Урок по основам православной культуры на тему: Заступница усердная

(Оформлена книжная выставка «Заступница усердная», на которой представлены книги рассказывающие об иконах Божией Матери, а также выставлены сами иконы)

Ведущий 1: Здравствуйте ребята, гости! Сегодня мы с вами побеседуем о русских иконах и поговорим об изображении Богоматери. Но сначала давайте вспомним что такое икона?

(Варианты ответов)

Ведущий 2 (обобщает): Икона произведение искусства, очень сложное по своей внешней и внутренней организации, художественному языку и выполняемым задачам. Иконы писали на досках: В Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси на липовых и сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левкасом меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками.

Ведущий 1: Домом Пресвятой Богородицы русский народ всегда называл свое Отечество. Выходя с оружием в руках на защиту Родины, каждый русский знал: Россия под покровительством Богородицы.
Её лик духовный образ Матери всех русских воинов. Как знамена ратники несли впереди полков почитаемые на Руси иконы.
Из века в век передаются благочестивые предания о чудесной помощи святых икон воителям, защищавшим Землю Русскую. И прежде всего это предания о чудотворных иконах Матери Божией. Уже один из самых первых образов Царицы Небесной, исполненный в мозаике древнерусскими мастерами XI в. в киевском Софийском соборе, получил название «Нерушимая стена». (На выставке представлено изображение мозаики)

(Выходит сказитель одетый по-старорусски, на голове светлый парик перетянутый лентой вокруг головы, борода, в руках посох).

Сказитель: По обычаю своему, татары начали осаду Киева с того, что огородили его тыном, а против городских ворот поставили тяжелые стенобитные орудия. Киевляне всюду храбро отбивались от татар, но гибли во множестве на стенах от стрел и копий, которыми татары удивительно метко поражали храбрых защитников города.
Богатый и живописный город Киев был весь разрушен и превращен в груду развалин. Даже сто лет спустя после страшного татарского погрома во многих местах города нельзя было ни пройти, ни проехать. По какому-то особенному чуду благодати Божией менее других киевских храмов пострадал храм святой Софии, построенный Ярославом Мудрым. В нем от времени его постройки и до ныне уцелело неприкосновенным на восточной стене, в алтаре, изображение Пресвятой Богородицы, исполненное греческими мастерами. Вот почему этой иконе дали название «Нерушимая стена».




Ведущий 2: С древности наши предки полагали Пречистую Деву защитницей и хранительницей Земли Русской. Множество образов Ее обретены и прославлены именно в нашей стране, не случайно и то, что многие из них связанны с воинской славой и победой над захватчиками. Поговорим о семи самых русских иконах Богородицы.


«Владимирская» икона Божией Матери
«И бежали полчища врагов земли русской из града Москвы, гонимые силою Пресвятой Девы...»
Ведущий 2: История этой иконы полна загадок и тайн, даже появление ее на Руси в древних источниках описывается по-разному. По одному из преданий образ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на доске стола, за которым Пресвятая Дева трапезовала со Своим Сыном и праведным Иосифом. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. По словам летописцев Божья Матерь Сама выбрала место для пребывания образа – на крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела установить на сем месте храм.
Ведущий 1: Позднее икона нашла свое пристанище в Успенском соборе Владимира и с тех пор стала называться «Владимирской». На протяжении многих веков князья, цари, митрополиты, патриархи и простой люд усердно молились Великой Заступнице во время любых бедствий: войн, пожаров, грабежей, эпидемий. Благодатная помощь была явлена против Тамерлана (в память об этом событии и спасении Москвы был возведен Сретенский монастырь), ордынского и крымского ханов Едигея и Казы-Гирей. Сегодня образ хранится в Третьяковской галерее.
(Выходит чтец и зачитывает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь»)
Чтец:
Не на троне на Её руке, Левой ручкой обнимая шею, Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует Немею Нет ни сил, ни слов на языке А Она в тревоге и в печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит. И такое скорбное волненье В чистых девичьих чертах, что Лик В пламени молитвы каждый миг Как живой меняет выраженье. Кто разверз озёра этих глаз? Не святой Лука-иконописец, Как поведал древний летописец, Не Печерский тёмный богомаз: В раскаленных горнах Византии, В злые дни гонения икон Лик Её из огненной стихии Был в земные краски воплощён. Но из всех высоких откровений, Явленных искусством, он один Уцелел в костре самосожжений Посреди обломков и руин. От мозаик, золота, надгробий, От всего, чем тот кичился век, Ты ушла по водам синих рек В Киев княжеских междоусобий. И с тех пор в часы народных бед Образ Твой, над Русью вознесённый, В тьме веков указывал нам след И в темнице выход потаённый. Ты напутствовала пред концом Ратников в сверканьи литургии Страшная история России Вся прошла перед Твоим лицом. Не погром ли ведая Батыев Степь в огне и разоренье сёл Ты, покинув обречённый Киев, Унесла великокняжий стол? И ушла с Андреем в Боголюбов, В прель и в глушь Владимирских лесов, В тесный мир сухих сосновых срубов, Под намёт шатровых куполов. А когда Хромец Железный предал Окский край мечу и разорил, Кто в Москву ему прохода не дал И на Русь дороги заступил? От лесов, пустынь и побережий Все к тебе за Русь молиться шли: Стража богатырских порубежий Цепкие сбиратели земли Здесь, в Успенском в сердце стен Кремлёвых, Умилясь на нежный облик Твой, Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнялось светлою слезой! Простирались старцы и черницы, Дымные сияли алтари, Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари Чёрной смертью и кровавой битвой Девичья святилась пелена, Что осьмивековою молитвой Всей Руси в веках озарена. Но слепой народ в годину гнева Отдал сам ключи своих твердынь, И ушла Предстательница-Дева Из своих поруганных святынь. А когда кумашные помосты Подняли перед церквами крик Из-под риз и набожной коросты Ты явила подлинный свой Лик: Светлый Лик Премудрости-Софии, Заскорузлый в скаредной Москве, А в грядущем Лик самой России Вопреки наветам и молве. Не дрожит от бронзового гуда Древний Кремль и не цветут цветы: В мире нет слепительнее чуда Откровенья вечной Красоты!



Икона Божьей Матери «Казанская»

Ведущий 2: «Великая Заступница России», «Драгоценная национальная святыня» - Казанская икона Божьей Матери одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви. Имея удивительную историю своего обретения, яркую славу чудотворений, защиты и поддержки, трагедию утраты и радость восстановления, эта святыня неотделима от жизни каждого православного христианина. Казанская икона символизирует победу России над Смутным временем – периодом кровопролитной гражданской войны. В 1579 году, Сама Пречистая явилась во сне десятилетней отроковице Матроне и указала место своего пребывания. В благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков с 1649 года устанавливается всероссийское поминание образа и строится собор в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади. Перед «Казанским» образом Божьей Матери русская армия молилась о даровании победы накануне Полтавской битвы. Во время Отечественной войны Богородица стала духовной водительницей России и русского народа. После 1812 года Казанский собор в Санкт-Петербурге стал храмом-памятником русской армии.
Ведущий 1: От Казанской иконы Божией Матери явлены чудесные исцеления, удивительные случаи обретения зрения слепыми, выздоровления умирающих, возвращения грешников на путь истинный.



Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»
Ведущий 2: Смысл этой иконы раскрывается даже в особом изображении Спасителя: Иисус Христос предстает как щит - символ победы и защиты. А летописи рассказывают нам удивительную историю этого образа.
Ведущий 1: В Великий Новгород в 1170 году явилась грозная суздальская рать. Святой Илия, архиепископ новгородский уповал только на помощь Царицы Небесной. Все жители во главе с архиепископом слезно молились перед образом Богородицы Знамение. В тот момент, когда со всех сторон тучами полетели стрелы неприятеля, одна из них попала в икону. Слезы закапали из глаз Пречистой, святой Илия стал отирать их своей фелонью, приговаривая «Царица Небесная, Ты являешь нам знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу нашему об избавлении града». Народ, видя это чудо, еще усерднее молился и взывал ко Господу. В тот же миг на землю опустилась тьма, внезапный страх и смятение обуяли суздальцев. Воины начали убивать друг друга, не разбирая, где враг, а где свои. Воодушевленные защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили. В память о чудесном заступничестве архиепископ Илия установил 27 ноября (10 декабря) праздник в честь Богоматери Знаменской, назвав его «днем избавления и наказания». С того времени чудотворную икону стали изображать на печати Новгородского митрополита. Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из ее списков, такие как Курская-Коренная и Абалацкая также прославились чудесами.



Икона Божией Матери «Смоленская»
Ведущий 2: «Смоленская» – родовая икона русских князей, символ преемственности, династической близости Константинополя и Руси. По преданию, этим образом греческий император Василий II благословил свою сестру Анну на брак с киевским князем Владимиром. По другой версии, греческий император Константин Порфирородный выдавал замуж свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича. Позднее икона досталась по наследству смоленскому князю Владимиру Мономаху, который поставил ее в Успенском соборе (1103 г.). Именно с этого времени образ стал называться «Смоленской» иконой Божией Матери.
Ведущий 1: Икона спасла Смоленск во время нашествия на город хана Батыя в 1238 году. В предании говорится, что Пресвятая Богородица благословила воина Меркурия идти навстречу врагу втайне от народа, князя и святителя, не ведающих о нападении татар: «Я буду с тобою, помогая рабу Сына Моего. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученичества, который прими от Христа». Воин пробрался в стан врага и убил сильнейшего монгольского богатыря, за что был обезглавлен врагами. Образ Богородицы воодушевлял русских воинов на подвиг не однажды. Накануне Бородинского сражения чудотворные иконы Смоленскую, Иверскую и Владимирскую крестным ходом обносили вокруг Белого города и Кремля. К сожалению, первоначальный древний образ Божией Матери «Смоленская» бесследно исчез в 1929 году после того, как в Успенском соборе Смоленска разместился антирелигиозный музей.



«Феодоровско-костромская» икона Богородицы
Ведущий 2: Это великий символ защиты России от многих исторических бедствий. Царица Небесная через Феодоровскую икону Божьей Матери являла Руси свое особое покровительство, которое проявлялось через многие удивительные дела. Этот образ - родовая святыня Царской семьи. Предание связывает ее с избранием на царство основателя династии Романовых Михаила Федоровича. С конца XIIX века немецкие принцессы, выходя замуж за русских князей и принимая православие, по традиции в честь иконы получали отчество Федоровна. Ведущий 1: Великое чудо спасения русской земли, явленное от иконы, произошло тоже во время нашествия татар. Когда иноверцы приблизились к Костроме, князь Василий Георгиевич и все жители слезно молились перед образом о помощи и защите. Лик Божьей Матери внезапно озарился ослепительным светом, который, словно испепеляющий жар от солнца, заставил противника спасаться бегством. Там, где во время битвы стоял чудотворный образ, был поставлен крест, а само место и близлежащее озеро стали величаться Святыми.
(Дети зачитывают стихи)



Образ Богоматерь «Донская»
«Поистине велик Бог христианский и сильна вера русских в Небесную Заступницу!»
Дети поют песню "Богородице, Матерь света"
Ведущий 2: Донская икона написана Феофаном Греком – учителем преподобного Андрея Рублева. Характерной особенностью этого образа являются поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца. В этой же руке Пресвятая Дева держит плат, осушающий слезы и утешающий плачущих. Перед этим образом молятся в трудные для России времена, о помощи русскому воинству, избавлении от неприятеля. По легенде казаки нашли икону плывущей на волнах Дона. На месте обретения иконы был отслужен молебен, а потом ее перенесли в храм. Вскоре изображение иконы стало полковым знаменем у донских казаков.
Ведущий 1: При великом князе Дмитрии Донском русское войско сражалось с превосходящим по численности полчищем монголо-татар. Великий князь был ревностным христианином - только испросив благоволения перед иконой Пресвятой Девы, князь повелел собирать войско в защиту. Узнав, что князь направляется на поле битвы, жители Дона поднесли ему свою главную святыню – икону Божией Матери. Молитвы перед чудотворным образом возносились на протяжении всей ночи. А во время боя икона постоянно находилась в стане русских воинов. Историческая битва на Куликовом поле, длившаяся целые сутки и унесшая, по сказаниям летописей, двести тысяч человеческих жизней, - явное чудо особого заступничества Божьей Матери. Татары бежали, напуганные удивительным видением: в разгар битвы окруженный пламенем и мечущий стрелы солнечный полк шел на них под предводительством Небесной Воительницы. В 1591 году за дарованную победу и милость, явленную через Донскую икону по повелению царя Федора Иоанновича (тогда на Россию напали сразу с двух сторон – шведы шли к Новгороду, крымские татары – на Москву), был возведен Донской монастырь, где поныне пребывает список с чудотворной иконы. С 1919 года эта чудесная икона Богородицы хранится в Третьяковской галерее. Один раз в году, накануне дня празднования образ привозят в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Ведущий 2: Икона «Неупиваемая чаша» особо почитается в России как избавительница от недуга пьянства и наркомании. Такая спецификация не соотносится с православным вероучением, а порой и прямо противоречит ему. Важно понимать – Матерь Божия одна и благодать тоже одна. И разделять образы по нуждам, и рецептам «от какой болезни, какой иконе молиться», как часто бывает в народе - в корне неверный подход.
Ведущий 1: В богословском же смысле на данной иконе изображается Святая Евхаристия: Богомладенец Иисус Христос, наполовину погруженный в чашу со Святыми Дарами, обеими руками благословляет народ. Это образ соединения со Спасителем. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях. Явление образа произошло в Тульской губернии в 1878 году крестьянину, одержимому страстью к винопитию до такой степени, что у него отнялись ноги. Во сне мужчина увидел монаха, который велел ему идти и молиться перед иконой «Неупиваемая чаша». После долгих разбирательств и поисков, икона была обнаружена в монастыре Серпухова. После молебна перед святыней, мужчина не только стал нормально передвигаться, но и навсегда освободился от пристрастия к алкоголю. В последующем икона особо почиталась в Серпухове, где было организовано «Братство трезвости».
Ведущий 2: На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы. Эти случаи записываются в специальную книгу, а также о них рассказывают в письмах сами исцелившиеся, делясь своею радостью.
Исполняется песня «Матушка Богородица»
Ведущий 1: По сей день народ свято хранит предания о чудотворных иконах Заступницы Небесной и о мужественных людях, возлагавших на Нее свои упования.
С приветственным словом к собравшимся обращаются почетные гости