Выступление на родительском собрании учащихся 9-х кл. в рамках предпрофильной работы


В современном мире образование рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества развития экономики и жизни общества. Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В концепции модернизации российского образования определена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Немаловажное значение среди них занимает предпрофильная подготовка учащихся, которая дает возможность получить дополнительную подготовку по выбранным предметам для дальнейшего обучения в профильных классах 3-й ступени. Основные цели предпрофильной подготовки в школе 2-й ступени
– выявление интересов учащихся,– проверка их возможностей.
Уже к 9-му классу основной школы ученик должен:
– получить информацию о возможных путях продолжения образования,– оценить свои силы,– принять ответственные решения по выбору профиля.
В течение нескольких лет высшие учебные заведения открывали новые факультеты, а школы – профильные классы, ориентируясь не на потребности рынка, а на желания учащихся, выпускников и их родителей. Удручает постоянство, с которым выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: юрист, экономист, менеджер и т.д. Профессии производственной сферы – основы экономики – почти не представлены. Один из основных факторов, влияющих на выбор профессии выпускников –  «престижность», является и самым коварным, так как на протяжении десятилетий востребованность некоторых профессий менялась с точностью до наоборот. В треугольнике «рынок – профессиональные намерения молодежи – профессиональное образование» отношения развивались не эффективно, плодя никому не нужных специалистов, чтобы обеспечить абитуриентами огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных специалистов производственной сферы. Известно, что в рыночной экономике нет необходимости искусственно повышать престиж одних видов деятельности за счет других – жизнь сама расставит всех по своим местам. Те учебные заведения, которые смогут оперативно и гибко реагировать на потребности рынка, сохранятся и будут динамично развиваться.
        По данным Министерства образования и науки на сегодняшний момент прогнозируется потребность в специалистах следующих направлений:
Отрасль  Специализация 
Физико-математические науки  Прикладная математика и информатика, радиофизика и компьютерная техника, биохимическая физика
Естественные науки  Химия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология
Гуманитарные науки  Лингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
Социальные науки  Социальная работа, социология, теология, социальная антропология
Здравоохранение  Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика
Экономика и управление  Регионоведение, национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление
Информационная безопасность  Компьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем
Сфера обслуживания  Социально-культурный сервис и туризм
Ракетно-космическая техника  Авиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето- и вертолетостроение
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды  Защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств 
На основании данных таблицы, можно утверждать, что в условиях современной системы образования проблема подготовки учащихся к дальнейшему обучению по естественнонаучным направлениям приобретает особую актуальность. Отсутствие интереса и страх перед итоговой аттестацией не дает возможности  учащимся объективно подходить к выбору профиля обучения в старшей школе.
Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.
Необходимость профессионального выбора в старших классах обусловлена и внутренними причинами: личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, соответствующую их ожиданиям, способностям, потребностям, овладев которой они смогут приносить пользу государству и обществу, способствовать его экономическому, нравственному, патриотическому, экологическому возрождению страны.