Методические рекомендации по использованию контрольно-измерительных материалов с профессиональной лексикой на 1 курсе по ОДБ.01.Русский язык

Комитет образования и науки Курской области
филиал областного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Железногорский политехнический колледж»
п.им.К.Либкнехта Курчатовского района











Методические рекомендации
по использованию контрольно-измерительных материалов
с профессиональной лексикой на 1 курсе
по ОДБ.01.Русский язык








Разработчик: Омельченко Т.С. – преподаватель филиала ОБПОУ
«Железногорский политехнический колледж»
















2015-2016 учебный год


На первых порах студентам трудно усвоить сложную терминологию, стиль научного языка, поэтому они не умеют четко и последовательно выражать свои мысли даже при полном понимании вопроса, затрудняются в произношении и написании сложных терминов.
Устанавливая межпредметные связи уроков русского языка со специальными предметами, используются упражнения по русскому языку на материале специальной лексики, ведется языковая работа над общетехническими терминами.


Текст 1. «Это должен знать каждый рабочий»
(рассчитан на двухчасовую работу)


В зависимости от назначения машины устроены по-разному. Автомобиль не похож на врубовую машину, ткацкий станок – на строительный кран, ручные часы – на электросчетчик. Вместе с тем в разных машинах и приборах есть общее: отдельные части любой машины движутся одна относительно другой: они совершают механическую работу. Чтобы понимать, как действует машина, надо, следовательно знать законы, управляющие её движением.
Самые разные машины похожи одна на другую тем, что в них применяют одни и те же механизмы. Зубчатые, рычажные, винтовые и другие механизмы в разных сочетаниях используются в любой машине. Но вместе с тем механизмы одного и того же вида движутся и передают движение и энергию от одной части машины другим по одинаковым законам и правилам.
Следовательно, нужно знать и понимать, как сделать расчет движения различных механизмов.
Чтобы обеспечить надежную, долговечную работу машины, необходимо подобрать материал для каждой части машины и так рассчитать ее размеры, чтобы они были достаточно прочными и, по возможности, более легкими. Они не должны ломаться при работе машины в течение длительного времени под действием самых различных нагрузок. Значит, нужно хорошо знать основы сопротивления материалов – науки, изучающей вопросы прочности и долговечности материалов и конструкций.
Наконец, в самых различных машинах применяется много одинаковых деталей. Болты, гайки, шайбы, валы, оси, шарикоподшипники, заклепки имеются в любой машине. Они могут отличаться размерами, качеством отделки, даже конструкцией. Но каждая группа деталей машин имеет свое специальное назначение, рассчитывается и выбирается по определенным правилам.
Следовательно, нужно иметь ясное и определенное понятие о деталях машин.
Определить падеж.
Слова и словосочетания: назначение (чего ?) прибора; врубовая машина; зубчатые, рычажные, винтовые механизмы; отличаться (от чего?) от станка; расчет (чего?) движения механизма; обеспечить (что?) работу; рассчитать (что?) размеры; до действием (чего?) нагрузки; сопротивление (чего?) материалов; прочность и долговечность (чего?) машин; болт, гайка, шайба, вал, ось, заклепка; качество (чего?) отделки.

Задания
1. Найдите в тексте конструкции, синонимичные данным.
1. Автомобиль отличается от врубовой машины.
2. Части производят механическую работу.
3. Машины сходны одна с другой.
4. Размеры могут быть отличными друг от друга.
5. Для обеспечения надежной работы.
6. Произвести расчет размеров детали.
7. Не должны ломаться в процессе работы продолжительное время.
8. Под влиянием самых различных нагрузок.
П. К данным существительным подберите определения из текста: помощник, работа, машина, станок, кран, механизм, нагрузка, деталь, назначение, понятие.
Ш. Выделенные существительные замените глаголами. Зависимые слова поставьте в нужном падеже: использование врубовых машин; обеспечение безаварийной работы; применение винтовых механизмов; передача механической энергии; расчет точных размеров; изменение рабочего режима.
Образец: изготовление различных деталей – изготовлять различные детали.
1У. Сравните две машины. Для сравнения используйте данные конструкции: ткацкий станок – строительный кран; ручные часы – электрический счетчик; самоходный комбайн – токарный станок; ручная дрель – подъемная лебедка; колесный трактор – детский велосипед.
Образец: Автомобиль и врубовая машина. Автомобиль не похож на врубовую машину. Автомобиль отличается от врубовой машины.
Обратите внимание! Похож (-а, -е, -и) на что?
Отличается от чего?

Текст 2. Слова в тексте, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.
Заводы – автоматы.
В наш век наука повсюду идет впереди (техника). Люди построили атомные электростанции, электронные вычислительные машины, автоматические станки. Чтобы производить больше (продукция) на (заводы и фабрики), необходимо шире использовать достижения (наука и техника). Человек создает машины, которые могут прекрасно обходиться без (люди). На (завод-автомат) машины выполняют все операции – от (подготовка сырья) до (упаковка и погрузка) (готовая продукция). Станки сами обрабатывают, шлифуют и полируют детали. Электронная вычислительная машина поддерживает порядок и управляет (станки). Производительность труда на (завод-автомат) по сравнению с (обычный завод) в 5-8 раз выше, а себестоимость (продукция) в 2-3 раза меньше обычной.

1. Запомните! Обучать
( кого?) в.п. ( чему ?) д.п.
Обучить
Составьте предложения из данных слов.
1. Мастер, обучать, будущие рабочие, производственные навыки и умения.
2. Опытный рабочий, обучать, свои практиканты, на различные станки.
3. Руководитель, практика, обучать, юноши и девушки, высокое мастерство.
4. В профессиональных колледжах, обучать, учащиеся, различные рабочие специальности.
П. Используя сведения о вашем колледже, ответьте на вопросы.
1. В каком году основан ваш колледж?
2. Рабочих каких профессий он готовит?
3. Сколько квалифицированных рабочих он подготовил за последние пять лет?
4. Сколько студентов учится в вашем колледже?
5. Сколько преподавателей и мастеров входит в состав педагогического коллектива колледжа?
Ш. Составьте предложения со следующими сочетаниями глаголов и существительных.
Считать, сосчитать – кого? Что? (ребят, инструменты);
Точить, заточить – что? (резец, пилу);
Включить, включать – что? (станок, свет, радио);
Пояснить, пояснять – что? (вопрос, дело);
Объяснить, объяснять – что? кому? чем? (свое отсутствие болезнью, правила техники безопасности);
Выполнить, выполнять – что? (норму, заказ, план).
1У. Карточки-задания по орфографии на лексическом материале по профессиям «Токарь», «Слесарь».
1
Вставить пропущенные буквы в данные термины: изги, зенквание, штангециркуль.
2
К следующему определению из данных терминов подобрать необходимый: измерительный инструмент для точных измерений внутренних размеров изделий – (штихмасс, калибр, малки, чертилки, микрометрический нутрометр).
3
В данных словах – терминах расставить ударение: метчик, шабер, трещетка.
4
На местах пропусков поставить необходимые термины.
() изготовления детали () отличается тем, что () фиксируется неточно, поэтому поворачивать его до конца операции нельзя (технология, втулка, резцедержатель).
5
В данном тексте найти и подчеркнуть термины, составить схемы предложений.
Стержневой резец можно перетачивать по передней поверхности только два-три раза, поэтому после каждой переточки, чтобы установить режущую кромку резца по центру заготовки, его каждый раз необходимо поднимать выше при помощи подкладок.
Текст 3. Рабочее место слесаря-инструментальщика
Часть производственной площадки с оборудованием, инструментами, которые используются рабочими, называется рабочим столом. Показатели работы слесаря зависят от того, как организовано его рабочее место. Основным оборудованием рабочего места являются верстаки и тиски. Верстак может быть многоместным и одноместным. Верстаки обычно изготавливают из сосновых брусьев. Крышки делают из досок и сверху покрывают их линолеумом. Высота верстака зависит от роста слесаря. Посредине верстака расположены вентилятор, ящик для хранения мелких инструментов и технической документации. С левой стороны проведена электросиловая линия. На верстаке находится поверочная плита. Измерительные инструменты должны храниться отдельно; заготовки – отдельно от готовых деталей.
Высота верстака вместе с поверочной плитой должна соответствовать росту работающего. Разметочная плита располагается у верстака. Она может быть прямоугольной или круглой. Другая плита изготавливается из чугуна. На плите устанавливают делительную головку, кубик, полый цилиндр, зажимное устройство, разметочную призму, штангенрейсмус с центроискателем и чертилкой, установочные призмы, шлифовальные подкладки, домкраты и струбцину. Обрабатываемые детали размещают на подставках и полочках.
Задания
1. Составьте предложения с выражениями: производительность труда; производственное задание; оборудование рабочего места; зажимное устройство; шлифовальные прокладки; струбцины.
2. Закончите предложения.
Показатели работы зависят от .
Верстаки изготавливают из .
Круглая плита изготавливается из .
Высота верстака зависит от .
Разметочная плита располагается у .
Текст 4. Резьба, заготовка, основание, резец, сверло, электропровод,
токарный, коробка скоростей, патрон

Выборочный диктант
Проверяемые гласные
Резьба, резец, сверло, электропровод, токарный, коробка скоростей
Непроверяемые гласные
Заготовка, основание, патрон


Словарный диктант по теме «Токарное дело».
Токарно-винторезный, шпиндель, клиноременная передача, муфта, вручную, суппорт, гитара, задняя бабка, зенкер, развертка, рукоятка, маховичок, плашка, планшайбы, люнеты, оправка.
Текст 5. «Для слесаря»
Простейший штриховой инструмент – масштабная линейка. Для измерения значительных дин, когда не требуется большая точность, применяются рулетки. Для измерения концевых длин применяются штангенинструменты. Они находят широкое применение в индивидуальном и мелкосерийном производстве для измерения деталей. Универсальность, простота отсчета, доступность позволяют использовать штангенинструменты на разных работах.
Один из наиболее распространенных штангенинструментов – штангенциркуль. Он служит для измерения наружных и внутренних размеров, для деления окружностей и прямых линий на части.
Штангенглубиномер предназначен для измерения высот и глубин различных деталей
Штангенрейсмус применяется для измерения высот, глубин и для разметки деталей.
Для измерения углов деталей широко применяется угломер с конусом.
Задания
1. Найдите в тексте предложения с однородными членами. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
2. Запомните написание «производственных» слов, занесите их вместе с толкованием в словари слесаря и токаря.
3. Найдите в тексте сложные слова, разберите их по составу.
Текст 6. Языковая работа над терминологией токаря.
Процесс резания – это процесс образования стружки. Он сопровождается сложными физическими явлениями, а именно: пластическими деформациями, тепловыделением, образованием нароста на режущей части инструмента. Они оказывают непосредственное влияние на работу режущего инструмента, производительность труда, качество обработки.
Заготовка – необработанный кусок металла, по форме напоминающий деталь, которую можно получить обработкой резанием.
Слой металла, который удаляют с заготовки для того, чтобы получить из нее деталь, называют припуском. Следовательно, процесс резания характеризуется снятием припуска с заготовки. Процесс резания на токарном станке может происходить при условии, если будут осуществляться одновременно два его основных движения –главное движение и движение подачи.
Главным движением является вращательное движение, совершаемое заготовкой. Если подвести к вращающейся заготовке резец, то он проточит кольцевую канавку, а чтобы обработать заготовку по всей цилиндрической поверхности, необходимо переместить резец вдоль ее оси. Движение подачи – это поступательное движение резца, обеспечивающее непрерывное врезание его в новые слои металла. Процесс образования стружки рассматривают на примере работы токарного резца – наиболее простого режущего инструмента. В зависимости от условий обработки материала образуется стружка различной формы: стружка скалывания, стружка надлома, стружка сливная.
Задания
1. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Сделайте синтаксический разбор.
2. Подберите синонимы к следующим словам: явления, труд, качество, движение.
3. Есть ли в тексте предложения с обобщающими словами? Объясните постановку знаков препинания.
4. Какие «производственные» слова токаря вы поместите в газету «Русское слово» под рубрикой «Пиши правильно»? Ответ: стружка, цилиндр, деформация, производительность, процесс, металл, деталь, машиностроение, принцип.
5. Поставьте ударение в словах и занесите их в рубрику «Говори правильно!»
Инструмент, нарост, припуск, врезание, зенкер.
Текст 8. Производство и потребление электроэнергии.
Человек с древних времен использовал энергию сгорающего топлива, ветра, падающей воды. В результате ряда открытий и изобретений появилась возможность преобразовать энергию топлива, ветра и падающей воды в электрическую.
Электрическая энергия легко передается на значительные расстояния, относительно просто преобразуется в механическую, тепловую, световую, химическую энергию, может быть распределена между числом потребителей. Электроэнергию вырабатывают на электрических станциях. Основная машина, производящая электроэнергию, - генератор с вращающимся ротором. Для вращения ротора необходим двигатель.
В зависимости от вида используемой двигателем энергии различают тепловые, гидроэлектрические и ветряные электростанции.
Из числа тепловых электрических станций широко распространены станции, где двигателем, вращающим генератор, служит паровая турбина; эти станции называют тепловыми, паротурбинными.
Гидроэлектрические станции сооружают на реках в местах наибольшей интенсивности водного потока.
К тепловым паротурбинным станциям следует отнести атомные станции, на которых обычно топливо заменено ядерным, и тепло, необходимое для преобразования воды в пар, получается благодаря энергии атомного ядра.
Задания
1. Найти в тексте причастия и сделать морфологический разбор этих слов.
2. Подобрать антонимы к следующим словам: легко, просто, открытие, возможность, сооружают.
Повторяя тему «Имя прилагательное», необходимо отметить, что относительные и качественные прилагательные, входящие в состав терминологических словосочетаний, выполняют другую функцию, чем в общелитературном языке: они не служат красочным определением, а выражают понятия только совместно с определенным именем.
В терминологии более широко используются относительные прилагательные, причастия (нержавеющая сталь, синхронный кардан).
Качественные прилагательные или выступают в роли самостоятельной единицы, выражающей самостоятельное понятие, или потребляются в составе несвободных терминологических словосочетаний, отдельно не выражающих терминологические понятия, что полностью лишает их признаков качественных прилагательных: закаленная сталь – термически обработанная.
Повторение темы «Имя прилагательное» можно начать с прослушивания учащимися двух отрывков. Сначала звучит отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтое резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
На вопрос преподавателя, какую роль в этом отрывке сыграли прилагательные, студенты смогут легко дать ответ, потому что перед ними – живая картина осеннего леса. Эти прилагательные нужны поэту, как краски художнику.
Получив нужный ответ, преподаватель читает этот текст без прилагательных.
«Лес стоит над поляной.
Березы резьбой блестят в лазури.
Елочки темнеют в листве.
Просветы в небо, что оконца».
На втором примере преподаватель показывает роль и место прилагательных в речи. После этого рекомендуется дать учащимся возможность прослушать текст с производственным содержанием.
«Коромысла клапанов ремонтируют при износе бойка, отверстия под втулку и резьбы под регулировочный винт. Правильную форму поверхности бойка восстанавливают наплавкой металла и шлифованием на том же станке, который служит для шлифования клапанов. Изношенное отверстие растачивают под втулку увеличенного размера. Изношенную и сорванную резьбу высверливают и вместо нее нарезают резьбу ремонтного размера».
Для пояснения контрастности значения употребления прилагательных в литературном и производственно-техническом языке приведенный выше текст представляется целесообразным прослушать без прилагательных После чего становится понятной нелепость содержания этого текста. Здесь прилагательные играют особую роль, имеет значение каждый термин в производственно-технической речи. Такая форма сопоставления может быть использована и на уроке по теме «Понятие о стиле речи».
При работе над производственно-технической терминологией не следует ограничиваться разбором только отдельных терминов. Рекомендуется использовать также тексты и отдельные предложения с производственным содержанием. Виды работ могут быть такими:
а) текст, в который нужно вставить один из нескольких предложенных терминов;
б) текст с пропущенным термином;
в)текст с терминами, в которых пропущены орфограммы;
г) тексты с заданием лексического характера;
д) тексты для творческих диктантов.
Карточка №1
Перепишите, заменяя, где возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами. Укажите значения придаточных предложений. Объясните, в каких предложениях невозможна такая замена.
1. Когда он опаздывает на работу, он остается без завтрака.
2. Если вы дружно возьметесь за работу, то непременно выполните ее в срок.
Карточка №2
Прочитайте примеры и ответьте, с какой целью вместо общих понятий употреблены частные (однородные члены).
1. Цех был полон звуков. Цех был полон жужжания резцов, лязга металла, шипения стружки, стука прессов.
2. В развитии науки о металлах исключительные заслуги имеют многие наши соотечественники, работы которых положены в основу изучения металлов. В развитии науки о металлах исключительные заслуги имеют русский металлург П.П.Аносов, русский инженер Д.К.Чернов, работы которых положены в основу изучения металлов.
Карточка №3
Распространенные определения замените придаточными предложениями. Определите тип полученных предложений, запишите их, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзные слова и союзы.
1. Дисковые фрезы со вставными ножами, оснащенными пластинками твердого сплава, бывают трехсторонние и двухсторонние.
2. Измерительный инструмент, применяемый при контроле плоскостей, выбирается с учетом необходимой точности измерения.
3. Современные токарные станки, имеющие приспособления для подсоединения задней бабки к каретке сверления, выполняют с автоматической подачей.
Карточка №4
Укажите предложения, в которых пропуск членов предложения является ошибкой. Исправьте эти предложения. Укажите, являются ли членами предложения подчеркнутые слова, объясните их правописание. Составьте предложения, в которых бы слова в течение, в продолжение, вследствие являлись членами предложения.
1. Стрелки часов показали начало обеденного перерыва, и собрались идти в столовую.
2. – Вы готовы принять смену? - Готовы.
3. Мы собрались все на консультацию, а вследствие дождя уборкой цеха.
4. Пригородные поезда в течение дня прибывали с опозданием из-за ремонта.
5. Из-под резца с тихим шипением сползала стружка и кольцами на пол.
6. В продолжение нашей беседы он часто с любовью поглаживал выточенные им детали, а я улыбался его.
Карточка №5
Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы.
1. Если (не)обходимо определить отклнения от прамолнейности линии пересечения двух плоскостей, то плоскость измрения должна проходить через биктрису угла между обими плоскостями.
2. Чем меньше даметр фрезы, тем выше ее жсткость и вброустойчвость.
3. Дисковая фреза на опраке закрпляется так (же), как и цлиндрическая.
Расставить знаки препинания.
Карточка №6
Найдите слова – профессионализмы. Объясните их правописание.
Утром на заводе Ольга получила задание – изготовить заглушки для турбины. Она подготовила станок, закрепила резец и заготовку для обточки и уже в последний момент, чтобы ускорить работу, решила приспособить на станке зажимную втулку. В помощью этой втулки она могла объединить две операции, а, подрезая торцы, не производить измерений, так как деталь закладывалась во втулку до упора. Оставалось только сравнять ее с торцом зажимной втулки. Все было просто и точно.
Карточка №7
Найдите сложноподчиненные предложения, определите их группу. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений, фонетический разбор подчеркнутых слов, разберите по составу и укажите, каким способом образованы слова: учили, наставник, разделенных.
Рассказ токаря
Вспомнаю я как начал работать. Пршел в цех из заводского технического училища.
Было огромное жлание работать но быстро понял что очень мало я тогда знал. И если я шаг (в)перед (с,з)делать – вытчить деталь которую вчера еще вытчить (не)умел – радость была (не)обыкновенная. Даже (не)заметил как время ледело. Смена для меня была уже не 8 а 480 минут. Вот тут(то) я и узнал цену времни. Иду домой после работы и стараюс вспомнит по порядку весь трудовой день – с толком(ли) все (с,з)делал (не)пропало (ли) время зря. Наставники мои их было много учили меня и профии и (уму)разуму. Много доброго связало меня с Валентином Ильичом. Вот (не)большой случай, когда мы только пришли на завод. Наш товарищ (из)дали бросил в ящик с инструментом ключ. Увидел это Валентин Ильич – нахмурился. Подозвал нас к своему станку: «Подумал (ли) ты что так можно испортить (не)только ключ но и другие инструменты. Помнте ребята одну из заповедей токаря – береги станок и инструмент». Мы (не)вольно посмотрели на его инструмент резцы прокладки ключи молотки все в ауратных ящиках разделеых перегородками. Этот урок а так (же) и многие другие (на)долго остались у меня в памяти.
Расставьте знаки препинания и раскройте скобки.
Задание №8
Составьте и запишите сложносочиненное предложение с союзами, используя следующие общие второстепенные (начинайте ими первое предложение) в цехе, на соревновании, на лучшего мастера, в этот праздничный день, после смены. Сформируйте правило, которое использовали.
Задание №9
Напишите сочинение-миниатюру об экскурсии на завод, в цех.
Объяснительный диктант
Слесарь, пожалуй, - самая универсальная рабочая профессия. Слесари специализируются в какой-нибудь отрасли: есть сборщики, монтажники, ремонтники, водопроводчики, сантехники, электрики, лекальщики и другие. Соединяет их одно: все они имеют дело с металлом, но по-разному.
Слесари-монтажники из узлов и агрегатов, из сотен и тысяч деталей монтируют сложные механизмы: прокатные станы и турбогенераторы гидростанций, оборудование автоматизированных цехов и высотные сооружения.
Наладчик – слесарь очень высокой квалификации.
Любая новая деталь на заточном станке сперва проходит через руки наладчика. Он изучает операции, связанные с изготовление детали, оснащает станок приспособлениями, выбирает наилучшие скорости и режимы обработки.
Лекальщик – особая слесарная специальность. Это и сборщик, и наладчик, и ремонтник, только объект его работы – мерительный инструмент: штангенциркули, калибры, микрометры, проверочные плиты, лабораторные весы и многое другое.
Перед человеком, избравшим профессию слесаря, открывается почти беспредельный простор для совершенствования. Начинает слесарь с традиционных инструментов: напильников, зубил, ножовки, керна, метчиков, плашек, - затем работу осваивает на станках. Хороший слесарь, он и фрезеровщик, и токарь, и сверловщик.
Квалифицированный слесарь должен знать свойства металлов и сплавов, а также и владеть самыми различными навыками их обработки.
Слесарь по характеру своей работы рационализатор, и неслучайно наибольшее число новаторских предложений поступает от слесарей.
Вариант 10
10а
На уроках русского языка целесообразно организовать игру «Орфографическое лото». Готовясь к игре, обучающиеся делят страницу тетради на четыре колонки и в каждой по горизонтали пишут безударные гласные: А, О, Е, И. По вертикали расставляются порядковые номера слов. Для проведения игры подбираются слова с различными безударными гласными. Учитель читает эти слова, а обучающиеся вписывают их в соответствующие клетки таблицы. Побеждает тот, кто без ошибок заполнит всю таблицу.

А
О
Е
И

1
патрон
ножовка
генератор
тиски

2
аппарат
молоток
верстак
гитара

3
планшайба
плоскогубцы
чертилка
линейка

4
аккумулятор
ротор
резец
щлифовка

5
катод
проводник
зенкер
цилиндр


10б
Вопросно-ответные упражнения. Письменно ответить на вопросы.
- Что такое ковка?
- Для чего используется штихмасс?
- Что вы понимаете под термином «рука»?
- В чем заключается процесс зенкования?
Задания подобного характера способствуют повторению материала по спецдисциплинам, расширению и приобретению новых профессиональных знаний.
10в
В предложенных текстах найти и подчеркнуть причастия и прилагательные определения. Объяснить какую роль выполняют определения и в первом и во втором текстах.
- Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер!
- Коромысла клапанов ремонтируют при износе бойка. Правильную форму поверхности бойка восстанавливают наплавкой металла и шлифованием на том же станке, который служит для шлифования клапанов. Изношенное отверстие растачивают под втулку увеличенного размера. Изношенную и сорванную резьбу высверливают, вместо нее нарезают резьбу ремонтного размера.
На основе профессиональных слов можно издавать словарные листки, оформлять раздаточный материал, таблицы, словари токарей, слесарей, электриков, сварщиков и другие.
Наиболее интересно проходит работа над сочинением «Моя профессия», «Слово о токаре», «О выборе не жалею», «Как я стал рабочим», «Сыплет искрами сварщик», «Профессия нужная и современная», «Токарь – рабочая профессия».




Приложение
В словарь токаря и слесаря
Термины, связанные со слесарной и токарной обработкой металла
1. Основы материаловедения

Коррозия металлов
Разрушение, происходящее при обычных температурных условиях под действием воздуха, влаги.

Нержавеющая сталь
Легированная сталь (сталь с особыми свойствами), устойчивая против коррозии.

Припой
Присадочные материалы, применяемые при пайке деталей.

Изгиб
Деформация тела под действием поперечных нагрузок или сил, лежащих в плоскости, проходящей через ось тела, и стремящихся изменить кривизну этой оси.

2. Измерительный инструмент

Малки
Инструмент, служащий для перенесения углов, отмеченных по шаблону на деталь, или, наоборот, с детали на инструмент.

Чертилка
Инструмент для прочерчивания линий на размечаемой заготовке

Штангенциркуль
Измерительный инструмент, применяемый для измерения наружных и внутренних цилиндрических поверхностей, длины, толщины, глубины отверстий.

Крейцмейсель
Инструмент, предназначенный для вырубки узких канавок и шпоночных пазов.

3. Слесарная обработка металла

Резка (разрезка)
Разделение заготовок на части ручными ножницами или ножовкой.

Риска
Линия на размечаемой заготовке.

Трещотка
Приспособление, применяемое для сверления отверстий в труднодоступных местах.

Зенкование
Вырезание цилиндрических, конических или фасонных углублений у входной части отверстий.

Зенкерование
Промежуточная операция между сверлением и развертыванием.

Метчик
Режущий инструмент, предназначенный для нарезания внутренней винтовой резьбы в отверстиях.

Клупп
Инструмент для ручного нарезания наружной резьбы, служащий для укрепления плашки.

Жабер (шаберы)
Режущий инструмент, применяемый для соскабливания тонкого слоя металла. Применяется в том случае, когда требуется обеспечить плотное соприкосновение трущихся поверхностей.


1.
Найти правильный вариант правописания термина:
а) трищетка,
б) трещетка,
в) трещотка.
2.
Какой из приведенных терминов соответствует теме «Измерительный инструмент»?
а) чертилка,
б) трещотка,
в) шабер.
3.
Найти правильный вариант правописания слов-терминов:
а) зенкерование,
б) зинкерование,
в) зинкирование.
4.
Определить правильный вариант части речи слова «нержавеющая» сталь:
а) деепричастие,
б) прилагательное,
в) причастие.

Такие разделы грамматики, как состав слова или словообразование, имя существительное и другие, представляют определенную трудность в работе преподавателя русского языка.
1. Состав слова. Терминология – особый раздел лексики. Она отличается от общелитературного словообразования тем, что располагает более широкими и разнообразными средствами образования слова.
Наиболее распространенные из этих средств следующие:
а) символы, буквы, цифры, применяющиеся в качестве компонентов терминообразования;
Например: У-оборазное расположение цилиндров под определенным углом имеет форму латинской буквы У;
б) комбинирование отечественных, заимствованных и международных словообразовательных средств. К примеру, такие сочетания морфем, как блокировка, компрессорщик, имеют заимствованную основу, а аффикс у них русский: термообработка, самодиффузия.
В) суффиксы, продуктивные в общелитературном словообразовании, не менее продуктивны и в терминообразовании. Наиболее часто они встречаются в следующих группах слов:
- в наименованиях со значением отвлеченного процесса действия: - ние, - -ка (разрезка, шабровка, распиливание, вращение);
- в наименованиях со значением отвлеченного понятия качества, свойства: - ость, -ота, -ство, - изна, - щина (компрессионность, синхронность);
- в наименованиях со значением лица: -ец, -ник, -щик, -тель (фрезеровщик, шлифовщик, крановщик, водитель).
При повторении и закреплении темы «Состав слова» преподавателю следует учесть указанные особенности словообразования терминологии. Причем при разборе по составу слова все грамматические правила по словообразованию, чередованию гласных и согласных и т.д. остаются в силе.
2. Имя существительное. Терминология может быть представлена всеми знаменательными частями речи. Общее грамматическое значение имени существительного, определяемое как предметность, выражается в категории рода, числа и падежа. Все три названные категории, естественно, присущи терминам – существительным. Эти категории функционируют в терминологии так же, как и в морфологии общелитературного языка. Однако есть отдельные отличия. Например, в категории лица:
а) в общелитературном языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа; в терминологическом языке формируется специальное значение. Таким образом, появляется форма множественного числа: масло – масла; смола – смолы;
б) особенностью падежных окончаний терминов является форма именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. В отличие от общелитературных форм в терминологических наименованиях появляются флекии –а, -я: слесаря, шофера.
Отсюда следует, что при морфологическом разборе подобных терминов – существительных преподавателям необходимо разъяснить это положение студентам, обратив внимание на то, что в общелитературном языке, как правило, употребляется форма с флексией –ы, а в терминологическом –а, -я.


15