Рекомендации педагогическим работникам Физика и математика


Актуальные Проблемы
профессионального образования
через призму математического
и физического обучения.
Конкина Наталья Викторовна,
Преподаватель ГБПОУ ШАТТ, р.п. Шатки
Система профессионального образования является бесспорным и мощным фактором социального прогресса, определяющим судьбу страны на большую перспективу. В век триумфа информационных технологий, неконтролируемого развития техногенной цивилизации, технизации человека роль профессионального образования особенно актуализируется. Современный мир подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.
Что касается образовательной деятельности, то перед ней стоит задача профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, формирование ответственных, просвещенных и активных граждан. В связи с тем, что техническое образование является одной из базовых областей системы профессионального образования, его состояние оказывает решающее влияние на развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ государства на международной арене. С интенсивным развитием в России рынка труда, государственного и частного секторов экономики актуальность проблемы подготовки конкурентно-способных, соответствующих международным стандартам (уместно упомянуть движение WorldSkills) и способных адаптироваться к рыночной экономике специалистов.
Среди всех фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс, математике и физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников профессиональных учебных заведений. Необходимость совершенствования образования в учебных заведениях обуславливается развитием самих наук, возрастанием их роли в развитии смежных наук технического профиля и профессиональной культуры общества.
В процессе изучения общетеоретических дисциплин в техникуме необходимо не только сообщить обучающимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом профессионально значимых умений и навыков познавательного и практического характера. В частности математика и физика являются не только основами в развитии теоретико-экспериментальных наук, но и основой в развитии машиностроения и других отраслей народного хозяйства. Эти две дисциплины являются «прародительницами» большинства технических наук, представляет собой средство, которое формирует научное мышление и научное мировоззрение. Ещё А.Ф. Иоффе был уверен, что физику нельзя считать только общеобразовательным предметом. Она должна обогащать и углублять специальное образование. Вообще советская физика всегда была гордостью нашей страны. Именно благодаря достижениям советских ученых математиков и физиков Советский Союз в середине прошлого столетия вышел на передовые рубежи научно-технического прогресса, первым покорил просторы вселенной.
Высокий авторитет наук был бы невозможен без эффективной системы взаимодействия с техническим образованием. Нужно учитывать, что объем дисциплин в учебном процессе уменьшился. Число преподавателей, имеющих высшее образование математического и физического профиля, упало до 40%. Стало очевидным, что перечисленные факты привели к тому, что у некоторых дисциплин не только исчезает мировоззренческий подтекст, но и приводит к серьезному снижению уровня фундаментальной подготовки обучающихся и ставит под вопрос статус технического образования. Уже с 90-х годов в подготовке будущих специалистов стал увеличиваться разрыв между теоретическими знаниями и практической базой из-за сокращения объема часов производственного обучения и практик. С падением объемов производства все труднее стало осуществлять интеграцию образования и производства. Как известно, востребованность специалистов определяется в основном их способностью быть мобильными и конкурентоспособными в условиях рыночной экономики, а уровень знаний становится важнейшим критерием компетентности. Однако в 90-е годы молодые специалисты в значительной части оказались не готовыми к созданию и использованию технологий новых поколений, не получили должных навыков применения средств автоматизации технологических процессов, проектирования и научных экспериментов, управления производством.
Фундаментальность образования предполагает, что в профессиональных учебных заведениях знания, сформированные у обучающихся на занятиях математики и физики, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание должно способствовать формированию у обучающихся представлений о современной физической картине мира и многогранностью его математических описаний. В процессе физического образования, также важно раскрыть то, что фундаментальные науки раскрывают нам законы о естественных процессах, не имея в виду их непосредственного применения для удовлетворения конкретных потребностей людей. Задача фундаментальных наук состоит в том, чтобы открывать новые факты и систематизировать их в зависимости от возможностей. Функция прикладных наук состоит в использовании знаний для разработки конкретных технологий, устройств и процессов, направленных на удовлетворение специфических потребностей общества. Систематический процесс передачи знаний из области фундаментальных наук в область прикладных - осуществляется посредством системы образования.
Таким образом, обучение математике и физике должно быть взаимосвязано с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями, базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего выпускника.
На занятиях необходимо познакомить обучающихся с основными физическими явлениями, методами их наблюдения, экспериментального исследования, с основными методами измерения физических величин, простейшими методами обработки результатов эксперимента и основными физическими приборами, их математическим описанием. Сформировать определенные навыки экспериментальной работы, научить формулировать идеи, количественно формулировать и решать задачи, оценивать порядок величин. Ключевым моментом является подготовка обучающихся к изучению ряда профессиональных дисциплин и показать, что математика и физика составляют в настоящее время универсальную базу техники.
Пересмотр ориентиров образования в последнее время привел к формированию новой образовательной парадигмы, в рамках которой не только в России, но и во всем мире происходят инновационные процессы, идет поиск новых систем и методологий, более демократичных, диверсифицированных (разнообразных) и результативных с позиций интересов общества в целом и отдельной личности.
Правомерно сделать следующие выводы:
- во-первых, содержание курса математики и физики следует группировать вокруг фундаментальных физических теорий и математических законов, что позволяет реализовать целостность профессионально-технического образования;
- во-вторых, процесс обучения должен рассматриваться как целостная методическая система, ведущим принципом которой является принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности.
Вот тогда в сфере профессионально-технического образования будут подготовлены высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям современной социокультурной ситуации и требованию потенциального работодателя.
Библиографический список:
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –
М.: АКАДЕМИЯ, 2005 г.
Соколова И.Ю. и др. Качество подготовки специалистов технического профиля и технологии
обучения. – Томск: ТПУ, 2033 г.
Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: АКАДЕМИЯ, 2006 г.
https://science-education.ru/ru/article/view?id=23513http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/06/dissertatsiya-Belyaevoy-ZH.V..pdfhttp://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/17/aktualnye-voprosy-v-perpodavanii-fizikihttp://www.rusnauka.com/ONG/Pedagogica/5_sviridenko%20ju.f..doc.htm