Технологическая карта урока русского языка на тему Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПО ТЕМЕ «ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И
БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»,
ПРОВЕДЁННОГО ВО 2-Б КЛАССЕ
УЧИТЕЛЕМ ГБОУ СОШ № 25
ХАХОЛЕВОЙ ТАТЬЯНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ
Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, карточки для практической и парной работы, презентация к уроку, программа «Наглядная школа.Русский язык. 1 часть»
Цель: уточнить представление об особенностях твердых и мягких согласных и их обозначении на письме
Планируемые результаты:
Предметные: определять на слух парный по твердости-мягкости согласный звук на конце слова, определять гласные 1 и 2 ряда, воспроизводить имеющиеся знания в устной форме, воспринимать речь собеседника, расширить словарный запас, воспроизводить полученные знания, писать слова с мягким знаком и объяснять их написание.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Классифицировать слова по той роли, которую в них выполняют буквы и, е, ё, ю, я.
Читать звуковые модели слов с мягким знаком типа ([дал’], [в’ эс’]).
Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость.
Сопоставлять значение и написание слов типа шесть-шест.
Использовать для решения разнообразных практических задач словари.
Извлекать необходимую информацию из учебника.
Коммуникативные УУД:
Сотрудничать в парах при взаимопроверке, в группах при выполнении учебных задач.
Выслушивать друг друга, соблюдая нормы общения.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Регулятивные УУД:
Понимать и сохранять учебную задачу урока.
Составлять план действий с учётом конечного результата.
Осуществлять контроль и оценку своих действий.
Осуществлять самоконтроль в форме сличения с эталоном, коррекция.
Адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.
Самоконтроль в форме сличения с эталоном, коррекция в случае несоответствия с эталоном, оценка-осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД:
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Принимать учебные цели.
Быть готовыми поддерживать состояние своего здоровья.
Демонстрировать понимание изученного материала.
Сценарий урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Организация начала занятия
Проверка выполнения домашнего задания
Подготовка к основному этапу занятия
Формулирование проблемы, определение задач урока.
Развитие умений – применение знания.
Практический этап
Итог уркоаРефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание Психологический настрой.
Весёлое солнышко
Смотрит к нам в класс,
А лучик, играя, приветствует нас:
«Доброго утра, хорошего дня!
Я пожелаю вам, детвора! (слайд 2)
Энергетическая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика. Учитель показывает движения.
Проверка домашнего задания.
Комментированная запись под диктовку слов с двойными согласными: класс, суббота, группа, ванна, касса, шоссе, ссора, Анна, грипп (болезнь), хоккей. Объяснение, как произносить эти слова и как их переносить (если можно) с одной строки на другую.
Актуализация имеющихся у учащихся знаний.
Практическая работа-построение схемы «Звуки речи»
Отгадайте загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется всё……
- Сколько букв в русском алфавите? Все ли буквы обозначают звуки? А какие группы мы можем разделить звуки?
- Ребята, на партах у которых лежат карточки со словами, выйдите к доске и заполните схему, прикрепив карточки с помощью магнитов.
- Давайте проверим, правильно ли у нас получилось. (слайд 3)
Работа в парах.
-У вас на партах лежат листочки со словами. Ваша задача – изменить слово так, чтобы первый согласный твёрдый согласный стал мягким.
лук - рад- воз- пыл-
мыл- был- нос- мышка-
- Какие слова получились?
- Какие гласные вам помогли?
- Какой вывод сделаем?
Отгадайте загадку.
С твёрдым [ л ] я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только [ л, ] смягчите,
Сразу в танец превратите.
- Какая буква, кроме гласных , превратила твёрдый согласный в мягкий?
Мягкий голос, мягкий шаг,
Это буква….. ( мягкий знак ).
Самоопределение к деятельности.
-–Попробуем сформулировать тему урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (слайд 4)
- А сейчас разовьем наши умения и выполним задания.
1. Работа с учебником.
Фонетическая разминка
- Рассмотрите рисунки на странице 120 учебника. Произнесите по цепочке каждый согласный звук.
-произнесите парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. В чём различие в произношении этих звуков.
- Произнесите только мягкие непарные согласные звуки.
- Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки.
Выполнение упражнения № 193 по рядам.
Фронтальная самостоятельная работа (выполнить письменно упр. 194 настр.121)
Физкультминутка
Если я назову слово с мягким согласным звуком на конце, вы приседаете, если с твердым- подпрыгиваете. Желудь, лебедь, гриб, стул, сельдь, ливень, окунь, цветок, дуб, хор, шесть, шест, окно.Почему не присели и не подпрыгнули во время прочтения последнего слова?
Попробуем сделать вывод. С помощью чего обозначается мягкость согласных звуков на письме?
Сделайте вывод.
Упражнение на группировку слов с мягкими и твёрдыми согласными звуками. (слайд 5 )
- Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради:
лес, юла, плот, мёд, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мел, люди - Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Самопроверка (слайд 6)
Применение полученных знаний
Выполнение тестовых упражнений на интерактивной доске


- Как на письме обозначить твердость и мягкость согласных звуков? (слайд 7)
Игра «Верно-неверно» в тетради по презентации на экране (слайд 8)
Предлагает проверить свои знания о ь, полученные на уроке
Предлагает поставить знак «+», если высказывание верно; знак «-», если высказывание неверно. (Прочитайте на слайде вопрос, поставьте «+», если высказывание верно, или «–», если высказывание неверно, через запятую в строчку)
1. Ь обозначает мягкий согласный звук (-)
2. Ь указывает на мягкость предыдущего согласного звука (+)
3. В слове «мышь» нет мягких звуков (+)
4. Для обозначения твердых и мягких согласных звуков применяются только гласные буквы (-)
5. Ь звука не
обозначает (+)
6. В слове «день»3 звука (+)Предлагает проверить и оценить свою работу.
Сверьте свои ответы с «ключом»
Просит поднять руки тем детям, кто отлично и хорошо справился с работой.
Закончите предложения(слайд 9)
Предлагает записать домашнее задание (общее для всех) -
Упр.196 с. 121
(слайд 10) Учащиеся повторяют за учителем движения пальчиковой гимнастики.
Ребята по одному выходят к доске, записывают комментируя слово и объясняют, как его можно перенести.
- Алфавит
- 33. Ь и Ъ знаки не обозначают звуки.
Учащиеся строят на доске схему.
Ребята сверяют с образцом:

- Люк, ряд, вёз, пил, мил, бил, нёс, мишка
- е ё и ю я
- Эти буквы указывают на мягкость согласного.
- полка- полька
- ь (мягкий знак)
Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных».
- Будем учиться различать буквы мягких согласных звуков
- Определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.
Ребята произносят звуки по «цепочке»
- [ч’], [й’], [щ’]
- [ж], [ш], [ц]
Ребята самостоятельно записывают названия предметов, подчёркивают в словах букву, которой обозначены звуки [л] и[ л’]
Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки,
объясняют свои действия.
Оценивают себя.
Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.
Ребята выполняют задания в тетрадях.
Сверяют свою работу с образцом.
Ребята выходят к доске и выполняют тестовые задания
Ответы ребят
Отвечают на вопросы учителя, ставят + и –
Сверяют ответы с ключом.
Оценивают свою деятельность в игре и на уроке, используя смайлики.
Записывают домашнее задание. Личностные УУД: Быть готовыми поддерживать состояние своего здоровья.
Предметные УУД Воспроизводить имеющиеся знания в устной и письменной форме, воспринимать речь собеседника.
Регулятивные УУД:
Адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД
Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представление информацию в виде схемы. Выявление сущности, особенностей объектов.
Регулятивные УУД.
Самоконтроль в форме сличения с эталоном, коррекция в случае несоответствия с эталоном, оценка-осознание качества и уровня усвоения.
Предметные УУД.
Воспроизводить полученные знания.
Коммуникативные УУД.
Выслушивать друг друга, соблюдая нормы общения. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Регулятивные УУД:
Адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников
Познавательные УУД:
Сопоставлять значение и написание слов типа мышка - мишка
Предметные УУД . Воспроизводить имеющиеся знания в устной форме, выделять и формулировать познавательные цели
Личностные УУД. Осознают актуальность изучения темы; проявляют интерес к содержанию урока
Личностные УУД: Готовность поддерживать состояние своего здоровья.
Предметные УУД:
Определять на слух парный по твердости-мягкости согласный звук на конце слова.
Регулятивные УУД:
Адекватно оценивать свои достижения
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
Демонстрировать понимание изученного материала
Регулятивные УУД:
Оценить степень достижения цели.