Адаптированная воспитательная программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты – Мансийского автономного округа–Югры
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа–Югры для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Солнечная школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»




РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Заседание МС. Зам. директора по ВР Директор
Протокол № Парфенова С.В. Модестова Е.Г.
от « » августа 2016г. _____________ ____________
« » августа 2016г. Приказ №
« » августа 2016г.


Рабочая программа
«Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с ограничеными возможностями здоровья».


Составитель: воспитатель высшей категории
А.В. Ковалева





2016-2017 учебный год

Адаптированная воспитательная программа
«Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.
Условия реализации программы.
Программное содержание воспитательного процесса.
Работа с родителями.
Требования к результатам реализации программы.
Методы, средства и способы оценки эффективности программы.
Ожидаемые результаты.
Список литературы (основной и дополнительной).
Календарно-тематическое планирование.

















Пояснительная записка
Адаптированная воспитательная программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Нормативно-правовой и документальной основой Адаптированной воспитательной рабочей программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  обучающихся КОУ "Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года п.1 статья 11;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для умственно отсталых детей (проект);
Пособия для  воспитателей и учителей  «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» (допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: АРКТИ, 2007). Авторы: Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.;
Адаптированная основная образовательная программа школы – интерната;
Устав школы – интерната и другие нормативные и локальные акты образовательного учреждения.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программу воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Рассмотрим указанные выше требования по отношению к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Одно из таких направлений – воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни – включает такие ценности, как:
- жизнь во всех её проявлениях;
- экологическая безопасность;
- экологическая грамотность;
-физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье;
- экологическая культура;
- экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
- ресурсосбережение;
- экологическая этика;
- экологическая ответственность;
-социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды;
- устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности обучающихся посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и рациональная организация труда и отдыха обучающихся (здоровьесберегающая педагогика).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для умственно отсталых детей (проект), адаптированная воспитательная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает решение следующих воспитательных задач:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование правил личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
формирование представлений основ экологической культуры в процессе ознакомления с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и
социализации обучающихся.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Ценностный принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Ценностный принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм – происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Системно-деятельностный принцип. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Содержание программы. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни включает:
- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
- знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
- осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
- способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
- овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
- устойчивую мотивацию к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
- профессиональную ориентацию с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
- опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
- отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни предусматривает такие виды деятельности и формы занятий, в которых обучающиеся:
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
Проводят школьный экологический мониторинг (систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища; мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте; выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения; разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.).
Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни включает несколько модулей.
1) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
- умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
- знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
2) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
- представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
- потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
- умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
3) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
- навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
- владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
- навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
- представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
- навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
- навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
4) Комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
- знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
5) Комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
- включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
- ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
- развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
6) Комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного общения:
- развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
- развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
- формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы,
- здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;
- родная земля;
- заповедная природа;
- планета Земля;
- экологическое сознание.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни спроектирована на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей района.

II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.
Считается, что успешность образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения и воспитания детей.
Для среднего и старшего возраста основными являются:
Мотивы:
потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;
утвердиться в компании сверстников;
ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности:
разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей;
«кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;
межличностное общение (быть друг с другом, с друзьями;
уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих – то глазах);
учебно–профессиональная деятельность (помощь подростку в его профессиональном самоопределении).
Воспитательная работа включает в себя шесть основных направления, содержание которых составляет область знаний охватывающих теорию и практику адаптации обучающихся к социуму, подготовку детей к самостоятельной жизни.

Экологическое воспитание:
- понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды;
- развитие потребности общения с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды

Охрана здоровья и основы безопасности и жизнедеятельности обучающихся воспитанников:
-профилактическая работа по формированию знаний ОБЖ и правил дорожного движения;
-просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;
Семейное, половое воспитание:
-знакомство с традициями современной среды;
-воспитание правильного взаимоотношения в семье;
-подготовка к семейной жизни.
Трудовое воспитание:
-трудовая, общественно-полезная деятельность;
-профориентация.
Эстетическое воспитание:
- творческая деятельность;
- приобщение к музыке, к культуре.

Каждый раздел программы включает два компонента:
«академический» как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем;
«жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Формируемые жизненные компетенции воспитанников:
В рамках реализации адаптированной воспитательной программы предусмотрена работа по формированию жизненных компетенций обучающихся:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях:
- умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке;
- умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
- прогресс в самостоятельности и независимости в быту;
- представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни;
- умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность.
Овладение навыками коммуникации:
- умение решать актуальные житейски задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную и невербальную);
- освоение культурных форм выражения своих чувств;
- расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Дифференциация и осмысление картины мира:
- расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.
- развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
- умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.
Дифференциация и осмысление адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей:
- представления о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми;
- расширение круга освоенных социальных контактов.
Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно-развивающей работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников школы-интерната, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.


III. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация программы рассчитана на использование традиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих форм, методов и приёмов.
Технологии, используемые в работе:
Информационно-компьютерные;
Личностно-ориентированного развивающего обучения;
Игровые технологии;
Технология КТД;
Здоровьесберегающие;
Технология нестандартных воспитательных часов предусматривает следующие формы: экскурсии, встречи с интересными людьми, дискуссии, интеллектуальные игры, практикумы, тренинги, компетентностно-ориентированные задания моделирование ситуаций, КТД.
Комплексное воспитание осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм воспитания.
Экологическое воспитание
Раздел «Экологическое воспитание» дает детям понятие об устройстве окружающего мира, принципах правильного взаимодействия с ним, а также направлено на формирование у обучающихся бережного отношения к родной природе и окружающей среде. Тематические занятия способствуют развитию экологической и гражданской сознательности.
Детство – этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. «Ты пришёл в гости в природу – не делай ничего, что бы счёл неприличным делать в гостях». ( Д.Л.Арманд)
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном детстве. Воспитательный потенциал природы безграничен – это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения экологической культуре, направленный на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.
Экологическая культура - система социальных отношений и норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Цель: Выявление психолого-педагогических условий для формирования ценностных ориентаций и знаний, обучающихся с ОВЗ о природе; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; позитивного опыта взаимодействия воспитанников с природой.
Задачи: – воспитание у обучающихся экологической культуры.
Для решения этой задачи необходимо формирование следующих умений:
– устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между разными природными процессами и явлениями;
– устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между природными процессами и явлениями и деятельностью людей;
– не только видеть в природе источник всех возможных ресурсов, но и осознавать её эстетическую и нравственную ценность;
– доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
– сочувствовать природе и её обитателям.
– формирование элементарных природосберегающих умений, доступных ка
·ждому человеку.
К элементарным природосберегающим умениям, которые необходимо формировать в школе, следует отнести умения:
– оценивать правильность поведения людей в природе;
– вести себя в природе, руководствуясь принципом «Не навреди»;
– находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Формы работы:
экскурсии;
целевые прогулки;
подвижные игры;
конкурсы;
викторины, праздники.

Ожидаемые результаты:
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Овладение навыками коммуникации
Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:
Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года);
Занятия и беседы (беседа – сказка, викторины, игры, прогулки, экскурсии в природу, урок – путешествие);
Проведение экологических викторин;
Внеклассные мероприятия, посвящённые дню земли, дню птиц, экологическому дню (15 апреля) и т.д.;
Чтение литературы. Работа в библиотеке.

Ожидаемые результаты:
Расширятся возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности
Усвоение обучающимися гражданских, нравственных понятий и норм поведения
Умение строить свою жизнь по законам природы, охранять и защищать природу, ценить окружающее
Формирование личности, умеющей творить прекрасное, не причинив вреда окружающей среде
Повысится социальная активность обучающихся
Вырастет число обучающихся, принимающих активное участие в практической трудовой деятельности и заинтересованных в благоустройстве школьной территории и пришкольного участка.

«Охрана здоровья и основы безопасности и жизнедеятельности»

Раздел "Безопасность жизни" позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности, формирование ЗОЖ.
Задачи:
охранять и укреплять здоровье, повышать сопротивляемость и защитные свойства организма;
дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек;
научить правилам поведения на дороге, в транспорте, в лесу, дома, на воде;
научить правильно, пользоваться бытовой техникой;
научить оказывать первую медицинскую помощь;
ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними;
содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Формы работы:
экскурсии;
целевые прогулки;
подвижные игры;
ЛФК, физминутки;
конкурсы;
викторины, праздники.
Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, пожарная часть, медицинские учреждения.

Содержание:
Осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека:
физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми);
репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя);
духовного (иерархия ценностей), их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
привитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях для успешной социализации в обществе;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
привитие осознанной, устойчивой мотивации к выполнению правил безопасного образа жизни человека;
оказание первой медицинской помощи; самообразование по ОБЖ для успешной его социализации;
привитие осознанного негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ;
воспитание отрицательного отношения к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики.

Ожидаемые результаты:
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
знание норм и правил экологической этики, законодательства в области ОБЖ для здоровья человека;
умение выделять ценность здорового и безопасного образа при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, на здоровье человека;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ;
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики;
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, занятиям в спортивных секциях.



III. «Трудовое воспитание»

Цель: воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к образованию, общественно-полезному труду, проявляющей интерес к будущей профессии, её осознанному выбору.
Задачи:
воспитывать ответственное, серьёзное отношение к труду, развивать умение оценивать свои способности, свою деятельность;
совершенствовать умение строить свои отношения со сверстниками в процессе трудовой деятельности;
формировать общетрудовые, начально-профессиональные умения и навыки;
побуждать к осознанному выбору будущей профессии.
Формы работы:
хозяйственно-бытовой труд;
труд в природе;
художественный труд;
общественно-полезная деятельность;
профориентация;
экскурсии на предприятия;
посещения музейных комнат предприятий.
Содержание:
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
осознание нравственных основ образования;
осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при выполнении и реализации учебных и учебно-трудовых заданий;
сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
общее знакомство с трудовым законодательством;
нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Ожидаемые результаты:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки в учебно-трудовой деятельности;
самоопределение в области своих познавательных интересов;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу;
начальный опыт участия в общественно значимых делах;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
общие представления о трудовом законодательстве.

IV. «Эстетическое воспитание»

Цель: развитие чувственного мироощущения, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных способностей.
Задачи:
развивать механизмы творческого восприятия и мышления;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, живописи;
формировать адекватную моральную самооценку творческих способностей.
Формы работы:
художественный труд (оформление школы, класса к праздничным дням);
посещения музыкальных концертов, музыкального лектория;
участие в школьных концертах;
участие в районных и школьных художественных конкурсах, интернет - конкурсах;
посещение выставок творческих работ обучающихся школы, выездных выставок;
посещение музеев, библиотек;
экскурсии на природу, в красивые места нашего города.

Содержание:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
ценностное отношение к прекрасному;
восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;
развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
представление об искусстве народов России.
Ожидаемые результаты:
ценностное отношение к прекрасному, понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
представление об искусстве народов России, интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

V. «Семейное, половое воспитание»
В целях гармоничного развития личности прививать детям определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, воспитывать не только сознание высокого предназначения человека, но и его ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения; воспитывать у детей нравственные основы при подготовке к будущей семейной жизни.
Задачи:
развитие у воспитанников мотивации к приобщению к положительным
традициям национальной культуры и русской семьи;
пропагандирование здорового образа жизни (плакаты, показ кинофильмов, лекции, беседы и т.п.);
обогащение обучающихся знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний;
социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание обучающихся.

Содержание
Закладывание основ семейного, полового воспитания.
Моя семья. В этом разделе ребёнок раскрывает особенности взаимоотношений в своей семье, что позволяет оценить дальнейшую перспективу развития этого ребёнка в социальном плане.
Родители. В этом разделе изучается позиция ребёнка по отношению к биологическим родителям, оказывается помощь ребёнку в оценке и принятии их настоящего положения; осознание ролевых позиций матери и отца из положительного семейного опыта на примере героев кинофильмов, книг и жизненного опыта, подкрепляя позитивным настроем на будущее.
Дом. Третий раздел помогает детям научиться эффективному ведению домашнего
хозяйства, оптимальному распределению семейного бюджета.
Здоровье семьи – главная ценность. В этом разделе обучающиеся познают особенности здорового образа жизни, учатся определять здоровое состояние организма и обозначать это состояние как главную ценность для себя и близких людей.
Семейное воспитание. На занятиях этого раздела у обучающихся формируется
представление о психологических особенностях семьи, оказывается помощь в осознании семейных ценностей, в осмыслении и укреплении ценностей семейных межпоколенных связей; дети обучаются использовать накопленный социальный опыт предыдущих поколений в собственной жизни.
Дружная семейка. Этот раздел посвящён семейным традициям, накоплению
бесценного опыта празднования особых семейных дат, передача культурного наследия
потомству.

Формы работы:
Беседы;
тематические вечера;
конкурсы;
тренинги;
тесты;
познавательные игры;
беседы о нравственности;
встречи со специалистами и т.п.;
дискуссии, экскурсии.
В конце изучения этих разделов у детей должно быть сформированы:
представление о доме, понятие о благополучной семье;
глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;
культура общения с взрослыми, старшими, сверстниками;
навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
Дети должны уметь:
проявлять заботу об окружающих, близких людях;
адекватно реагировать в различных ситуациях;
анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;
организовать собственный досуг и привлечь окружающих к рациональному
использованию свободного времени.



Дети должны знать:
понятия - семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни
человека, доверие в семье;
способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;

Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса подразумевает использование коррекционных методов и приёмов:
1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально – положительного опыта:
организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
ожидание лучших результатов (педагог заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению).
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучающимся:
просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
поощрение - похвала, награда, одобрение;
обходное движение (подразумевает отведение от ребенка заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
проявление огорчения (пробуждает у ребенка чувство стыда);
прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый ребенком проступок);
поручительство (взятие виновного ребенка на поруки, обещание от своего имени, что он будет достойно себя вести);
проявление умений и превосходство педагога (обучающиеся уважают своего педагога, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
3. Приёмы, в которых открыто, проявляется авторитет педагога:
констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему о них известно);
осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
наказание (реализуется в наложении определённого взыскания);
приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме);
предупреждение (заключается в раскрытии перед обучающимся неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения).
4. Приёмы со скрытым действием:
параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из обучающихся, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на поведение провинившегося);
намёк (ребенку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию);
ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицание).

VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями обучающихся представлена следующими направлениями и формами:
1. Изучение условий семейного воспитания:
посещение семей и знакомство с ними в естественной, неформальной обстановке;
беседы, анкетирование родителей, сочинения обучающихся о семье, конкурсы творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса:
родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации);
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах;
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Взаимодействие с родительским комитетом:
помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
4. Совместная деятельность родителей и детей:
Формы:
индивидуальные;
групповые;
коллективные.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.


VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом реализации воспитательного процесса считать динамику продвижения в усвоении знаний и навыков воспитанности. Используя мониторинг по методике «Уровня воспитанности» Н.П. Капустина, для старшего и среднего звена (приложение 1).
Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности обучающихся школы.
Задачи мониторинга:
определить состояние уровня воспитанности обучающихся;
оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности обучающихся;
отследить траекторию развития обучающихся среднего и старшего звена, в процессе воспитательной работы.
А также мониторинг по методике «Уровня изучения социализированности» М.И. Рожковым, для старшего звена.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Знает:
Обучающиеся должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях, у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.
« Какой я? », « Что я могу? »;
заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе;
адекватно понимает свои возможности, способности, особенности характера;
знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет общаться в разных социальных группах;
имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением, мимикой лица;
знает правила взаимоотношений между людьми;
умеет слушать и быть интересным другом;
может расположить к себе человека;
умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта; умеет работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других.
Знает, что здоровье это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать. О существовании и соблюдении правил безопасности жизнедеятельности; о правилах поведения пешеходов, велосипедистов на улицах сёл, города, о правилах дорожной грамотности и навыках безопасного поведения на дорогах; о способах оказания первой медицинской помощи; о видах необходимых витаминов и соблюдении правил правильного питания.
Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами. представления о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; четко ориентируется в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.
VIII МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Методы, используемые воспитателем для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников?
Самая большая и популярная группа этих методов – это опросы. С их помощью выявляются ценностные ориентации воспитанников, знания, установки, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
Беседа  специфический метод, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Наблюдение – наиболее доступный способ получения знаний о воспитанниках.
Анкетирование  эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты, которые позволяют выяснить не только мнение воспитанников по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения.
Тестирование (метод тестов)  исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения учащимися ряда специально разработанных заданий.
Метод суждения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к воспитанникам с просьбой, высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.
Открытые занятия.
Выполнение индивидуальных, коллективных и практических заданий.
Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце программы.
Анализ на конец года по реализации программы.

IX ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. В учреждении, как в образовательной системе:
Создать условия для работы в области нравственного и патриотического воспитания;
обогащение содержания нравственного и патриотического воспитания;
вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе обучающегося:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
Повышение уровня мотивации к ЗОЖ,ОБЖ, занятиям в спортивных секциях.
Готовность ученика к самостоятельному выбору, к принятию ответственности за порученное дело и последствия своих поступков.
Сформированность желания к самовоспитанию и саморазвитию.
Сформированность развитой, творческой, способной к самосовершенствованию толерантной личности.
Повешение уровня активности и самостоятельности детей среднего и старшего школьного возраста
формирование у обучающихся социально-значимых качеств личности, как ответственность, чувство долга, уважение к истории Родины.
внедрение в детскую сферу национальных культурных традиций, норм патриотического поведения;
знание государственной символики Российской Федерации, ХМАО-Югры
повышение интереса к историческому прошлому своего края, района, области, страны;
преемственность по проблемам нравственного воспитания через интеграцию общего и дополнительного образования.























VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» - Киев, 1986.
Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001
«Воспитательная работа с учащимися в современных условиях» - Методические рекомендации под редакцией Лобачёвой Т.Ф., Курган, 1994.
«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.- М., Педагогика, 1987.
Иванов И.П. «Энциклопедия коллективно-творческих дел»- Педагогика, Москва, 1989.
Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» - Учебное пособие, Екатеринбург 2001.
Карпова Г. А. «Методическая диагностика взаимоотношений Учитель - Ученик» - Екатеринбург
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций» - Екатеринбург
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения» - Екатеринбург, 1998.
Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » - Екатеринбург, 2000.
Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника» - Екатеринбург, 1997.
Клюева Н.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль, 1997.
Кульневич С.В. «Воспитательная работа в средней школе» - Т. Ц. «Учитель» 2001.
Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» 1-2 части – Москва, 2002.
Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва, 2001.
Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»
Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» - Москва, 1981.
Рычкова М. А. «Поведенческие расстройства» - Москва, 2001.
Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» - Москва, 2001.
Сергеева В. П «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я » - Москва, 2002.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.- С – Пб, 2003.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/ Д, Феникс,
Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» - Москва, 2000
Хаткевич О. А. «Переходный возраст» - Минск, 2003.
Шемшурина А. И. «Этические диалоги с учащимися» - Москва, 1999.
Шилова М. И. «Учителю о воспитанности школьников» - Москва, 1990.
Шулешко Н.Е., Ершова А.П. Социо–игровые подходы к педагогике.- Красноярск, 1990.
Щуркова Н. Е. «Классный час и его организация» - Москва, 1981.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта для умственно
отсталых детей 2014.
Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» Пособие для воспитателей и учителей Москва, 2010.


Приложение 1
Методика проведения мониторинга Н.П. Капустина.
1.Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
2.Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
3.Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики школы VIII вида.
Основные требования к определению критериев воспитанности:
Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания, переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Степени воспитания
Цели воспитания
Критерии оценки



5-7 классы
Развитиепознавательного интереса
Кругозор


Уважение к людям
Я и школа


Интерес к трудовой деятельности
Прилежание


Бережное отношение к природе
Отношение к природе


Эстетический вкус
Эстетический вкус


Я – личность
Я (отношение к себе и ко мне)




8-9 классы
Развитиепознавательной активности
Кругозор


Уважение к обществу
Я и общество, я и власть


Потребность в труде
Отношение к труду


Культура поведения в природе
Я и природа


Эстетическая культура
Эстетический вкус


Самоуважение, здоровье
Я (отношение к себе)


Анкета для воспитанников 5-6 классов, (таблица 2) заполняется родителями, воспитатель ставит свою оценку и выводит средний балл.
Критерии (показатели воспитанности)
Оценка
родителя
Оценка воспитателя
Средний балл
(итоговая оценка)

Любознательность
Проявляет интерес к учебе
23 45
23 45



Любит читать, слушать
23 45
23 45



Нравится выполнять задания, рисовать
23 45
23 45



Нравится получать хорошие отметки
23 45
23 45


Средний балл


Отношение
к школе
Выполняет правила для учащихся
23 45
23 45



Добр в отношении с людьми
23 45
23 45



Выполняет правила внутреннего распорядка
23 45
23 45



Участвует в делах класса и школы
23 45
23 45


Средний балл


Прилежание,
трудолюбие
Старается в учебе
23 45
23 45



Помогает другим в делах и сам обращается за помощью


23 45
23 45



Самостоятелен
23 45
23 45



Помогает в семье выполнять домашнюю работу
23 45
23 45



Любит дежурить в классе
23 45
2 3 45



Помогает учителю
23 45
2 3 45


Средний балл


Бережное
отношение к природе
К земле
23 45
2 3 45



К растениям
23 45
2 3 45



К животным
23 45
2 3 45


Средний балл


Красивое в жизни
Аккуратен в делах
23 45
2 3 45



Опрятен в одежде
23 45
2 3 45



Любит и ценит красивое вокруг себя
23 45
2 3 45



Вежлив в отношении с людьми
23 45
2 3 45


Средний балл


Отношение к себе
Умеет управлять своим поведением
23 45
2 3 45



Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой
23 45
2 3 45



Заботится о своем здоровье
23 45
2 3 45



Умеет распределять время отдыха и учебных занятий
23 45
2 3 45



Нет вредных привычек
23 45
2 3 45


Средний балл


Примечание: обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.





Анкета для воспитанников 7-9 классов, (таблица 3) заполняется родителями, воспитатель ставит свою оценку и выводит средний балл.
Критерии (показатели воспитанности)
Я
оценивая
себя
Оценка родителя
Оценка воспитателя
Средний
балл
(итоговая
оценка)

Любознательность
Познавательный интерес к учебе
23 45
2 3 45
23 45



Мне нравиться учиться
Мне нравится учиться
23 45
2 3 45
23 45



Я сообразительный
Я сообразительный
23 45
2 3 45
23 45



У меня развита речь
У меня развита речь
23 45
2 3 45
23 45



Мне нравиться выполнять задания
Мне нравится выполнять задания
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Отношение к школе, обществу
Я выполняю правила для учащихся
23 45
2 3 45
23 45



Я выполняю устав школы
Я выполняю устав школы
23 45
2 3 45
23 45



Я следую нормам и правилам человеческого общежития
Я следую нормам и правилам человеческого общежития
23 45
2 3 45
23 45



Я добрый в отношении с людьми
Я добрый в отношении с людьми
23 45
2 3 45
23 45



Я участвую в делах класса, школы
Я участвую в делах класса, школы
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Прилежание, трудолюбие
Я стараюсь учиться хорошо
23 45
2 3 45
23 45



Я помогаю другим в делах
Я помогаю другим в делах
23 45
2 3 45
23 45



Я обращаюсь за помощью сам
Я обращаюсь за помощью сам
23 45
2 3 45
23 45



Помогаю в семье выполнять домашнюю работу
Помогаю в семье выполнять домашнюю работу
23 45
2 3 45
23 45



Люблю дежурить в классе
Люблю дежурить в классе
23 45
2 3 45
23 45



Помогаю учителю
Помогаю учителю
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Бережное отношение к природе
Бережливость к земле
23 45
2 3 45
23 45



Бережливость к растениям
Бережливость к растениям
23 45
2 3 45
23 45



Бережливость к животным
Бережливость к животным
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Красивое в жизни
Аккуратен в делах
23 45
2 3 45
23 45



Опрятен в одежде
Опрятен в одежде
23 45
2 3 45
23 45



Люблю красивое вокруг себя
Люблю красивое вокруг себя
23 45
2 3 45
23 45



Вежлив в отношении с людьми
Вежлив в отношении с людьми
23 45
2 3 45
23 45



Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке...Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке...
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Отношение к себе
Умею управлять своим поведением
23 45
2 3 45
23 45



Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

23 45
2 3 45
23 45



У меня нет вредных привычек
23 45
2 3 45
23 45



Забочусь о здоровье
23 45
2 3 45
23 45



Умею организовать свое время
23 45
2 3 45
23 45


Средний балл


Примечание: обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 -качество не проявляется никогда.



По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок.
Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, воспитатель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика (таблица 4).


Карта воспитанности учащихся группы

Фамилия, имя ученика
Любознательность
Отношение к школе
Прилежание, трудолюбие
Бережное отношение к природе
Красивое в жизни
Отношение
к себе
Рейтинг
(суммарный балл)


Указывается средний балл по каждому показателю

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








Уровни воспитанности (в %)

Высокий (от 4 до 5 баллов)


Средний (от 3 до 4 баллов)


Низкий (от 2 до 3 баллов)


Отрицательный (от 1 до 2 баллов)


Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.


Методика проведения мониторинга «Уровня изучения социализированности» М.И.Рожкова.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия, используя бланк (таблица 5), в котором против номера суждения ставится оценка.

1
5
9
13
17

2
6
10
14
18

3
7
11
15
19

4
8
12
16
20


Оценка проводится по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
Системность в отслеживание результатов воспитанности и социализированности отслеживается 2 раза в год (4-5 учебная неделя и 30-31 учебная неделя). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности, социализированности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.










Копия значки Заголовок 1xђ Заголовок 215