Технологическая карта к уроку русского языка по теме : « Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»


Технологическая карта урока русского языка .Тема: « Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»
Номинация «Технологическая карта урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода, соответствующего требованиям ФГОС НОО»
(Школа России, 2 класс)
Выполнила:
учитель высшей квалификационной категории
Куприкова Любовь Васильевна.
2015-2016 учебный год.
Тема урока: Правописание слов с безударной гласными звуками в корне слова.
Тип урока: урок моделирования и преобразования модели
Методы ведения урока:1) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
2) по способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, словесный и наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетради, компьютер, проектор.
Дидактическая цель:
-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
- формирование умения видеть и знать обозначение мягкости согласного на письме;
-развивать умение точно отвечать на вопросы
-развивать устную и письменную речи учеников;
-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.
Задачи:
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.
2. Метапредметные:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
- освоение способов работы с учебной книгой;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
Коммуникативные:
- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова;
Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя
Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить
Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
1.Организация детей.
Вот и прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Я желаю вам старанья, пониманья и желанья
Много нового узнать, чтобы грамотно писать.
2.Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы!
-На какие группы делятся все согласные?
-Как обозначается мягкость согласного на письме?
Выпишите слова с мягким согласным, который обозначается мягким знаком.
Прочитайте слова. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
Разделите слова для переноса.
Сосчитайте звуки и буквы.
Почему букв больше? Фронтальная работа
На доске появляются текст:
Пришла поздняя осень. Был теплый летний день. Лева и Петя идут гулять. Из школы шли мальчик и девочка. Дети слепили снежную крепость.
Находить слова с мягким знаком .Делить слова на слоги.
Самопроверка. 3. Минутка чистописания.
- Давайте напишем узоры в тетради. Дедушка Мороз увидит, как красиво вы умеете писать и наметёт много-много снега.
-Что общего у всех записанных букв?
-Дай характеристику гласным. Пишут по образцу
аа яя оо ее ии ёё ее
@ @ @ @ 4.Словарная работа Зачеркните в цепочке глухие согласные.
Назовите лексическое значение слова. ПОКШДЕЦЖСЧДХА
Находить глухие согласные.
Прочитать полученное слово. Развивать умение давать точное определение лексического значения слова.
5.Определение темы и цели урока.
Прочитайте слово с пропущенной буквой.
-Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
- Мы будем исследовать безударные гласные в корне слова.
-А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока?
-Молодцы! Мультимедиа.
На берегу растет с .. сна.
С.сосна-сосныПроверять безударные гласные в корне слова.
Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Прогнозировать предстоящую работу
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом.
6.Формирование новых навыков.
а) Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.
УДАРНАЯ –
СИЛЬНАЯ –
ЧЕТКАЯ –
-Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.
-Что значит понятие «безударная гласная»?
Дальше дети рассуждают по выше составленной схеме:
-А какая позиция для гласной считается сильной?
-А что для этого надо сделать?
-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?
-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая?
б). Работа над предложением.
Запишите предложение. Найдите слова на изучаемую орфограмму.
Анализируя предложение, дети приходят к выводу, что безударные гласные в корне нужно проверять. (слабая позиция, опасное место)
- Выделите основу предложения.
-Дай характеристику предложения.
-Подберите синонимы к слову сосна, запишите их. Ученики называют:
БЕЗУДАРНАЯ
СЛАБАЯ
НЕЧЕТКАЯ
Нечеткая
Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить в сильную, из безударной сделать ударную.
Под ударением
Изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой.
Проверочное
Проверяемое
Запись предложения с доски.
Безударные гласные
Сосна растет.
Простое распространенное.
Сосна- дерево.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6.Физминутка. Ребята под тихую музыку выполняют движения, которые им показывает один из уч-ся. 8.Закрепление новых знаний.
а) Работа по учебнику стр. 97, упр. 148.
- Сформулируйте задание
А я проверю, сможете ли вы решить сами проблему написания гласной в корне слова.
Что вы можете сказать об этих словах?
Умение работать в паре.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
9.Рефлексия Я читаю слова. Вы ставите + если гласную в корне надо проверить, - если не надо.
Чему мы сегодня научились?
Зачем нужно проверять безударные гласные?
Как узнать какую букву надо писать? Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи.
+ + - + - +
Взаимопроверка( работа в паре). Если все правильно ставим !, если допущено1-2 ошибки +, ели больше2 то -
Оценивать работу своих товарищей.
 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
10.Итог урока – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
12.Задание на дом Учебник стр. 97, упр. 149.