Открытый урок Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-м классе.

Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-м классе.

Тема урока: «Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-ом классе ».
 Цель урока:
развитие у детей чувства ритма;
развитие навыков интонирования звуков.
Задача:
привить детям умение слышать и понимать музыку.
Используемей материал:
карточки с музыкальными знаками;
наборное полотно;
конверт с письмом ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
деревянные ложки;
нотная тетрадь;
учебники «Сольфеджио I-II классов» и «Забавное Сольфеджио».
Ход урока
 I. Организационный момент
 II. Вступительное слово учителя
Сообщается тема урока: «Использование игровых форм работы в процессе повторения материала на уроках сольфеджио в 1-ом классе».
 III. Игровой момент. Работа с письмом
Я, Великая Королева страны Музыки, повелеваю:
1) Чтобы отныне ноты жили каждая в своём домике, который называется ТАКТ.
2) В каждом такте чтобы была одна доля СИЛЬНАЯ - опорная, а остальные – слабые.
3) Конец такта отмечаем ТАКТОВОЙ чертой.
4) Чтобы знать, сколько можно поселить длительности в такте, при ключе должны стоять цифры, называем их РАЗМЕРОМ.
5) Ноты до первой тактовой черты называем ЗАТАКТ.
6) Затакт – это НЕПОЛНЫЙ такт.
7) Знак молчания – это ПАУЗА.
8) Самое маленькое расстояние между двумя соседними нотами равна 1/2 ТОНА.
9) Для изменения звука на 1/2 тона есть два знака:
- понижающий - БЕМОЛЬ, - повышающий - ДИЕЗ.
10) Отменить эти знаки может – БЕКАР.
На этом я заканчиваю своё письмо. Пусть у всех жителей нашего королевства будет весёлое МАЖОРНОЕ настроение.
IV. Сольфеджирование
1) Поётся тоника в гамме до мажор.
2) Поётся гамма До мажор: половинными, четвертными, восьмыми длительностями в размере 2/4.
Что такое темп? Назвать темпы:
медленный (Adagio);
умеренный (Moderato);
быстрый (Allegro).
3) Назвать строение мажорной гаммы: 1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2.
4) Что такое тон и полутон?
5) Назвать и пропеть устойчивые ступени в гамме до мажор (I-III-V).
6) Работа с учебником Сольфеджио I-II классов для ДМШ под редакцией Н.И.Демьянова страница 20 упражнение а) и б). Сольфеджирование I-III-V ступени с дирижированием.
7) Что такое вводные звуки? Назвать ступени окружающие тонику (II и VII ). Спеть по схеме вводные звуки в гамме до мажор: T-II-T-VII-T.
8) Закрепить тему «Вв
·одные звуки» №79 стр.28 учебник Сольфеджио I-II классов ДМШ под редакцией Н.И.Демьянова.
9) Что обозначает цезура в музыке?
10) Что такое фраза?
11) Дать музыкальный разбор №79 по схеме:
определить тональность;
назвать размер;
сколько музыкальных фраз;
определить строение фраз по мелодическому и ритмическому рисунку.
12) Назвать знаки альтерации.
Закрепить тему «Фраза» в песне «Про диез», «Про бемоль» и «Про бекар». Музыка и слова Л.Абелян стр.17. Учебник «Забавное Сольфеджио» учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва 1985г.
13) Сделать музыкальный разбор этих песен.
V. Работа над развитием чувства метроритма
1) Хором читается стих с простукиванием деревянными ложками длительностей:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2) Дается ритмический рисунок с простукиванием деревянными ложками.
Учащиеся повторяют данные учителем ритмические рисунки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3) Услышанный ритмический рисунок составить на наборном полотне из музыкальных знаков.
На наборном полотне учащиеся составляют из карточек ритмический рисунок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4) Работа у доски. Расставление тактовых чёрточек.
Учащиеся выполняют задание на повторение пройденного материала: длительности, паузы, размер. После чего простукивают ритм ложками.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5) Восприятие мелодии и ритма. Диктант.
Услышанную мелодию, учащиеся записывают в нотную тетрадь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

VI. Подведение итогов урока
Какие темы мы повторили сегодня?
Длительности.
Строение мажорной гаммы.
Вводные звуки.
Устойчивые ступени.
Тоника.
Темп.
Цезура, фраза.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Пауза.
VII. Домашнее задание
Записанную мелодию выучить наизусть с дирижированием.
Придумать ритмический рисунок в размере 2/4 (8 тактов ), с использованием различных длительностей и пауз. Простучать со счётом вслух ритмический рисунок.
Повторить теорию.













Заголовок 1 Заголовок 315