Рабочая программа элективного курса по физике Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ясно-Полянская основная общеобразовательная школа»




Рабочая программа
элективного курса по физике
«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач»
(для учащихся 9 класса)

















Автор: учитель физики и математики,
Дремкова Анна Сергеевна








Ясная Поляна, 2015 г.


\
Пояснительная записка
Суть курса – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Элективный курс по физике для учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:
решению теоретических и экспериментальных задач;
выполнению работ физического практикума.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
Основная цель курса – повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала ) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними, применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.
Элективный курс «Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач. Физический практикум» поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения.
Элективный курс способствует формированию у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для данного курса являются:
познавательная деятельность;
информационно – коммуникативная деятельность;
рефлексивная деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 9 КЛАССА.


·. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).

·
·. Механические колебания и волны (4 часа)

·
·
·. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).

·V. Строение атома и атомного ядра (4 часа).
V. Физический практикум (12 часов).


Содержание программы элективного курса по физике
«Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач для учащихся 9 класса
№ п/п
Наименование темы
Количество часов.
Дата проведения


·. Законы взаимодействия и движения тел (9 часов).

1
Прямолинейное равномерное движение.
1


2
Решение задач на прямолинейное равномерное движение.
1


3
Прямолинейное равноускоренное движение.
1


4
Решение задач на нахождение мгновенной скорости и ускорения.
1


5
Решение задач на нахождение перемещения, конечной координаты тела.
1


6
Решение графических задач.
1


7
1, 2, 3 законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.
1


8
Решение задач на законы Ньютона.
2



·
·. Механические колебания и волны (4 часа).

9
Характеристики колебательного движения.
1


10
Решение задач на нахождение амплитуды, периода и частоты.
1


11
Распространение колебаний в упругой среде. Волны.
1


12
Решение задач на определение характеристик волн.
1



·
·
·. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов).

13
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
1


14
Решение задач на расчет индукции магнитного поля.
1


15
Электромагнитные волны.
1


16
Решение задач на нахождение характеристик электромагнитных волн.
1



·V. Строение атома и атомного ядра (4 часа).

17
Радиоактивность.
1


18
Решение задач на законы сохранения зарядового и массового числа.
1


19
Ядерные реакции.
1


20
Решение задач на запись ядерных реакций, на дефект масс.
1



V. Физический практикум (12 часов).

22
Работа №1 «Измерение ускорения свободного падения (методом падающего цилиндра)»
2


23
Работа №2 «Измерение массы тела».
2


24
Работа №3 «Изучение свободных и вынужденных колебаний»
2


25
Работа №4 «Определение длины звуковой волны и частоты колебаний звукового генератора».
2


26
Работа №5 «Определение индукции магнитного поля постоянного магнита».
2


27
Работа №6 «Проверка закона сохранения импульса при столкновении частиц».
2








Ожидаемые результаты элективного курса являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;
приобретения опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, проекта.
После изучения курса учащиеся должны: Знать (на уровне воспроизведения) понятия: электрическое поля, электрический ток, напряженность, напряжение, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое сопротивление, сила трения, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
Практическое применение названных понятий и законов в электронагревательных приборах.
понимать, что физика- ключ к пониманию явлений как неживой, так и живой природы, физические методы воздействия(электрические и магнитные поля) и физические методы анализа (электронная микроскопия) стали широко внедряться во все науки естественного цикла уметь описывать и объяснять физические явления: электризацию тел,
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, трение в технических устройствах, проблемы трения в живых организмах , работать со средствами информации, готовить сообщения, презентации, проекты, рефераты и выступать с ними, участвовать в дискуссиях, оформлять рефераты в письменном и электронном виде подбирать иллюстрированный материал и корректировать его.






Литература.
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.
Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.
Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1987
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

15