Сценарий родительского собрания Сохранение психологического благополучия ребенка в семье


Сценарий родительского собрания № 2
Первая младшая группа № 6
Дата проведения: 25.11.2011г
Тема: сохранение психологического благополучия ребенка в семье.
Цели:
изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка;
побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.
Задачи:
выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок - взрослый»;
научить способам фиктивной коммуникации для разрешения проблем.
Форма проведения: родительский клуб.
Участники: воспитатели, родители, психолог.
Место проведения: в группе.
План проведения:
Вступительная часть.
Слово о психологическом здоровье.
Практическое задание для родителей.
Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.
Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?
Тест «Воспитательная позиция».
Анкетирование родителей на тему «ЗОЖ»
Рекомендации «Методы общения с ребенком».
Заключительная часть.
Подготовительный этап
оформление приглашения на родительское собрание.
Подготовка печатных вариантов памяток «Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы»
Плакат: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы» (А.Я. Острогорский).
Ход мероприятия
I.Вступительная часть
Сообщение темы и цели заседания родительского клуба
Разминка с мячом
Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.
II.Слово о психологическом здоровье
Воспитатель. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка - это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
III.Практическое задание для родителей
Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.
Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0-3 года; 3-5 лет; 6-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет.
Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.
В конце работы обсуждаются результаты.
Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.
IV.Факторы, влияющие на эмоциональное благополучиеребенка
Воспитатель. Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.
— Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-»,
№ п/п Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет
1 2 3 4
1 Планирование беременности 2 Ожидание ребенка определенного пола 3 Постоянство материнской заботы 4 Режим питания 5 Наказания 6 поощрения 7 Стиль воспитания в семье 8 Порядок рождения ребенка в семье 9 Имя ребенка. Группа крови С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.
Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей. Комментарий — приложение 2.
VТест «Воспитательная позиция»
Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение:
0 - никогда;
1 — редко;
2 — часто;
3 - почти всегда;
4 — всегда.
Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.
Переходить улицу в неположенном месте.
Курить.
Извиняться, когда Вы не правы.
Громко рассказывать анекдоты.
Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.
Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.
Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.
Уступать место в транспорте.
Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.
Смотреть фильмы на любые темы.
После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши паны?
Большинство людей, присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?
VI.Рекомендации «Методы общения с ребенком»Воспитатель.
В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.
Что может сделать родитель:
Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
Повлиять на самого себя.
Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:
Я-сообщение и Ты-сообщение. Например:
Ты-сообщение
Родитель устал. – Ты меня утомил. - Реакция ребенка: «Я плохой».
Я - сообщение
Родитель устал. - Я очень устал.- Реакция ребенка: «Папа устал».
Комментарий. Суть Я - сообщения - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты - сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.
2. Упражнение «Переделай Ты - сообщение»
Задание дается индивидуально на карточках или по группам.
Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)
С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. {Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
Ты - жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)
VI Заключительная часть
1.Рефлексия «Семейные заповеди»
Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.
2.Анкетирование родителей, (приложение № 1) вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы (приложение №2)
Приложение 1
Анкета для родителей
Ф.И.О______________________________________________
Распределите по местам следующие понятия:
Красота
Любовь
Здоровье
Деньги
Делаете ли вы по утрам зарядку или просто физические упражнения?
Как вы понимаете слова «Здоровый образ жизни»?
Какие вредные привычки мешают вам вести здоровый образ жизни?
Каким видом спорта вы занимались в юности?
Занимаетесь ли вы сейчас чем – либо, что ведет к здоровому образу жизни?
Приучаете ли вы своих детей к здоровому образу жизни?
Есть ли среди ваших знакомых человек, который ведет здоровый образ жизни и является для вас примером для подражания?
Спасибо!
Приложение 2.
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально, Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
3.Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки — это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы «Что было интересного в садике?», «Чем занимался? Как твои успехи?»
5.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент! временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
6.Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
7.Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения