Презентация по истории изобразительного искусства на тему Шедевры архитектуры. Храм Покрова на Нерли.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж Декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже Архитектурный шедевр «Церковь Покрова на Нерли»Презентация преподавателя истории изобразительного искусства, члена Международной Ассоциации искусствоведовГромыхалиной Нины Валентиновны2016 XII-XIII в.в. для Руси – время феодальной раздробленности. Распад на отдельные княжества, постоянно враждующие между собой, обусловил развитие местных школ каменного зодчества. Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа. Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь. Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Боголюбова. Историческая справка. До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Покров (14 октября) – христианский праздник, в основе которого лежит явление Богородицы во Влахернском монастыре в Константинополе, когда она закрыла от врагов город и вознесла молитву о спасении от невзгод и страданий. По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. Местоположение Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами. Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом.Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках.Боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла — соответственно. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами - лопатками - на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан. Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями. Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними - фигуры львов как символ побежденного зла. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».