Консультация Методические рекомендации к организации Книжного уголка в ДОУ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»



Методические рекомендации
по теме:
«Педагогические условия организации и функционирования «Уголка книги» в дошкольном учреждении»















Подготовила:
Старший воспитатель Захарова В.Б.



Слайд 1, 2 Обозначение темы
Слайд 3 «Уголок книги» необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть «перечитать» ее. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Только в «Уголке книги» воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги...» (Франс А).
Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведенном для чтения.
Слайд 4 Цель Уголка книги - привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Слайд 5 Требования к организации Уголка книги
«Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
«Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
Уголок должен быть уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
«Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему.
Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок должен быть не парадным, а рабочим.
Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.
Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
Слайд 6 В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 57 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. Периодичность замены книг также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.
Слайд 7. В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с «Уголком книги», его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (45) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.
– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).
– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Слайд 8
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные в шкафу). Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, аудио, видео фильмы, материал для ремонта книг. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.
У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими. Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
Слайд 9-10
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений удовлетворение этих многообразных интересов.
Слайд 11 «Уголок книги» старших групп формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).
Примеры формирования «Уголка книги»:
«Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»
«Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова
Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.
«Разные азбуки»
Творчество А.С. Пушкина
Народные детские песенки стран мира
«Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М., Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)
Тематический «Уголок книги» «Птицы»
Народная сказка источник для авторской сказки
Выставки детских журналов издаваемых в одном регионе
Сезонные изменения в природе
«От книги к мультфильму» (произведения положенные в основу мультфильмов)
Детские журналы.
«Мы художники – иллюстраторы» - выставка ,произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.
«Домашняя библиотека» - выставка книг принесенных детьми из дома.
В книжную витрину одновременно помещается от 3-4 до 10-12 книг. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течении дня или недели. Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Так же в «Уголке книги» необходимо иметь папку для портретов писателей или художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки.
Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются:
наборы открыток
самодельные детские книги
детские рисунки и поделки
разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художником альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова) или альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток или рисунков о труде, природе, о книгах того или иного писателя.
Кроме того, в старших групп необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.
Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.
В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Совместное общение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.


Как отобрать книги, с тем,
чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в «Уголке книги» должны быть представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно следует выставлять 23 сказочных произведения.
Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому предложите книги о природе: о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. Вместе с ласточкой-береговушкой, героиней сказки В. Бианки «Лесные домишки», он путешествует от одного птичьего домика к другому, наглядно знакомясь с условиями обитания разных птиц. Благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота» дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превращается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.
На витрине должны находиться издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Например, после чтения на занятии рассказа Л.Толстого «Филипок» поставим в «Уголок книги» издание с иллюстрациями А. Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Таким он представлял себе Ломоносова в детстве. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я.Маршака, С.Михалкова,А. Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть выставлены в «Уголке книги». Общение с этими произведениями не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в «Уголок книги» можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книжка на витрине? Нужны ли тематические выставки книг?
Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулированный уже ранее принцип удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К.Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рисунками В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги составляет 2-2,5 недели.
Воспитатели старших групп нередко устраивают тематические выставки книг. Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную Тему. Это может быть выставка сказок А.Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л.Толстого, С.Маршака и др.


Правила организации выставок книг
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).
Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.



Правила работы в «Уголке книги»


Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.

При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.

Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.

При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.

Книги брать чистыми, сухим руками.








Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка
Педагогическая работа с детьми
Правила поведения в уголке книги

Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, иллюстрации. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам - картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др.
Воспитатель учит:
внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;
побуждать пересказывать отдельные эпизоды;
обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)
Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:
Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.
Приучает рассматривать книги и картинки только там.
Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
брать книги только чистыми руками;
перелистывать осторожно, не рвать,
не портить, не использовать для игр;
после просмотра ставить на место.
В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам:
Родина
Труд людей
Родная природа
Игры детей
Предметные картинки и др. по программе.
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. В младшей и средней группах - 2-3 иллюстрации.











Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.
Содержание определяется изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к 5 годам. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные пристрастия.
Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.
Наполнения уголка
Педагогическая работа с детьми
Работа с детьми

Художественная литература Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:
2-3 сказочных произведения,
стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);
2-3 книги о животных и растениях;
книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
книги для расширения сюжета детских игр;
юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
«Толстые» книги ;
книги, которые дети приносят из дома.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.
Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;
Закрепить интерес дошкольников к сказкам;
Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;
Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
Закрепляются правила обращения с книгой.
Принимают участие в самостоятельной починке книг.
Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет. Иллюстрации к различным тематикам:
Родина
Труд людей
Родная природа
Игры детей
Предметные картинки
Иллюстрации к прочитанным произведениям
и др. книги по программе.
Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания. Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта. «Толстые» книги» читают в течение длительного времени. Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
Педагогическая целесообразность.  Учет возрастных особенностей детей.  Эстетка оформления. В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики: 2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.) Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
Педагогическая целесообразность.
Учет возрастных особенностей детей.
Эстетика оформления.


Детские журналы В подготовительной группе выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.


Библиотека В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки)
Знакомим с библиотекой.  Чтение книг и рассматривание иллюстраций. Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.
Составление картотеки










13PAGE \* MERGEFORMAT14415


13PAGE 15


13PAGE 141115



!

!

!

!

!

!



15