Статья Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.  2. Предотвращение наступления утомления.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
4. Проявление педагогического такта.
Ежегодно должны проводится следующие этапы работы:
1. Составление характеристики учащегося:
а) отношение к занятиям;
б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности;
в) ведущие интересы и склонности;
г) состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни.
2. Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования.
3. Совместная работа с социальным педагогом и психологом.
4. Составление индивидуальной программы обучения.
5. Отслеживание результатов деятельности.       
Очень важна при работе с такими детьми роль педагога, создающего «ситуацию успеха», которая позволила бы детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок должен быть настроен на положительный результат, уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
 Очень важно работать с семьей ребенка. Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать  ее возможности.    Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.  Именно от работы  учителя  зависит,   насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Таким образом, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия.