Рабочая программа развитие психомоторики и сенсорных процессов.


Пояснительная записка программы развитие психомоторики и сенсорных процессов.
 
Преподавание предмета «Психомоторика и развитие сенсорных процессов» в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида обусловлено необходимостью коррекции недостатков психического и физического развития детей с нарушенным интеллектом средствами сенсомоторной деятельности.
За детьми, с глубокой умственной отсталостью закрепился термин «моторно - неловкий», который охватывает в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Формирование движений и двигательных навыков у этих детей затруднено, этот процесс длителен. Механизмы нарушений моторики  детей, страдающих олигофренией, могут быть раскрыты на основе физиологической теории уровневой организации движений Н. А. Бернштейна. На основе этой теории Н. П. ВАйзманом предложены принципы коррекции психомоторики детей с нарушенным интеллектом, отличные от методов лечебной физкультуры. Коррекционная работа индивидуализирована и учитывает структуру уровневых поражений. Работа этих авторов являются теоретической основой данной программы.
Кроме моторных нарушений у детей с проблемами в развитии, как правило, затруднено формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.
   Коррекция психомоторного и сенсорного развития детей, страдающих олигофренией, позволит приспособить их к посильному систематическому труду.
В предлагаемой программе выделяются следующие разделы.
1.    Психогимнастика.
2.    Диагностика состояния сенсомоторных процессов.
3.    Развитие психомоторики.
4.    Сенсорное развитие.
5.    Учебные игры, способствующие сенсомоторному развитию.
6.    Контрольная диагностика состояния сенсомоторных процессов.
В каждое занятие включаются разделы 3 и 4.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, уровня их умений и навыков.
В программе для учащихся 3, 4-х классов использованы оздоравливающие учебные игры, разработанные А. С. Валявским и А. С. Яковис.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.
Содержание первого раздела составляют психогимнастические упражнения, которые направлены на развитие коммуникативных умений учащихся, способностей к саморегуляции, коррекцию эмоционально- волевой сферы. Занятия по психогимнастике являются вводными, способствуют сплочению группы и созданию благоприятного психологического климата. Разделы 2 и 4 являются диагностическими. Их задачей является определение уровня развития сенсомоторных процессов учащихся в начале и конце учебного года, что позволит сделать вывод об эффективной  коррекционной помощи ребенку на каждом возрастном этапе.
Раздел 3 включает две группы упражнений.  
Первая группа упражнений направлена на повышение функционального   уровня систем организма энергетического потенциала. К ней относятся:
- дыхательные упражнения;
- стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал;
- упражнения, направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;
- работа с локальными мышечными движениями;
- упражнения для повышения устойчивости;
- работа с патологическими ригидными телесными установками.
   Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координаций;
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
- несформированность пространственных представлений.
К ней относятся:
- упражнения на развитие чувства ритма;
- развитие перцептивных и мнестических возможностей;
- формирование пространственных представлений;
- упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
- развитие ловкости;
- развитие произвольного внимания.
Раздел 4 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию ребенка – развитию его восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов.
Упражнения, используемые для каждого вида восприятия, даются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий, с постепенным усложнением. Сначала – задания с реальными предметами, потом- с моделями предметов, в завершение – задания на зрительное различение или узнавание свойств предметов.
Раздел 5 является обобщающим по пройденному курсу, содержит учебные игры, способствующие комплексному сенсомоторному развитию.
В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;
- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;
- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи