Программа прикладного курса по химии 11 класс . Решение задач по органической химии


Программа прикладного курса «Решение задач по органической химии» для 11класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
                  Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач - это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися, поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании.
                  Решение задач требует от учащихся умение логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, проводить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом.
                  При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
                  Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике;
                 Во-первых, позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
                 Во-вторых, решение задач - прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.
                 При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке.              
Цель курса: -закрепить и систематизировать знания учащихся по химии;-научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности,
- развивать интерес школьников к химии;
- успешно усваивать профильную программу;
Задачи:
1.Образовательные:
- расширить и систематизировать знания учащихся о типах задач и упражнений ;- научить учащихся методически правильно и практически эффективно решать задачи.
2. Развивающие:
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование творческого мышления.
3. Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание самостоятельности и активности учащихся.
Области применения программы:
Программа прикладного курса «Решение задач по органической химии» предназначена для профильной подготовки учащихся 11 класса . Она рассчитана 34 часа (по 1 часу в неделю).
Предлагаемый материал может быть использован для проведения уроков, близких по тематике школьной программы
Новизна программы:
Практическая направленность, приближенность к жизни, раскрытие сущности многих процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, возможность на собственном опыте познать окружающий мир.
        
Ожидаемые результаты:
      В результате обучения данного курса учащиеся:
•   Овладевают новыми знаниями по темам.
•   Должны освоить важнейшие способы решения задач.
Всё это должно помочь учащимся:
•продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
 Учащимся необходимо уметь:
        -пользоваться основными знаниями по физике, математике, химии при решении задач;
        -уметь анализировать предлагаемый текст задачи;
        -знать качественные реакции на основные классы органической химии;
        -называть по систематической номенклатуре органические соединения.
        -составлять структурные формулы всех видов изомерии для данных классов;
        -решать задачи известных видов с использованием знаний химических свойств данных классов соединений; на осуществление генетической связи; по установлению формулы органического соединения;
       
ПРОГРАММА КУРСА (1 час в неделю; всего 34 часа)
Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой (1 ч).
Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения (2 ч).
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о массе, объеме или количестве вещества продуктов их сгорания (2 ч).
Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием (на примере гомологического ряда алканов) (1 ч).
Алканы, Циклоалканы (2 ч);
Алкены (2ч)
Алкадиены, Алкины (2ч)
Арены (2ч)
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения (1 ч).
Контрольная работа( 1ч)
Предельные одноатомные спирты (2 ч) 12. Фенолы и ароматические спирты (2 ч).13.Предельные одноосновные карбоновые кислоты (2  ч)14.Тестирование (1ч)
15Сложные эфиры (2 ч)16.Жиры (2 ч)17.Углеводы – сахара (3 ч).18.Задание ЕНТ прошлых лет (3ч)19.Итоговое занятие (1 ч).
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия часы дата
1 Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой .1 2 Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения. 1 3 Упражнения по составлению структурных формул изомеров углеводородов С7–С10 разветвленного строения. 1 4 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по массовым долям элементов. 1 5 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным о массе, объеме или количестве вещества продуктов их сгорания. 1 6 Алгоритм решения задач на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием (на примере гомологического ряда алканов). 1 7 Алканы. 1 8 Циклоалканы. 1 9 Алкены .1 10 Алкены. 1 11 Алкадиены. 1 12 Алкины1 13 Арены 1 14 Арены 1 15 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ, упражнения. 1 16 Контрольная работа 1 17 Предельные одноатомные спирты. 1 18 Предельные одноатомные спирты 1 19 Фенолы .1 20 Ароматические спирты 1 21 Предельные одноосновные карбоновые кислоты 1 22 Предельные одноосновные карбоновые кислоты 1 23 Тестирование. 1 24 Сложные эфиры. 1 25 Сложные эфиры 1 26 Жиры. 1 27 Жиры. 1 28 Углеводы – сахара 1 29 Углеводы – сахара. 1 30 Углеводы – сахара. 1 31 Задание ЕНТ прошлых лет 1 32 Задание ЕНТ прошлых лет 1 33 Задание ЕНТ прошлых лет 1 34 Итоговое занятие 1 Информационно-методическая часть
Место курса в общеобразовательном процессе
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в 8-11 классах, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы химического образования. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические законы.
Контроль уровня обученности Диагностика результативности работы по программе:
•   контрольные работы;
• самостоятельные работы;
• тестирования
Литература
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. М.: «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2004, 176 с.
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. Органическая химия. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.: «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2004, 160 с.
Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977, 473 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. М.:Новая волна, 1998, 464с.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.:Новая волна, 1998, 304с.
Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Журин А.А. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ХИМИЯ. М.:Интеллект-Центр. 2003 – 144 с.