Конспект урока по литературе на тему

Устное народное творчество
1 час

Урок 2
Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте

Цели:
Обучать учащихся распознавать виды сказок; ввести новые литературоведческие понятия;
Развивать навыки грамотного выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы, развивать эмоциональный мир, воображение, память и мышление учащихся; побуждать их к творчеству; создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, прививать чувства любви к литературе в целом, понимать прекрасное, ценить красоту жизни.
Оборудование: выставка книг - сказок, иллюстрации к сказкам В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, презентация «Сказка как особый жанр фольклора»
Деятельность учителя
Работа учащихся

I. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка


II. Сказка как особый жанр фольклора (презентация)


III. «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте (беседа)

Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Как называется такое начало сказки?

 Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?


 

 Как царь предложил своим детям искать себе невест?
  Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
 Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
 Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?  Как утешала Ивана-царевича лягушка?
 Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим: «Что особенного в этом описании?»

 Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.








 Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

 Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...»  до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 1820 учебника).
 Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника). Сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.


 Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?



Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.


Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки  встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.


















Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.

Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
Где кольнет иглой раз  цветок зацветет, где кольнет другой раз  хитрые узоры идут, где кольнет третий  птицы летят.






Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.

IV. Вывод/Домашнее задание  Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 12 примера в столбик, как стихотворение. Подготовить ответы на 56-й вопросы учебника (с. 26).
Отрывок о клубочке можно записать так:
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам...
Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик.