Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание двузначных чисел, 1 класс


Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел».
Учитель Рязанская Елена Владимировна, МАОУ «МСОШ №16»
Цели:
1.Закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи, складывать двузначные числа с двузначными без перехода через разряд;
2. Развивать внимательность, мышление;
3. Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: Компьютерная презентация с использованием фрагментов сказки «Гуси-лебеди»; схемы задач.
ХОД УРОКА
Орг.момент
– Урок математики.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
- Сегодня мы закрепим умения складывать двузначные числа, решать задачи и не только…
- Сегодня к нам прибежали за помощью герои сказки «Гуси-Лебеди». Это Машенька и её братец Иванушка. Сестрица с братцем добежали до молочной реки. Видят, летят гуси-лебеди. Попросили у речки:
- Речка, матушка, спрячь нас!
Речка ответила:
-Если справитесь с моим заданием, то я вас укрою.
-Ребята, поможем Машеньке с братцем? Быстро выполним устные задания?
Устный счёт.
На доске:
4 22 10 20 18 6 12 2 24 8 16 14
– Назовите числа в порядке возрастания.
– Что вы заметили? (Каждое следующее число больше предыдущего на 2 единицы).
– На какие две группы мы сможем разбить этот ряд? (На двузначные и однозначные числа)
– Чем отличается однозначное число от двузначного? (Для записи однозначного числа требуется один знак (цифра), для двузначного – два)
– Как называется первый справа разряд у двузначного числа? (Разряд единиц)
– Как называется второй справа разряд у двузначного числа? (Разряд десятков)
– Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно знать разряды? (Безошибочно уметь решать любые примеры)
– Замените числа суммой разрядных слагаемых:
На доске:
35 =
92…
56…
- Выберите к задаче подходящую схему: (учебник с. 112 з. 4)
-Принц Лимон отправил 30 солдат лимончиков искать Чиполлино. В замке осталось 20 солдат. Сколько солдат было у принца Лимона?

20
30

?


?
30

20


?
20

30

- Сколько солдат было у принца Лимона? (50)
- Какая схема подходит? Почему?
Работа в парах.
- Найдите сумму ответов для каждого столбика.
38-8= 60-30= 27-20=
80-20= 50-20= 10+3=
76-70= 10+12= 60-50=
20-16 88-80= 30+20=

100
80
90

- Какие ответы получили? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?
- Посмотрите на геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы видите?( Круг, треугольник, квадрат)
- Какая фигура лишняя? Почему? ( Круг. Так как это не многоугольник.)
- Посмотрите на числа внутри фигур.
- Чем они похожи? ( Все числа оканчиваются нулем)
-Какое число « лишнее»? Почему? ( «Лишним» будет число 100, так как оно трёхзначное, а остальные – двузначные)
Работа по учебнику.
-Речка укрыла их кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем дальше побежала, но вот воротились гуси-лебеди. Что делать, кого просить о помощи…
… Видят яблоню…
- Яблонька, спрячь нас!
Яблоня ответила: « Если вы, ребята, сможете самостоятельно решить примеры №1, то я помогу спрятаться…»
- Откройте учебник на с.112 № 1 (а) 1в. 1 и2 ст., 2 в. – 3 и 4 ст.
- Запишите в тетради дату. Приступаем.
- Проверяем. 1 вариант. Пример, в ответе которого получился 1 десяток (30-20)
- Пример, в ответе которого получилось 7 дес. (50+20)
- Пример, в ответе которого получилось 3 дес. (50-20)_
- Какой пример мы не проверили? (30+20)
- Чему равна сумма? (50)
- 2 вариант. Назовите пример, в ответе которого получился 1 дес. ? (50-40)
- При мер, в ответе которого получилось 3 дес. ? (60-30)
- Что интересного в оставшихся примерах ? (ответы одинаковые. 90)
- Молодцы!
Физкультминутка
Мы шли-шли-шли и грибочек нашли.
Раз грибочек. Два грибочек.
И вот и полный кузовочек.
-Яблоня заслонила ветвями, прикрыла листами…
Пролетели гуси мимо, а девочка с братцем дальше побежали. Добежали до печки. Видят, опять гуси-лебеди летят…
- Печка, спрячь нас.
- Я спрячу вас, если вы решите задачу №2 из учебника.
- Печка дала трудное задание. Не обойтись Машеньке с братом без нашей помощи. Поможем?
- Учебник с. 112, з.2. Прочитайте задачу вслух.
-Что известно?
- Что нужно найти?
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Каким действием?
- Назовите решение. (34+5=39)
- Записать решение задачи с комментированием.
- Печь спрятала детей. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Но Баба Яга не сдаётся. Ещё одно задание нужно выполнить. Поможем братцу Иванушке и Сестрице Машеньке?
- Спишите и решите примеры по вариантам. Но вначале скажите, как будете складывать и вычитать примеры этого вида? ( десятки вычитаем из десятков, а единицы вычитаем из единиц)
1 вариант 2 вариант
36 + 42 69 – 21
44 – 13 72 + 24
52 + 15 85 – 43
Работа в парах
– Ребята проверим, правильно ли мы выполнили задание, выручили детей.
– Обменялись тетрадями, проверили друг у друга.(1 в. проверяет 2 в., а 2 в. проверяет 1 в.)
- Как результаты?
– Сестрица с братцем счастливые прибежали домой, где их ждали отец с матерью и подарки. Мы помогли героям сказки.
– Хорошие дела и поступки вознаграждаются! За работу на уроке, за помощь героям сказки вам также «подарки». Подарок в конверте. Это игра «Танаграм».
В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре? (Осталось пять. В задаче же ничего не сказано о том, что их вывернули).
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?
В коридоре стоят 8 башмаком. Сколько детей играет в комнате?
Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?
Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего? (4)
Итог
– С какими числами мы работали на уроке? (С двузначными)
– Как сложить двузначные числа?
– Как вычесть двузначные числа?
Я научился…
Я хотел бы больше…
Оказывается, что...
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра!
– Всем спасибо! Урок окончен.