Доклад на тему Реализация системно-деятельностного подхода младших школьников средствами УМК Школа России


Педагогическое сообщество
учителей начальных классов
Красногвардейского района Белгородской области
« Реализация
системно - деятельностного подхода
в обучении
младших школьников
средствами УМК
«Школа России»

Демьяненко Надежда Ильинична
учитель начальных классов
МБОУ «Самаринская ООШ»
стаж работы 26 лет
7-76-33

2016 год
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
 
“Великая цель образования - это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
«Мало знать – надо уметь»
Русская пословица
Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня,а научи меня ловить рыбу-так я буду сыт до конца жизни!
Качества для выпускника:
Глубокие и прочные знания?
Воспитанность?
Интеллектуальные и творческие силы?
Умение учиться?
Способность к саморазвитию...
ФГОС: I. Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального российского общества.;Основные задачи образования
Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подход:
организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест-влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Чему должен научиться ребёнок:Овладеть универсальными учебными действиями УУДВ действии порождается знание!.Система дидактических принципов:
-деятельности
-непрерывности
-целостности
-минимакса
-психологической комфортности0вариативности
-творчества
Рассмотрим этапы урока.
Рассмотрим в сравнении например звуковой анализ
Далее формы и виды деятельности.
Условия успеха
есть возможности для двигательной активности
много практических упражнений , лабораторных  работ, действий с предметами, моделями, макетами
учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся
на уроке обеспечена частая смена деятельности
Запомним следующее
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
Веди ученика от собственного опыта к общественномуБудь не «НАД», а «РЯДОМ»
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Учи анализировать каждый этап работы
Критикуя, стимулируй ученика
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. И наша школа уже давно работает в этом направлении.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе… Вот почему давно назрел вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием и должны решать эту проблему.
Деятельностный подход должен стать основой любой системы – будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, или любой традиционной системы, в нашем случае УМК «Школа России».
УМК «Школа России» является хорошей, крепкой программой традиционного обучения, но требования современного общества говорят нам о том, что деятельностный подход надо использовать на уроках не только в нынешних 1 , но уже сейчас во 2, 3 и 4 классах. Наши педагоги учли опыт учителей развивающего обучения и взяли из него самое актуальное на сегодняшний день, те приемы, которые можно использовать для традиционного обучения. И сегодня мы постараемся продемонстрировать вам, как мы строим урок по традиционной программе, чтобы был эффект от использования деятельностного метода.
Реализация такого подхода к образовательному процессу требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для построения деятельностного урока важно понять, какими должны быть критерии его результативности . Для этого мы используем такую таблицу.
№ п/п Критерии результативности. Реализация
(+/-)
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 3. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 4. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 5. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  6. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  7. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).  8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 9. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Для того, чтобы урок по традиционной системе стал развивающим, мы предлагаем соблюдать определенную структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности детей. Мы предлагаем отказаться от того, что учитель дает знания в готовом виде. Для этого мы отбираем специальные формы и приемы организации учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности.
Мы предлагаем отказаться от традиционного организованного момента в пользу установления межличностного контакта с детьми. Это может быть необычное приветствие, отвлеченный факт, цитата, высказывание, вопрос.
Включение в предметную деятельность.
Детей необходимо включать в предметную деятельность. Для этого детям предлагаются задания, создающие ситуацию успеха- этот способ действия усвоили хорошо. Но учитель на этом этапе включает новые, неизвестные детям задания, которые требуют решения. Дети понимают, что способ решения им неизвестен и ставят перед собой цель. Таким образом, дети осознано ставят цель сами.
Далее идет анализ проблемной ситуации выявление места и причины затруднения, выдвижение предположений, т.е. дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию и получить новое знание. Здесь можно применить прием «Думанье руками». Для этого необходимо создать ситуацию, в которой ребенок в процессе организованной дискуссии обнаружит свое суждение. Только в этом случае задача найдет у него эмоциональный отклик, что обеспечит ее приятие. Учитель строит работу детей по добыванию нового знания, а не дает его в готовом виде. Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц, т.е. графически.
Во время закрепления изученного материала учителя применяют различные приемы и методы. И сегодня на уроках наши учителя постараются продемонстрировать их разнообразие.
На своих уроках я часто использую прием « графических ассоциаций». Они усиливают орфограмму, т.е. делают более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.
- Орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. На место «проблемной» буквы вставляется рисунок, ее напоминающий.
- Лучше запомнить орфограмму словарного слова помогает составление ребусов.
Очень любят дети задания с «ловушками». Это задания с недостающими или лишними данными или задания, выполненные кем- то с ошибками ( на страницах учебника, доске), которые специально провоцируют ребенка на собственные суждения, или задания, способ выполнения которых очевиден или давно ребенку знаком, но в новых изменившихся условиях оказывается очевидно нелепым и требует создания нового.
Хр_брец - храбрый
П__ ляны- пыль
П_ сатель- пишет
Т_ щить (сумки)- тощий
Интересны задания творческого характера, например сочинение стихов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Можно предложить следование достаточно строгому алгоритму, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства школьников.
Можно предложить детям написать хайку по такой схеме:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2:  Какого?
Строчка 3:  Как?
Снегирь
Я видел птицу,Прилетевшую зимой,Красиво…
Тоска
Я видела  деревнюС одним домомТоскливо…
Мы наполняем эти задания соответствующим программным содержанием самостоятельной учебной деятельности. Главное, к чему мы стремимся, это не механическое запоминание, а задания творческого и поискового характера. Это учит детей планировать, преодолевать трудности и самостоятельно учится.
Конечно, необходима и самостоятельная работа и контрольные задания, но мы стремимся к тому, чтобы дети сами себя умели контролировать на каждом этапе –не потому, что учитель этого требует, а потому, что мне это надо самому. Во время поверки умений и навыков мы используем оценочные шкалы, лестницы успеха, корзины идей и другие приемы.
Итоговая рефлексия проходит в два этапа: учебная и рефлексия эмоционального состояния.
Рефлексия содержания учебного материала. Мы спрашиваем у детей, какая цель была поставлена на уроке. Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли ее. На этом этапе возможна постановка цели на следующий урок. В данном аспекте рефлексии можно использовать
 Прием незаконченного предложения.
Тема: В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович».
Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:
-  трудолюбива,
-  добра
-  почтительна
-  скромна
Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:
- ленива
- зла
- неуважительна
- груба
- высокомерна
Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального, лучики солнца, ассоциативное представление по цвету.
При таком регулярном построении урока ( эта структура , конечно, довольно условна) у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;
овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы;
воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования;
Учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.