предмет:  хоровой ансамбль.
 
Тема урока: «Работа над раскрытием художественного образа на примере произведения из репертуара ансамбля «Companelli»»
 
Форма проведения:  коллективная.
 
Тип урока:  урок комплексного применения специальных знаний, умений, навыков.
 
Цель урока: Создать условия для творческого применения специальных знаний, умений, навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа музыкальных произведений средствами музыкальной выразительности.
 
Задачи:
образовательная задача: закрепление знаний, умений, навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа музыкального произведения;
развивающая задача: развитие внимания, памяти, ритма, слуховых ощущений, чувства ансамбля, эмоциональности, ассоциативного воображения.
воспитательная задача: формирование духовности и нравственности, эмоциональной отзывчивости. Побудить к познавательной, творческой деятельности. Воспитание сценической культуры.
 
План урока:
I ЭТАП: Подготовительный (5 мин.)
приветствие, психологический настрой учащихся.
сообщение темы урока и его задач.
II ЭТАП: Основной (30 мин.)
 вокальные упражнения.
работа над произведением «Песня о добрых зонтиках»
III. ЭТАП: Заключительный (5 мин.)
 Подведение итогов.
Как известно, пение - это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.
Художественный образ— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
По выражению композитора В. Астафьева « Музыка – образно - звуковое отображение действительности».
В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.
Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища.
Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми.
В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.
На основании выше изложенного выстраивается следующая схема:
Начиная работать с партитурой, я, прежде всего, анализирую ее с точки зрения формы, потому что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деления на периоды, предложения, фразы, мотивы. Очень важно определить их внутреннее развитие и соподчиненность, так как, от этого зависит не только раскрытие художественного образа, но и охват всей музыкальной формы произведения. Умение выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются такие средства, как агогика, динамика, дыхание, тембр. (С помощью педагога обучающиеся вспоминают, что означают эти средства и как используются).
1. Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителями;
2. Сделать разбор средств музыкальной выразительности;
3. Приступить к созданию своего, нового образа ,его сценария поведения и действий.
Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово ,пение и сценические движения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.
-Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию будет предложен открытый урок в хоровом классе.
II. Основная часть.
Беседа с ребёнком по теме :
Как ты думаешь что такое образ? (Образ это оболочка, аура , характер ,повадки кого –либо.
Когда мы говорим войти в образ ,что это значит?(Это значит на время быть не собой ,а тем в чём образе ты должен побывать)
Для чего нам нужен сценичекий образ?(Для того чтобы зрителю было интереснее слушать исполнителя)
1.Разминка:
Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее -и вы улыбаетесь, плохое -и лицо ваше стало грустным.
. Сильно зажмурьтесь
. Широко раскройте глаза
. Поднимите брови вверх
.Нахмурьтесь ,как ребёнок, у которого отняли игрушку
. Улыбнитесь ,как кот на солнышке
. Надули обе щечки одновременно
.Попеременно
. Покусали язык (достали одной щёчки ,другой)
. Губы в трубочку: движения вправо-влево ,затем круговые движения.
Массаж щек (побежали пальчиками по щекам ,потёрли круговыми
движениями, словно рисуем яблочки).
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе.
2. Распевание.
3. Работа над произведением:
Следующий этап нашего урока – это продолжение работы над произведением «Песня о добрых зонтиках».
Разобрать текст выявить и отработать трудные места. Создать образ песни. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности- чувствовать образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей.
Выяснить о ком эта песня ,какой характер, темп ,придумать движения , найти главные слова в тексте на которые мы будем делать ударения и затем в образе с движениями исполнить произведение.
II. Заключительная часть.
«Концертное» исполнение песни; обмен впечатлениями, самоанализ, оценка преподавателя.