Консультация для родителей Фонематический слух — основа правильной речи


Фонематический слух - основа правильной речи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Фонематический слух - основа правильной речи. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Родители могут делать это дома, во время прогулки, поездки в транспорте. Существует большое количество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Цель таких упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Сначала учим ребенка слушать неречевые звуки.

Игры для развития слухового внимания.
Закрой глаза и послушай. Что ты слышишь? (Голоса людей, лай собаки, шелест листьев, стук ит.д.)
Что за машина? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону
Услышь шепот. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Затем постепенно переходим к играм и упражнениям с речевыми звуками.

Игры для развития фонематического слуха.
Какими звуками отличаются названия предметов? Бочка-почка, корка-горка, лук-люк, трава – дрова, роза- роса и т.д.
Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук в слове.
По первым звукам названий предметов (игрушек) угадай слово: морковь, апельсин, картофель (мак), собака, ослик, медведь (сом) и т.д.
Цепочка. Каким звуком заканчивается слово «дом»? Придумай слово, которое начиналось бы с этого звука (мак). Продолжите игру.
Слушай внимательно! Определи, в каком слов есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то хлопни в ладоши, если звука нет - топни.
Какое слово лишнее? (Обратить внимание на первые звуки в словах):
Мяч, пирамидка, матрешка, мишка.
Барабан, банка, шляпа, бабочка.
Телефон, туфли, танк, зонт.
Найди место звука в слове: в начале, в середине, в конце (п: сапоги, пень, топор; а: абрикос, сад, кошка).

Есть множество игр и упражнений для тренировки фонематического слуха у детей, главное – вовремя определить проблему с речью и начать заниматься.
Занимаясь с ребенком систематически, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.



15