Классный час Храм Покрова на Нерли 6 класс

Классный час в 6 классе (2 часа)
Храм Покрова на Нерли- символ гармонии мира духовного и рукотворного.
Автор: Ахметова Ирина Владимировна
МБОУ «Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А.Лосева»
2014 год

Обоснование актуальности:
Одной из основных актуальных задач современной школы является духовно-нравственное воспитание обучающихся как в учебной деятельности, так и во внеурочной, внеклассной работе. Необходимо воспитать такого человека, для которого нормы, правила и требование морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, чтобы сам человек выполнял нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, благородству, справедливости и глубоко понимал их необходимость. В своей работе использую программу «Воспитание на социокультурном опыте», призванная воспитать именно такие качества, так как главной стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоническое развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Один из классных часов я посвящаю прекрасному творению рук человеческих- храму Покрова на Нерли, символу гармонии между миром духовным и рукотворным. На классном часе использовала ресурсный круг , социокультурный тренинг как активные инновационные формы системного освоения обучающимися культурных ценностей.
Цели и задачи:
Конкретные: познакомить обучающихся с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы, выявить и пополнить знания детей о самом известном русском храме, посвящённом Покрову Пресвятой Богородицы;
Достижимые: научить детей видеть и понимать красоту в архитектуре, а именно архитектуре храма Покрова на Нерли; воспитание доброты, патриотизма, гражданственности, привязанности и любви к своему Отечеству;
Диагностируемые: воспитание лучших человеческих качеств, души ребёнка.
Оборудование: учебники «Истоки», иллюстрации образа Покрова Пресвятой Богородицы, храма Покрова на Нерли; стихи и пословицы о празднике Покрова и храме Покрова на Нерли; материал для активного занятия; музыка П.И.Чайковского «Времена года» , «Октябрь»; аудиозапись «Белый храм у чистой воды».
Перед началом занятия провожу диагностику.
Задаю вопрос: Охарактеризуйте своё состояние души перед началом классного часа.
-80% ответили, что очень устали после учебного дня и хотят домой;
-12% заинтересовались темой классного часа;
-8% не смогли дать оценку своему состоянию.



















Ход классного часа.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» , «Октябрь»

Учитель:
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья Простирает омофор.
От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома-
Покрывает всё Покровом
Богородица сама.
(Иван Рутенин)
Педагог обращается к детям с вопросами:
Учитель: Что вы увидели, почувствовали и услышали, слушая это стихотворение?( Лужи, грязь, тёплое покрывало, осенний тёплый ветерок, шум листвы и дождя)
Учитель: Сегодня 14 октября. Какой праздник отмечает Православная церковь? (Праздник Покрова Пресвятой Богородицы)
(Учитель показывает образ Покрова Пресвятой Богородицы)
Учитель: Вспомните наши занятия и скажите, что, по преданию, обещала апостолам Пресвятая Богородица, явившись утешить их после Своего Успения?
Учащийся. Явившись опечаленным апостолам в Иерасалиме, в доме святого Иоанна Богослова, после Успения Своего, Матерь Божия открыла им, что будет вечно молиться за всех людей перед престолом Господним


Пречистой Девы простираться ныне
Над грешными, погрязшими в гордыне,
Рабами, сознающими позор

Своей ничтожной жизни!Век двадцатый
За отступленье на кресте распятый
Уходит. Богородица, спаси!

Не по делам, по вере, покаянью.
А также по великому стоянью
Подвижником святой твоей Руси!
Учитель: А сейчас я расскажу вам одну такую историю о том, как Божия Матерь спасла детей.
Во время войны было решено отправить детей на грузовиках подальше от фронта. Чтобы машины не попали под бомбёжку, ехать решили ночью. Дорога шла по лесу, и в темноте машины сошли с дороги, стали её искать, но так и не нашли, а поехали дальше полем. Вдруг перед первой машиной возникла женщина. Она молча стояла с раскинутыми руками. Шофёр выскочил из кабины, но на дороге никого не было. Машины тронулись, но тут же Она появилась вновь, тогда шофёр вышел из кабины и прошёл немного вперёд- там был обрыв. Так Божия Матерь спасла детей.
На Руси очень почитался праздник Покрова, в честь него строилось множество храмов, писались иконы.
Вам было дано задание найти стихи, пословицы и поговорки о Празднике, используя ресурсы Интернета.
(Учащиеся читают стихи, пословицы и поговорки о Празднике Покрова)
Учащийся:
-На Покров до обеда-осень., после обеда –зима.
- Покров- первое зазимье.
-Покров кроет землю то листом, то снегом.
-Каков Покров, такова и зима.
-С какого края на Покров ветер дует- оттуда будет дуть всю зиму.
-Отлёт журавлей на Покров- на раннюю и холодную зиму.
Учитель. Мир устроен так, что каждой стране дана своя, неповторимая природная красота. Русская природа отличается великими равнинами, бескрайними просторами. Поля и луга, леса и болота, реки и глади озерные - все это бесконечно чередуется, радует разноцветьем. Кажется, что в русской природе поселились покой и воля.
Среди этой природы живут люди - строят, пашут, проводят дороги и каналы. Как при этом не нарушить природную красоту? Как остаться в согласии с ней? Как сделать, чтобы созданное руками человека не казалось чужим и неуместным?
Это издавна понимали наши предки. Они оставили нам образцы гармонии мира природного и мира рукотворного. Среди них - белокаменная церковь Покрова на Нерли, возведенная в 1165 году.
Учитель: А как князь Андрей задумал церковь строить?
Ученица. Храбрый и набожный князь Андрей Боголюбский, навсегда покидая Киев и переселяясь в Ростово-Суздальскую землю, взял с собой чудотворную икону Богоматери, написанную, как гласило предание, самим евангелистом Лукой.
Когда икону везли во Владимир, то в десяти километрах от города кони вдруг встали и не могли сдвинуться с места. Князь воспринял это как знамение Божие - особый знак.
Он посчитал, что это место «Богом любимо». И повелел заложить там храм и свой дворец, а место именовать Боголюбово.
Принято думать, что по названию места и самого князя стали звать Боголюбским. Но это верно лишь отчасти. Князь действительно всей душой любил Бога. И особенно чтил Его Пресвятую Матерь - Деву Марию. Он часто молился перед ее образом и верил в ее заступничество. Чудотворную икону князь поместил в великолепном соборном храме г. Владимира. С тех пор ее именуют Владимирской иконой Божией Матери.
Князь хорошо знал византийское предание о том, как однажды Богородица спасла христиан, собравшихся в храме и горячо молившихся о спасении от врагов. В нем говорилось, что она чудесным образом явилась в храме и распростерла над народом покров - великое и блистающее покрывало. Затем стали невидимыми и она, и покров. Но люди были спасены, как бы оставаясь под покровом Богородицы.
С тех пор жила среди православных вера в спасительную силу покрова Пресвятой Богородицы.
В 1164 году князь Андрей Боголюбский собрался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним свой покров. Князь понял, что одержит победу.
И когда это случилось, то он задумал построить в память о победе храм. И быть тому храму красоты необыкновенной, и освятить его - впервые на Руси - во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Учитель.Как выбирали и готовили место. Об этом мы прочитаем в учебнике «Истоки»
Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении речки Нерли в реку Клязьму. Мимо проплывали суда княжеские, боярские, купеческие. Бывали и гости заморские. Так пусть же все любуются храмом, помнят о победе и славят заступничество Матери.
Но вот беда - место невысокое, в половодье водой заливается. Строители нашли выход. Они положили в основание толстые стены, а внутри стен насыпали землю. Присыпали землю и снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, который стал основой. На нем и воздвигли храм.
Поначалу в храм вела просторная лестничная терраса, а вокруг храма была галерея. Впоследствии они были разобраны, и на их месте зазеленела трава. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что слишком уж правильны четырехугольные очертания зеленого холма, да слишком ровны его склоны...


Учитель. Послушаем аудиозапись « Белый храм у чистой воды»
Церковь построили за один год. Она невелика, но стройна и высока. Ширина церкви - всего 10 метров, а высота от земли до вершины креста - почти 30 метров.
Стены храма белы как снег. А в солнечный день, кажется, что они сами излучают свет. Это не случайно.
Белый цвет - символ духовной внутренней чистоты, безгреховности. Именно такой православные люди представляют Богородицу.
Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени.
В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.
У церкви один купол на высоком барабане, как голова человека на шее. От такого сравнения силуэт храма становился еще более родным и близким каждому.
«Плывут корабли к Боголюбову. Птичьими крыльями взлетают над водой упругие весла. Жемчужными зернами слетают с них серебристые капли. Плывут богатые купцы с товаром. Плывут иноземные послы с Каспия, с Кавказских гор, из Византии и Европы к Владимирскому князю Андрею. Со всеми стремился он поддерживать добрые отношения...
Плывут корабли к Боголюбову. Но вот кто-то первым замечает на горизонте сияющий белизной столп церкви-памятника. Значит, позади все тяготы и опасности долгого путешествия. Значит, близка уже цель. На глазах вырастает стройный храм...
Корабли пристали к холму. В окружении воинов и слуг приближенный к князю боярин встречает гостей. Поздравив путников с благополучным прибытием, он приглашает всех отслужить благодарственный молебен. По широкой каменной лестнице они поднимаются на вершину холма. Шагают степенно, с чувством достоинства. Отвечая на вопросы боярина о здоровье, о дороге, путники вместе с тем внимательно разглядывают все узорочье храма...
Прямо по центру храма, над входом... рельефное белокаменное изображение легендарного царя Давида как символ мудрого и всесильного правителя. По бокам орлы и львы - символы господства земного и небесного. А еще ниже ряд девичьих голов. Установленный Андреем Боголюбским новый праздник Покрова удачно совпадал с древним народным обычаем устраивать в этот день свадьбы. Благо все полевые работы к первому октября заканчивались. Знал об этом скульптор и попытался слить воедино образ Богоматери и молодой девушки – невесты».
Учащийся. А у храма Покрова свои секреты.
Человеку, который смотрит на храм Покрова на Нерли, все время кажется, что храм устремлен ввысь. Как будто на глазах растет. Вслед за ним и душа человеческая к небесам тянется.
Каким образом мастера добились такого впечатления? Оказывается, стены храма наверху чуть-чуть наклонены вовнутрь. Человеку, стоящему внизу, от этого они кажутся выше, чем на самом деле. Таковы некоторые особенности нашего зрения. Их-то и учли древние зодчие!
Вся церковь словно перепоясана. Этот непрерывный пояс состоит из маленьких арок на колоннах, как будто-приклеенных к стене. Такие украшения встречаются на храмах и более древних, чем Покрова на Нерли. Но чаще всего таким поясом завершают стены. Здесь же, на Покровской церкви, аркатурный пояс идет посередине стены.
«Что это меняет?»- спросишь ты. А вглядись, как меняется вид человека, если он перепояшется пояском или ремнем. Становится стройнее, даже как будто выше - не правда ли? То же впечатление рождается и при взгляде на храм Покрова.
Добавь к этому еще узенькие длинные окна – они тоже сделаны такими не случайно.
Наконец, у храма нет никаких пристроек, которые всегда утяжеляют любое здание. Его стены словно выросли из земли, они плоские и ровные. Даже апсиды, которые выступают с восточной стороны любого православного | храма, здесь едва заметны.
Вспомните, что храм был приподнят над всей округой благодаря холму или, как говорили, горе. Вот и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.
Не случайно, со времен Андрея Боголюбского звучали в этом храме молитвы о единстве нашей земли, и осуждалась «тьма разделения нашего».
Храм Покрова на Нерли стал символом такого примирения.
И местность вокруг была ровная, низкая. Рядом протекали реки, в водах которых он отражался. Белый храм как бы парил над водой и лугами. Облака, проплывающие над ним, отражались в воде, как в зеркале.
И не различишь – на земле стоит храм иль на небе.
.
Учитель: Приглашаю всех желающих в ресурсный круг «Белый храм у чистой воды».
-Представьте себе, что вы стоите рядом с храмом Покрова на Нерли. Расскажите, что вы видите, слышите и чувствуете, находясь на святом месте.
(Слышу тихий шум воды, всплеск волны; вижу белые стены храма, храм пож на белого лебедя; чувствую покой,тепло, тишину. Умиротворение и т .д.)
Рефлексия : -Удалось ли создать образ происходящего?
-Какие чувства при этом возникли?
Учитель: Проведём тренинг «Храм Покрова –символ гармонии»
(Учащимся предлагаются тексты из учебного пособия о храме Покрова на Нерли. После внимательного чтения они должны указать те, в которых отражена идея гармонии мира природного, духовного и рукотворного. Своё решение нужно отметить знаком «+» или «- « напротив каждого текста
Текст № 1.
Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении речки Нерли в реку Клязьму. место невысокое, в половодье водой заливается. Строители нашли выход. Они положили в основание толстые стены, а внутри стен насыпали землю. Присыпали землю и снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, который стал основой. На нем и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что слишком уж правильны четырехугольные очертания зеленого холма, да слишком ровны его склоны... . Храм был приподнят над всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.
Текст №2.
Стены храма белы как снег. А в солнечный день, кажется, что они сами излучают свет. Это не случайно.
Белый цвет - символ духовной внутренней чистоты, безгреховности. Именно такой православные люди представляют Богородицу.
Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени.
В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.
Текст № 3.
Местность вокруг была ровная, низкая. Рядом протекали реки, в водах которых он отражался. Белый храм как бы парил над водой и лугами. Облака, проплывающие над ним, отражались в воде, как в зеркале.
И не различишь – на земле стоит храм иль на небе.
(Время работы 5-7 минут.)
Работа в четвёрке.
( Учитель объясняет детям, что после индивидуального этапа им необходимо обсудить свои варианты решения в четвёрке и прийти к единому мнению. Руководить работой будет лидер, который должен сначала представить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. Лидер аргументировано представляет результаты работы классу. Учитель называет состав четвёрок и имена лидеров. Время работы 5-7 минут)
Обсуждение в классе и экспертная оценка.
(Учитель предлагает выступить одному из лидеров. Лидеры других групп могут согласиться с выступающим, либо выразить свою точку зрения. В заключение учитель даёт экспертную оценку)

Рефлексия.
Учитель:
-Какие ещё примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного вы можете назвать?
-Какие чувства они у вас вызывают?
Поблагодарите друг друга за работу.
(Учитель, опираясь на имеющийся социокультурный опыт учащихся, подводит их к пониманию роли храма Покрова на Нерли в духовном становлении личности)
Учитель: Ефремова Соня нарисовала храм и сочинила стихотворение про это чудное творение рук человеческих. Послушайте и оцените.

Храм красивый и великий
Покров на Нерли величают.
Стоит один он светлоликий.
Высокий крест его венчает
Белый, как облако на небе,
Красив, что глаз не оторвать.
Ах, как хотелось сильно мне бы
Тихонько рядом постоять
(Дети дают оценку )
Учитель подводит итог занятию:
Храм Покрова на Нерли - великий памятник русского и мирового искусства. Более восьми веков стоит он на берегу небольшой речки. И все это время мы замираем в тихой сердечной радости от той неложной красоты, которой наполнено это дивное место. Храм стал видимым знаком согласия между миром духовным, природным и рукотворным. Такое согласие и лежит в основе нашей культуры и нашей души. Храм мы должны построить и в своей душе.


После классного часа провожу диагностику
Задаю вопрос: Охарактеризуйте своё состояние души после классного часа.
95 % ответили, что чувствуют в душе покой, тепло.
5% ответили, что у них стало хорошее настроение.
Вывод: классный час «Храм Покрова на Нерли- символ гармонии мира духовного и рукотворного» достиг своей цели, обучающиеся прониклись чувством любви к своей Родине, осознали значимость занятия, поняли, что храм нужно строить и в своей душе.