Урок по русскому языку Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

21 января 2008 г.

Открытый урок по русскому языку в 9 классе (гуманитарный профиль).

Тема: сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.
Цели:
- повторить сведения о способах выражения сравнения в русском языке;
- дать представление об особенностях СПП с придаточными сравнения;
- развивать навыки определения структуры этого вида СПП;
- развивать навыки конструирования таких предложений и уместного употребления их в речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы.
Ход урока.

I ЭТАП.
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

II ЭТАП.
Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
Синтаксический разбор предложения.
Летом, когда я прогуливаюсь по окрестностям города, я нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
Задание. Разобрать предложение по членам, составить его характеристику, построить схему, определить вид придаточного.
(Повествовательное, невосклицательное, СП, СПП с придаточным обстоятельственным времени:
1) двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями;
2) двусоставное, распространенное, неосложненное).
Вопрос. Как мы определяем виды придаточных в СПП?
Ответ: работа по алгоритму.
Алгоритм определения видов придаточных в СПП.
1) находим и выделяем графически грамматическую основу предложения;
2) определяем средства связи между предложениями;
3) определяем, на какой вопрос отвечает придаточное предложение и к чему относится в главном;
4) определяем вид придаточного предложения.
Вопрос. Какие еще виды придаточных вам известны?
Ответ: придаточные изъяснительные, придаточные определительные, придаточные местоименные соотносительные, придаточные обстоятельственные места и времени.

III ЭТАП.
Освоение новых знаний, работа по теме урока.
Внимание на доску! Посмотрите на предложения, что вы мо жете сказать о них? Чем они нам интересны, что их объединяет?
Градом посыпалась картечь (картечь как град). (Глагол + существительное в Т.п.)
Неуклюже, по-медвежьи, переступая с ноги на ногу, Степан ни слова не смел вымолвить (как медведь). (Наречие образа действия).
Старый друг лучше новых двух (прилагательное в сравнительной степени).
Ответ: эти предложения объединены тем, что выражают значение сравнения, языковые конструкции, отвечающие на вопрос: как.
Вопрос. Чем выражены эти значения?
Ответ: 1) глагол + существительное в Т.п.; 2) наречие образа действия; 3) прилагательное в сравнительной степени.
Вопрос. С помощью какой синтаксической конструкции также можно сравнить предметы, действия, признаки.
Ответ: с помощью сравнительного оборота.
На доске. Длинные травы колебались над ручьем, точно нечесаная золотистая грива какого-то зверя.
Вопрос. Что мы знаем о пунктуации при сравнительных оборотах?
Ответ: сравнительные обороты на письме выделяются запятыми.
Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.
Вопрос. Скажите, с какой целью мы повторяли языковые и синтаксические конструкции, выражающие значение сравнения, как это связано с темой «Виды придаточных предложений в СПП»?
Ответ: мы будем говорить о СПП с придаточными сравнительными.
Дополнение от учителя. То есть, значение сравнения могут выражать и СПП с придаточными сравнительными.
Задание. Сформулируйте и запишите тему урока. Определите цели урока. (Тема и цели появляются на экране проектора).

IV ЭТАП.
Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
Задание. Выполним упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения. (Текст распечатан на каждого ученика и спроектирован на экране).
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.

Задание. Выразительно прочитайте текст. Определите тему текста. Докажите, что стиль текста художественный. Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Ответ: значение сравнения в третьем предложении выражено словосочетанием глагол + существительное в Т. п. (проплывают лентой) можно заменить сравнением с союзом как: как светло-голубая лента проплывают по небу перистые облака. В пятом предложении значение сравнения выражено сравнительным оборотом (словно несмазанные колеса телеги). В последнем предложении значение сравнения выражено сравнительной степенью прилагательного. В шестом предложении значение сравнения выражено СПП с придаточным сравнительным (словно кто-то встряхнул пуховые подушки).
Задание. Охарактеризуйте это предложение по алгоритму (смотри выше).
Задание. Заполните таблицу, используя полученные сведения при анализе предложения и теоретический материал на странице 94 под цифрой 5.
Задание. Особое затруднение при изучении данной темы вызывает умение отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнительными. Упражнение 149 как раз направлено на выработку данного умения. Предложения 1, 2, 6 выполните по заданию (одно предложение на выбор).
Ответ: 1) засверкали на солнце росинки, будто слезы (сравнительный оборот); засверкали на солнце росинки, будто слезы блеснули в глазах (СПП с придаточным сравнительным); 2) пух летел с деревьев, как снег (сравн. оборот); пух летел с деревьев, как снег летит в зимний вечер (СПП с прид. сравн.); 6)коршун быстро упал вниз, как камень (сравн. оборот); коршун быстро упал вниз, как камень порой срывается с отвесной скалы (СПП с прид. сравн.).
Вопрос. Как же отличить сравнительный оборот от СПП с придаточным сравнительным?
Ответ: СПП в отличие от простого со сравнительным оборотом имеет две грамматические основы, и оно наиболее полно выражает сходство признаков и явлений.

V ЭТАП.
Домашнее задание. Прежде, чем подвести итог урока, запишем домашнее задание. Пар. 16, стр. 93-94 – выучить, упр. 147, 148, 150 - на выбор (творческое задание на умение конструировать предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения, то есть на умение употреблять синтаксические конструкции со значением сравнения в собственной речи, на оценку в журнал).

VI ЭТАП.
Итог урока. Перед вами на парте листы самоанализа: что я узнал на уроке и чему научился. Заполните таблицу и сдайте учителю.
Знания.
Знания
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Способы выражения значения сравнения в русском языке




Особенности СПП с придаточными сравнения





Умения.
Умения
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Находить и определять в тексте различные способы выражения значения сравнения в русском языке




Отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнения




Составлять предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения

























Задание. Выполните упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему текста.
Докажите, что стиль текста художественный.
Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.

Задание. Выполните упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему текста.
Докажите, что стиль текста художественный.
Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.

Задание. Выполните упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему текста.
Докажите, что стиль текста художественный.
Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.

Задание. Выполните упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему текста.
Докажите, что стиль текста художественный.
Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.

Задание. Выполните упражнение на умение определять, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Утро в зимнем лесу.
Хорошо дышится утром в зимнем лесу. Легкий морозец пощипывает щеки и нос. Светло-голубой лентой проплывают по небу перистые облака. Их видно сквозь запушенные снегом верхушки сосен. Деревья, раскачиваясь от ветра, поскрипывают, словно несмазанные колеса телеги. Вдруг вспорхнет с дерева ранняя птица. Посыплется тогда пушистый снег, словно кто-то встряхнул пуховые подушки. Свежесть зимнего утра дороже всякого богатства.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему текста.
Докажите, что стиль текста художественный.
Определите, с помощью каких языковых и синтаксических конструкций выражено в тексте значение сравнения.
Знания.
Знания
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Способы выражения значения сравнения в русском языке




Особенности СПП с придаточными сравнения





Умения.
Умения
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Находить и определять в тексте различные способы выражения значения сравнения в русском языке




Отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнения




Составлять предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения





Знания.
Знания
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Способы выражения значения сравнения в русском языке




Особенности СПП с придаточными сравнения





Умения.
Умения
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Находить и определять в тексте различные способы выражения значения сравнения в русском языке




Отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнения




Составлять предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения





Знания.
Знания
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Способы выражения значения сравнения в русском языке




Особенности СПП с придаточными сравнения





Умения.
Умения
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Находить и определять в тексте различные способы выражения значения сравнения в русском языке




Отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнения




Составлять предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения





Знания.
Знания
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Способы выражения значения сравнения в русском языке




Особенности СПП с придаточными сравнения





Умения.
Умения
Усвоено хорошо
Затрудняюсь
Требуется дополнительное объяснение

Находить и определять в тексте различные способы выражения значения сравнения в русском языке




Отличать сравнительные обороты от СПП с придаточными сравнения




Составлять предложения со сравнительными оборотами и СПП с придаточными сравнения





15