Семинар №3 Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста


УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия №3

по МДК «Здоровый человек и его окружение»
(специальность «Сестринское дело», 3 курс)

ТЕМА: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста».





















Пояснительная записка

Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.

Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
дидактический материал по данной теме.

























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: « Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья в период грудного возраста;
принципы рационального и диетического питания.

Цели занятия:
1. Дидактические:
контроль и коррекция знаний по теме: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста».
2. Развивающие:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК4)
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный, письменный опросы.
Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Анатомия и физиология человека
СУРЗ в педиатрии
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
ОП.09. Психология
ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение
МДК.01.02. Основы профилактики
МДК.01.03. СД в системе медико-санитарной помощи населения

2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие
Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.



Используемая литература:
Для студентов:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).
Для преподавателей:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Хронокарта занятия.
Организационный момент 2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Актуализация опорных знаний 10 минут
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут
Контроль и коррекция знаний 50 минут
Подведение итогов занятия 5 минуты
Сообщение домашнего задания 3 минута

Характеристика отдельных элементов занятия

Содержание этапов занятия
Методическое обоснование

1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.


2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что Первый крик младенца симптоматичен: ребенок закричал - значит, он будет жить.
Пуповина, связывающая дитя с организмом матери перерезана, мать уже не снабжает его кислородом, углекислота накапливается в крови, действует на дыхательный центр. Центр возбуждается, импульс идет к дыхательным мышцам, они сокращаются, и ребенок делает первый вдох, а затем выдох. Это и есть первый крик ребенка, который доставляет столько счастья матери. НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ!. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Актуализация опорных знаний
Цель - выявить уровень знаний по теме используя тестовый опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)



4. Контроль и коррекция знаний
1. Проводится фронтальный опрос по теме
1. Назовите АФО новорожденного.
2. Перечислите потребности новорожденного.
3. Перечислите признаки доношенного ребенка.
4. Назовите основные проблемы периода новорожденности.
5. Что такое шкала Апгар? Её критерии.
6. Назовите АФО ребенка грудного возраста.
7. Назовите основные проблемы периода грудного возраста.
8. Как проводят гигиеническую ванну грудному ребенку?
9. Расскажите о закаливании детей грудного возраста.
10. Перечислите развивающие занятия, проводимые с детьми грудного возраста.
2. Решение ситуационных задач- 15 минут (приложение №2 с эталонами ответов)
3. Тестовый опрос 2 варианта – напишите правильный ответ – 15 минут (приложение № 3 с эталонами ответов)

6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Период преддошкольного, дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов



Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1)


















Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций.

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития





Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.




Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
современные представления о здоровье, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья в период грудного возраста;
принципы рационального и диетического питания.
Цели занятия:
контроль и коррекция знаний по теме «Период и период новорожденности. Период грудного возраста»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.
1. Назовите анатомо- физиологические особенности новорожденного и ребенка грудного возраста.
2. Перечислите потребности новорожденного и ребенка грудного возраста.
3. Перечислите признаки доношенного ребенка.
4. Назовите основные проблемы периода новорожденности.
5. Что такое шкала Апгар? Её критерии.
6. Назовите основные проблемы периода грудного возраста.
7. Как проводят гигиеническую ванну, воздушную ванну, закаливание, гимнастику грудному ребенку?
8. Перечислите развивающие занятия, которые проводят с детьми грудного возраста.

Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.
1.Работа с лекционным материалом.

Литература:
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение (электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»).

Приложение 1
Входной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Антенатальный период длится:
а) 6 мес
б) 9 мес
в) 10 мес
г) 7 мес
2. Новорожденный считается доношенным, если имеет среднюю длину тела:
а) 48-52 см
б) 30-35 см
в) 40-45 см
г) 35-40 см
3. В норме у доношенного ребенка ЧСС в 1 минуту:
а) менее 100
б) 120-140
в) 180-200
г) 90-100
4. У зрелого доношенного ребенка кожа:
а) розовая
б) бледная
в) с желтушным оттенком
г) бледно-розовая
5. В норме большой родничок у доношенного ребенка имеет размеры:
а) 2 Х 2 см
б) 4 Х 5 см
в) 1,5 Х 2 см
г) 6 Х 6 см
6. Доношенный здоровый ребенок прикладывается к груди впервые:
а) через 12 часов после рождения
б) сразу после рождения
в) через 24 часа после рождения
г) через 2 часа после рождения
7. Естественные складки для профилактики опрелостей обрабатываются:
а) детской присыпкой
б) пудрой
в) раствором фурациллина
г) стерильным растительным маслом
8. Пупочную ранку ежедневно обрабатывают:
а) простой кипяченой водой
б) 96% раствором этилового спирта
в) физиологическим раствором
г) раствором фурациллина
9. Срок появления физиологической желтухи:
а) 2-3 часа после родов
б) 6-8 часов после родов
в) 2-3 день после родов
г) 5-6 дней после родов
10. Основная причина опрелости у новорожденного на 4 день жизни будет:
а) перегревание
б) переходный стул
в) охлаждение ребенка
г) активное сосание ребенка
11. Показатели длины тела, массы, окружности грудной клетки называются:
а) фактическими
б) долженствующими
в) антропометрическими
г) второстепенными
12. Тонус каких мышц преобладает у новорожденных:
а) разгибательных
б) сгибательных

Входной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Молозиво выделяется из молочной железы:
а) в течение первого месяца после родов
б) в конце беременности и первые дни после родов
в) в течение всей беременности
г) в течение первых трех недель
2. Перед каждым кормлением необходимо:
а) дать ребенку чайную ложку воды
б) подержать вертикально 3-5 минут
в) перепеленать
г) обработать слизистую рта
3. Недоношенный ребенок имеет длину тела:
а) менее 45 см
б) 50-52 см
в) 48-50 см
г) 54-56 см
4 Недоношенный ребенок рождается в срок беременности:
а) 38-40 недель
б) 26-28 недель
в) 37-39 недель
г) 28-36 недель
5. К социально-биологической причине недоношенности относится:
а) эрозия шейки матки
б) плохое медицинское обслуживание
в) большой интервал между родами
г) хромосомные аномалии плода
6. ЧСС у недоношенных детей с II степенью недоношенности:
а) 80-100 в мин
б) 140-160 в мин
в) 120-130 в мин
г) 100-120 в мин
7. Для вскармливания недоношенных детей в первые дни жизни применяют:
а) сухие смеси
б) женское молоко
в) Б-рис
г) В-овес
8. Слабо-сосущих детей кормят:
а) 8-10 раз в сутки
б) 5 раз в сутки
в) 12 раз в сутки
г) 15 раз в сутки
9. Первая прогулка недоношенных детей продолжается:
а) 15 мин
б) 30 мин
в) 20 мин
г) 5 мин
10. Температура воды для гигиенической ванны недоношенного ребенка должна быть:
а) 39-40 С
б) 35-36 С
в) 37,5-38 С
г) 38,5-39 С
11. Причиной недоношенности будет:
а) нерегулярное питание
б) II группа крови у матери
в) многоплодная беременность
г) длительное пребывание на свежем воздухе
12.Масса ребенка I степени недоношенности:
а) 1700 гр.
б) 1400 гр.
в) 1900 гр.
г) 2100 гр.

Эталоны ответов
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»

I- вариант
II- вариант

1-б
1-б

2-а
2-в

3-б
3-а

4-а
4-г

5-а
5-в

6-б
6-б

7-г
7-б

8-б
8-а

9-в
9-г

10-б
11-в
12-б
10-в
11-в
12-г

Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок



Приложение 2
Решите ситуационные задачи
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»
Задача №1.
При оценке по шкале Апгар через 1 мин выяснено: ребенок громко кричит, активно двигается, частота сердцебиений 126 уд в мин., кожа розовая, реакция на отсасывания слизи хорошо выражена. Какова оценка по шкале Апгар в баллах у этого ребенка?

Задача №2
Ребенок с весом 2600 гр. и ростом 46 см имеет внешние признаки доношенности. Но плохо сосет, склонен к перегреванию и переохлаждению, срыгивает, снижены рефлексы опоры, автоматической походки, рефлекс Робинсона. Рефлекс Бабкина вызываются хорошо. Каким является этот ребенок (доношенным, недоношенным, здоровым, больным, функционально зрелым, незрелым).

Задача №3.
Ребенку 1 год. Мать жалуется, что ребенок плохо ест. Малыш осмотрен врачом. Заключение «Практически здоров».
1. Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.
2. Сформулируйте проблемы ребенка.

Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»


Задача №1.
10 баллов.

Задача №2.
доношен, функционально незрелый

Задача №3

Потребности
1. Нормальное дыхание – в норме
2. Адекватное питание - плохо ест
3. Физиологические отправления - в норме
4. Сон - в норме
5. Движение - в норме
6. Одежда, личная гигиена -возраст
7. Поддержание нормальной температуры тела - в норме
8. Поддержание безопасности окружающей среды - в норме
9. Общение - в норме

Проблемы:
1. Ребенок плохо ест.
2. Ребенок 1 года не может самостоятельно организовать себе питание из-за малого воз-раста.
3. Ребенок 1 года не может самостоятельно осуществлять гигиенические мероприятия в полном объеме из-за малого возраста.



Приложение 3.
Выходной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»
I- вариант
Выберите один правильный ответ


1. Длительность грудного периода состав¬ляет с момента рождения:
а) с 1 до 12 месяцев
б) с момента рождения до 30 дней жизни
в) с 1 года до 1,5 лет
г) с 1 до 6 месяцев
2. Наиболее характерное заболевание для грудного возраста:
а) детские инфекционные болезни
б) частые ОРВИ
в) рахит
г) сахарный диабет
3. Ребенок начинает удерживать головку в течение 1-1,5 мин в возрасте:
а) 30 дней
б) 4 месяца
в) 2 месяца
г) 1,5 месяца
4. Слабая улыбка у ребенка появляется в возрасте:
а) 1 месяца
б) 8 дней
в) 3 дней
г) 3 месяцев
5. Хорошо и длительно держит головку с возраста:
а) 6 месяцев
б) 1 месяц
в) 4 месяца
г) 3 месяца
6. Ребенок переворачивается со спины на бок и на живот с возраста:
а) 3 мес
б) 4 мес
в) 6 мес
г) 5 мес
7. Ребенок начинает отличать знакомое лицо от не знакомого:
а) с 2 мес
б) с 3 мес
в) с 4 мес
г) с 5 мес
8. Ребенок хорошо удерживает игрушки:
а) с 3 мес
б) с 4 мес
в) с 5 мес
г) с 2 мес
9. Ребенок четко отличает мать от других:
а) с 9 мес
б) с 6 мес
в) с 4 мес
г) с 11 мес
10. Ребенок хорошо сидит:
а) с 4 мес
б) с 6 мес
в) с 3 мес
г) с 2 мес

Выходной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Первые слоги ребенок произносит в возрасте:
а) 4 мес
б) 6 мес
в) 11 мес
г) 12 мес
2. Ребенок подолгу лепечет:
а) с 7 мес
б) с 5 мес
в) с 4 мес
г) с 6 мес
3. Ребенок ищет предметы лица, когда их называют, повторяет громкие слоги с возраста:
а) 8 мес
б) 6 мес
в) 7 мес
г) 11 мес
4. Ребенок хорошо ползает:
а) с 11 мес
б) с 7 мес
в) с 5 мес
г) с 12 мес
5. Ребенок начинает стоять придерживаясь за одну руку с возраста:
а) 7 мес
б) 6 мес
в) 11 мес
г) 9 мес
6. Ребенок самостоятельно стоит, ходит при поддержке взрослых, выполняет несложные поручения, начиная с возраста:
а) 12 мес
б) 9 мес
в) 11 мес
г) 8 мес
7. Продолжительность пребывания пищи в же¬лудке при грудном вскармливании:
а) 2-3 час
б) 5-6 час
в) 7-8 час
г) 4-5 час
8. Ребенок переворачивается со спины на бок и на живот с возраста:
а) 3 мес
б) 4 мес
в) 6 мес
г) 5 мес
9. Ребенок начинает отличать знакомое лицо от не знакомого:
а) с 2 мес
б) с 3 мес
в) с 4 мес
г) с 5 мес
10. Ребенок хорошо удерживает игрушки:
а) с 3 мес
б) с 4 мес
в) с 5 мес
г) с 2 мес

Эталоны ответов
Выходной контроль
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста»

I- вариант
II- вариант

1-а
1-б

2-в
2-а

3-в
3-а

4-а
4-б

5-г
5-в

6-г
6-в

7-в
7-а

8-б
8-г

9-б
9-в

10-б

10-б


Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок

















Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата


Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных





























































































Методическая разработка семинарского занятия


Специальность «Сестринское дело», 3 курс


МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение



Версия 1.0 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515 из 15


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК ЕМД №2


Методическая разработка семинарского занятия




Должность
Фамилия/Подпись
Дата

Составил
Преподаватель
А.Н. Миронова


Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
М.Н. Афанасьева
М.П. Маркевич


Версия: 1.0


Стр.1из 15





Рисунок 1