Статья: «Научить детей создавать красоту на уроках ИЗО»


Статья: «Научить детей создавать красоту на уроках ИЗО»
Никифорова Валентина Карловна
учитель ИЗО МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
«Если ты хочешь наслаждаться искусством,
ты должен быть художественно
образованным человеком».
К.Маркс
Научить создавать красоту, увидеть красоту не только вокруг себя, через произведения изобразительного искусства не легкая задача в современном учебном процессе - в школе, когда один урок в неделю и когда сколько не бейся, ну не считают урок ИЗО одним из важных уроков. А ведь именно на уроках изобразительного искусства происходит формирование творческой личности учащегося, развитой во всех отношениях воспитываемой на произведениях выдающихся художников, скульпторов, графиков.
Художник для передачи своего видения, своих переживаний пользуется особым языком – языком изобразительного искусства.
Для осуществления цели: постигать язык изобразительного искусства, в 5-6 классах было решено, через технику гуаши, научить детей применять изобразительные средства на практике в своих творческих работах в рамках школьной программы.
Задача: начать с первых упражнений и научить создавать собственный мир в произведениях в соответствии со своими идеалами и представлениями об истине, добре и красоте, живущих в душе каждого человека.
Гуашь – материал нашего творчества
В прошлом гуашь рассматривалась, как материал часто оформительский, приспособленный для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые и яркие, но не долговечные, такое бытовало мнение. Я думаю, что это не
так, и гуашь как средство выражения самых высоких идей и чувств еще не реализована в полной мере. Гуашь представляет собой материал с широчайшими возможностями от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазка появляется возможность притворить в жизнь любые смелые замыслы автора.
В России техника гуаши достигла высокого развития в конце 19 века – в начале 20 века в творчестве В.А.Серова, А.Я.Головина, С.В.Иванова и других художников, которые применяли гуашь при работе над большими станковыми произведениями, используя ее особенности (плотность и матовость тонов) для достижения декоративного эффекта. Гуашь не для начинающих, но для профессионалов, которые умеют и могут быстро работать на одном дыхании. Мастера и дети работают в одной плоскости свободы творчества. Как пишут гуашью дети? Они сразу без подмалевок и других рассуждений, берут и лепят образ. Да уж, по другому, с гуашью нельзя. В этом и заключена неповторимая суть этого материала.
Почти все дети, первый раз, приступая к работе с гуашью, не используют ее особенности (покрытие цвета цветом), а пишут ей как акварелью. Только через многократные упражнения и работы приходит легкость письма и смелость в нанесении больших и малых мазков, исправление силуэтов. В дальнейшем работая широким кистями и на больших листах(А3)дети не бояться делать ошибки, зная что гуашью вполне можно все исправить – не прерывая полет фантазии и воображения.
Конечно же, прежде чем приступить к конкретной работе, мы с ребятами говорим о красоте данной работы, какие в ней использованы средства художественной выразительности – композиционные приемы, линии, формы, цвет, есть ли ритм, контрастность. В живописи, как известно, это цвет или колорит, композиция, рисунок (особенности передачи формы, конструкции, строение предметов).
Часто работая гуашью, ученик наносит рисунок поверх фона и здесь он начинает понимать, что необходимо наблюдать за формой предмета, найти его изображения, повторить особенности формы и постараться придать объем. При этом необходимо решать ряд задач. Познаем законы перспективы, разбираем проблемы цветного пространства-на пейзажах, натюрмортах известных художников, например, таких
как пейзажи Грабаря «Голубая глазурь», пейзажи Домашникова и других
художников. и копируя их, но не буквально, ребятам разрешаются на таких урока применить творческие находки, меняя композицию, форму предметов, но не значительно, цвет предметов – соблюдая общий колорит. С помощью учителя дети начинают понимать, как использовать тоновое пятно и определять удаленность предметов от источника света, особенности теней и бликов, игру теплых и светлых пятен в рисунке, не только теоретически, но и практически, появляется интерес и желание сделать свою творческую работу на более высоком уровне, придавая ей индивидуальность.
Это только возможно, если будущая работа разбирается поэтапно и выполняется несколько уроков, т.е. используются уроки-блоки (в целях эксперимента).
Один раз в неделю, но если одну работу дети будут выполнять 2,3, или 4 урока подряд, т.е. выполнение работы может растянуться на месяц , использует уроки- блоки (в целях эксперимента).
Только, тогда когда работа будет закончена, ребенок сможет, увидеть результат своего труда, сравнить с другими работами своих сверстников и стремиться к лучшему результату. Творческий процесс увлекает практически всех учащихся, они становятся смелее и раскрепощение в цветах и формах, при нанесении рисунка кистью сразу на фон.
Поверите трехлетнему опыту постепенного внедрения уроков-блоков, работы каждого учащегося индивидуальны и уникальны. Но не секрет, есть такие дети рисующие, чтоб отвязаться на «3», но им, в конце концов, становиться стыдно за свои работы, со следующими работами приходит внимание и старание.
Обязательно необходимо проводить анализ - просмотр выполненных работ, для выявления общих ошибок и выявления достоинств работы и индивидуальности автора, для этого порой хватает несколько минут.
Необходимо постоянно активизировать самостоятельный творческий труд, предлагать самим давать оценку тем или иным явлениям, высказывать к нимсоответственное отношение, тем самым учитель формирует критически мыслящую личность Замечено, при организации уроков-блоков дети стали более
ответственно относятся к урокам, стали организованней и внимательней, на
переменах нет времени бегать и баловаться, они готовятся к уроку: стелют скатерти, готовят краски (гуашь), баночки с водой, приводят свои папки (формат А3) в порядок, чтобы успеть на уроке за учителем и классом. Не скрою, нелегко было добиться такой дисциплинированности от детей - многолетний систематический педагогический труд. Работа учителя, на уроке, часто заключается в том, чтобы вместе с детьми выполнять рисунок, объясняя каждый этап в работе, разъясняя способы и приемы живописи, пути смешивания цветов гуашевых красок. Гуашь - проще в обращении, легко исправлять погрешности в работе, появляется смелость в нанесении цвета, развивается чувство цвета, понятие обобщенности, контрастности, стилизации, абстракции. Скажете, это невозможно за один урок в неделю, соглашусь с вами, нам учителям «рисования» постоянно приходиться доказывать, что ИЗО отнюдь не второстепенный урок. Администрация лицея всегда шла мне навстречу и в программе выделяла еще один час в профильных классах, за счет него я смогла проводить свои экспериментальные уроки-блоки. Главное быть творчески маслящем учителем, прежде всего тонко чествующим души детей человеком, а остальное все получиться: в наших руках поднять уровень духовной культуры школьников, не дать их душам совсем очерстветь в наше не простое время. Только при общении с прекрасном у человека происходит становление взглядов, формирование его эстетических принципов и идеалов, появляется стремление к совершенствованию, к созданию своими руками нечто прекрасного и возвышенного
Отзыв
Харисова Инна Юнеровна – учитель ИЗО и черчения лицея № 107 Советского района г.Уфы выступила в рамках РМО, на тему «Гуашь и ее возможности»(обобщение педагогического опыта). Доклад был выслушан на заседании РМО, состоявшемся 05.11.2009 г. Материал был воспринят с большим вниманием и интересом. Были показаны работы учащихся 5- 6 классов выполненных в технике гуашь, на темы «Покорение космоса», «Мадам баттерфляй», «Силуэтная композиция», абстрактные композиции на темы «Лето», «Растения» и многие другие. Работы ребят выполнены на высоком уровне, в яркой цветовой гамме, по законам композиции и перспективы, с использованием средств художественной выразительности в живописи.
Дата: 06.11.2010г.
Руководитель РМО
/…………………………./ Отзыв
На первом заседании РМО состоявшимся 17.09.2009г. был выслушан доклад Харисовой Инны Юнеровны - учитель ИЗО и черчения лицея № 107 Советского района г.Уфы на тему «Обучение компьютерной графики детей разных возрастов, на дополнительных занятиях, в школах». Выступление было выслушано с большим вниманием и неподдельным интересом. Были заданы вопросы, на которые учителя получили достойные ответы. Инна Юнеровна поделилась своим опытом в работе над разработкой программы занятий компьютерной графики, разбирались тонкости и особенности различных программ для детей младшего, среднего и старшего возраста.
Дата: 17.09.2009г.
Руководитель РМО
/…………………………./