Статья Тестирование как форма отслеживания уровня сформированности языковой и речевой компетенции учащихся

Тестирование как форма отслеживания уровня сформированности
языковой и речевой компетенции учащихся 2 класса

(методическая работа учителя английского языка В.В.Харитоновой,
МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских» г.Перми»)

В работе особое внимание уделяется приему тестирования как одному из эффективных средств контроля в обучении иностранному (английскому) языку. В связи с запросами общества (расширение и качественные изменения характера международных связей) иностранный язык становится реально необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека. В связи с этим возникает проблема качественного обучения иностранному языку, и, соответственно, эффективного контроля.
Одним из средств контроля является тестирование. Тестирование – это экономичный, удобный и быстрый способ проверки, позволяющий контролировать большое количество испытуемых одновременно, а также наличие простоты осуществления обратной связи и возможности фиксации результатов и количественного (формализованного) выражения качества знаний и умений, а также их дальнейшая коррекция.
Существуют разные категории тестов. В данной работе нас интересуют тесты для определения уровня сформированности языковой и речевой компетенции учащихся 2 класса (так называемый итоговый тест).
Целью данной работы явилось следующее: проверить уровень достижений учащихся 2 класса в овладении английским языком в форме итогового тестирования.
Для достижения поставленной цели предстояло решить несколько задач:
- изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления контроля иноязычных навыков и умений;
- обосновать использование тестов как одного из приемов контроля языковой и речевой компетенции учащихся;
- осуществить текущий контроль с помощью тематических тестов как обучающего средства;
- изучить и определить некоторые наиболее подходящие методы и приемы использования тестов;
- отрегулировать условия проведения итогового тестирования;
- отследить с помощью тестов уровень сформированности языковой и речевой компетенции учащихся 2 класса в конце учебного года.
Предполагается, что обоснованное и организованное должным образом тестирование позволит осуществить необходимую обратную связь, обеспечить управление учебным процессом и его коррекцию, что будет способствовать повышению эффективности обучения английскому языку.
В результате проведения тестирования возможны отрицательные моменты (последствия), такие как:
- учащиеся почувствуют «поражение», если результаты будут невысоки;
- есть определенный процент угадывания;
- чисто механическое заполнение ответов на бланке (не используются ни умение говорения, ни письма);
- учащиеся могут запомнить «неправильный» ответ.
Результатом данной работы будут тест по лексике, грамматике, чтению с соответствующим комплектом необходимых материалов.

Полный комплект для тестирования
Пояснительная записка (для кого предназначен; с какой целью, какие задачи, какие темы включает; какие задания по уровню мыслительной деятельности: репродуктивный, конструктивный, творческий уровень; форма заданий).
Инструкция для учащихся и учителя (при необходимости).
Текст задания (вопроса) – содержательное наполнение задания.
Варианты ответов (по типологии ошибок).
Матрица с ответами (также для тестовых заданий открытого типа).
Диагностическая карта.
Анализ (отчет) о результатах тестирования (графический, текстовый).
«Управленческие» решения (рекомендации для проведения необходимой коррекционной работы).

Пояснительная записка к тесту (шаблон, возможны вариации)

Данный тест разработан учителем английского языка
(название образовательного учреждения) .
(фамилия, имя, отчество учителя)
Тест направлен на выявление уровня учащихся класса (название и автор УМК).
Тест охватывает материал . (месяца, четверти, полугодия, года или раздела(ов) программы, учебника, )
Тест включает в себя следующие содержательные линии:
- знания и навыки оперирования ими;
- умения ;
- умения .
В тест включен следующий языковой материал:
- грамматический ..
- фонетический ..
- лексический (указать темы и лексические единицы). .
Тест имеет следующую структуру: .. .
В данном тесте используются задания следующего(их) типа(ов): .
Тест составлен в вариантах.

Анализ теста (шаблон)
Тест выполняли учащихся класса. Дата проведения ...
(количество)
Тест содержит задания по следующим содержательным линиям: коммуникативные умения .. и языковые знания и навыки по .. .

При анализе результатов выполненных тестовых заданий по грамматике наиболее благоприятная ситуация выявилась по следующим линиям: .............................................. средние результаты (в пределах нормы) – по . Наибольшее затруднение вызвали задания, связанные с .

Анализ результатов выполнения тестовых заданий по лексике выявил следующее: учащиеся не испытывали затруднений при выполнении заданий №№ .. . Наибольшее затруднение вызвало задание № . . В пределах нормы выполнены задания №№ . .

Анализ результатов тестовых заданий по фонетике показал, что особых затруднений учащиеся не испытывали.

Результаты теста по чтению с полным пониманием прочитанного продемонстрировали Затруднение в выполнении задания № можно объяснить .. .

Менее 40% тестовых заданий выполнили . учащихся, от 40 до 59% - .. учащихся, от 60 до 79% тестовых заданий .. учащихся, 80% и более - учащихся.

Необходимые мероприятия корректирующего характера (планируемые пути устранения и сроки) .

Приложение 1

Пояснительная записка к итоговому тесту по английскому языку для учащихся 2 класса

Цель работы: проверить и оценить уровень освоения программного материала за 2013-2014 учебный год учащимися 2 классов (УМК «Get. Set. Go” - 2 by Cathy Lawday.)

Проверяемые учебные элементы/содержательные линии:
Знание, понимание и применение слов по темам: Еда, Животные, Игрушки, Цвета, Чувства, Одежда, Дни недели и месяцы, Дом, Профессии, Глаголы-действия.
Умение определять слова, не относящиеся к группе по тематике.
Умение письменно ответить на вопрос When’s Tim’s birthday?, What date is it today?, используя порядковые числительные, название месяцев.
Умение понимать и использовать грамматическое время Present Continuous.
Умение понимать предложения с глаголом like/don’t like, likes/doesn’t like, отвечать на вопросы и самостоятельно написать предложения с ними.
Знание порядка слов в повествовательном и вопросительном предложениях, умение составить предложение из предложенных слов.
Умение понимать и применять побудительные предложения: команды, запреты.
Умение отвечать на вопросы о себе, высказать свое отношение к еде/игрушкам, о наличии (владении) предметов(ами), своем местонахождении.
Умение прочитать и понять связный текст, ответить на общие и специальные вопросы по тексту.

Структура работы и оценивание:
Контроль осуществлялся в виде теста, включающего в себя 11 заданий. Типы заданий - краткий и развернутый ответ. В данном тесте проверяются различные языковые навыки и речевые умения (см. выше). Некоторые задания имеют комплексный характер и проверяют несколько умений одновременно.

Максимально в данном тесте можно набрать 41 балл. За каждый правильный ответ в задании ученик получает 1 балл.

Примерная шкала для оценивания:
80 – 100% - «5»
60 – 79% - «4»
40 – 59% - «3»
Менее 40% - «2»

Приложение 2

Final Test
The 2nd Form

1. What’s your name? ________________________________________.

2. What date is it today? ______________________________________.



3. Write

0. When’s Tim’s birthday?
It’s on February the eighth.

1. When’s Ann’s birthday?
It’s on

2. When’s Jim’s birthday?


3. When’s Jess’s birthday?


4. When’s Joe’s birthday?


5. When’s your birthday?




4. Write

0. Monday
4. F _ _ _ _ _

1. Tu _ _ day
5. S _ _ _ _ _ _ _

2. W_ _ _ _ sday
0. Sunday

3. Th _ _ _ _ _ _




5. Odd one out

1. farmer ruler shopkeeper driver


2. tiger bear fruit humming-bird


3. March Sunday July September




6. Find and circle four words for sport (Найди четыре «спортивных» слова)

h e l p j u m p n o d r u n k n o w s k a t e s l e e p s i n g s w i m t a l k


7. Make up sentences (Составь предложения)

1. school naughty don’t at be _________________________________________________
2. your to listen teacher _____________________________________________________




8. Read and answer

Karen likes chocolate and biscuits. She doesn’t like fruits. Adam doesn’t like lemonade. He likes apple juice. Karen and Adam like cakes. They don’t like chips. They like lots of ice cream.

0. Do they like ice cream?
Yes, they do.

1. Does Karen like chocolate?


2. Does Karen like fruit?


3. Does Adam like lemonade?


4. Do they like cakes?


5. Do they like chips?



9. Write

Ann likes bears.

Dan doesn’t like cars.










10. Read and answer


My name is Susan. I’m in my bedroom. I’m reading an English book. I like English. Friday is English day. I’m wearing a red jumper. I’m not cold.

0. What colour is Susan’s jumper?



It’s red.



1. Where is she?







2. What is she reading?







3. What day is English day?







4. What is she wearing?







5. Is she cold?





11. Write about you

1. Can you hop?


2. What day is it today?


3. Do you like purple?


4. Do you like burgers?


5. Have you got an English book?


6. Where are you now?




15