Название разработки:Конспект по русскому языку по теме Неопределенная форма глагола (3 класс)


Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
(3 класс)
Цель:
создать условия для знакомства детей с неопределённой формой глагола; содействовать формированию умений находить в предложении, тексте глаголы в начальной форме, ставить глаголы в начальную форму.
Задачи:
1)Формировать умение о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
2) Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, мышления, внимания;
3) Воспитывать культуру поведения, интерес к предмету.
Планируемый результат:
Познавательные умения: умение находить в предложении, тексте глаголы в начальной форме, ставить глаголы в начальную форму.
Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, понимание собственных достижений.
Коммуникативные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные действия: умение ставит цель, планировать, прогнозировать, контролировать свои действия, самооценка.
Метапредметныеумения:
1. Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий.
2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
3. Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в парах.
4. Предметные умения - находить в предложении, тексте глаголы в начальной форме, ставить глаголы в начальную форму.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Мотивация на учебную деятельность
Уважаемые гости!
Вас приветствует 3 класс!
Новый день, новые знания, новый урок русского языка!
Сколько правил, сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только, будь внимательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь.
Какую установку на урок нам дает это стихотворение?
Сегодня мы узнаем новые правила, поэтому будьте внимательны.
2. Актуализацияи фиксирование индивидуального затруднения.
Отправляемся в путь за новыми знаниями!
С чего мы обычно начинаем урок русского языка?
Для чего мы проводим минутки чистописания?
Догадайтесь,соединениекаких буквы мы сегодня будем писать:
НА ДОСКЕ: ть.
Запишите в тетрадь число, классная работа.
Пропишите соединение букв.
Охарактеризуйте первый звук. Какой он?
Работа со словарными словами.
Вспомните и запишите пять словарных слов, которые начинаются с данного звука.
Укажите ошибкоопасные места.
Оцените свою работу сами.
Взаимопроверка.
Оцените работу своего одноклассника.
Продолжаем путешествие за новыми знаниям.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
Интервью.
Что вы больше всего любите?
Люблю действовать!
Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем частицу не!
Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
О какой части речи пойдёт речь на уроке?
Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
Развитие речи, воображения, мышления.
Придумайте рассказ, который будет называться «Мое утро». Но я вам ставлю определенную задачу. Ваш рассказ должен состоять из одних глаголов. Другие части речи использовать нельзя. Но, чтобы всем ребятам было понятно, чем вы занимались до встречи с ними.
Например: (если у детей вызовет затруднение) Прозвенел. Открыла. Посмотрела. Закрыла. Прозвенел. Проснулась. Потянулась. Встала. Умылась. Почистила. Оделась. Причесалась. Накрасилась. Собралась. Вызвала. Села. Поехала. Приехала. Вышла. Зашла. Переоделась. Встретила.
Молодцы!
Какую часть речи вы использовали в своем рассказе?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
ПО АЛГОРИТМУ:
Глагол
Часть речи
Вопросы
Действие
Изменяется по…
Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
Работа в тетради:
Я предлагаю вам ряд слов. Вам необходимо их распределит на два столбика.
По какому признаку будем действовать?
ПИШЕМ, ЧИТАЮ, ОТВЕЧАЕТ, СМОТРИТ, ГОВОРЯТ, БЕГАТЬ, СЛУШАЮТ, НАПИСАТЬ.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Ед. ч. Мн.ч. неопределённая
читаю пишем бегать
смотрит говорят написать
отвечает слушают 3.Выявление места и причины затруднения
Почему у вас получились разные ответы?
В чём ваше затруднение?
Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число.
Значит, как звучит тема нашего урока?
4. Формулирование темы и постановка учебной задачи.(обучающимися)
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.
Попробуйте определить цель урока
Какие новые открытия мы будем сегодня делать?
Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
(находить глаголы неопределенной формы)
Что бы вы хотели узнать о глаголах неопределенной формы?
Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?
Задайте вопрос к каждому глаголу.
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
(что делать? Что сделать?)5. Первичное закрепление нового материала
Мы с вами очень часто выполняем роль авторов словарей. Попробуйте дать определение понятию глаголы неопределенной форме.
ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ – ЭТО ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Давайте проверим верно ли мы дали определение глаголам в неопределенной форме.
Откройте учебник на стр. 146 и прочитайте правило.
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом.
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Инфинитив – лат.слово "неопределённый".
6. Физ.минутка
Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.Я прочитаю вам стихотворение «Сладка мечта». Если встретится глагол неопределенной формы, нужно выполнить поворот туловища.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать.
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть,
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться,
И на месте умереть.
7. Включение нового знания в систему знаний
Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его читать, а вы, если сможете, продолжите.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Прочитайте последнее предложение.
Давайте выпишем глаголы вместе с вопросами пока только из этого предложения.
Что делать? звать
Что делать? ждать
Что сделать? взять
Что сделать? почитать
Какие вопросы ставили к этим глаголам?
Чем они отличаются в написании?
Чем похоже написание этих глаголов? (Формообразующий суффикс-ть, значит, в основу не входит)
Откройте учебник на стр . 146, найдите упражнение 15.
Прочитайте пословицы и объясните их значение.
Найдите глаголы неопределенной формы.
Докажите?
Самостоятельная работа
Найдите упражнение 17.
Рассмотрите рисунки.
Расскажите, какое угощение приготовили мамы для своих деток.
Мамы написали своим детям объявление. А воткакое, догадайтесь вы.
Для этого вам необходимо вставить в объявление глаголы из слов для справок.
Давайте послушаем, что у вас получилось.
Вспомните, как пишется НЕ с глаголами.
Запишите объявление, вставляя пропущенные глаголы.
Подчеркните глаголы в начальной форме.
Найдите упражнение 18.
Прочитайте слова.
Какой частью речи являются эти слова?
Работа в группах.
Измените глаголы так, чтобы каждый из них стал глаголом в начальной форме.
ПИШЕТ – ПИСАТЬ.
РЕШАЕТ – РЕШАТЬ
ГУЛЯЮТ – ГУЛЯТЬ
ПРОЧИТАЕТ – ПРОЧИТАТЬ
НАБЛЮДАЕТ – НАБЛЮДАТЬ
РАССКАЖЕТ – РАССКАЗАТЬ
Обсудите в группах, постарайтесь прийти к единому решению.Какой вывод можно сделать?
ЛЮБОЙ ГЛАГОЛ МОЖНО ПОСТАВИТЬ В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ.
8. Рефлексия
Давайте подведем итог урока.
Давайте вспомним цель нашего урока.
Смогли вы достичь цели?
Сможете теперь определить глаголы в неопределеннй форме?
Что вам для этого необходимо сделать?
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?
Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
9. Домашнее задание
С. 148 упр. 22.
Кто хочет получить дополнительную оценку, то может взять карточку задание.
Карточка
Упражнение 1
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…
Упражнение 2
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе цвести,
крапиве быть не злой,
дождю дорожки подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч,
И веселее греть!
Упражнение 3
Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.
Образец:
Кормит – кормить, …
Вот и выпал первый снег,
И обрадовал он всех.
Побелело всё вокруг.
Кошка ловит белых мух.
Дети весело бегут,
Санки и коньки берут,
Хорошо, что есть она,
Наша зимушка – зима!
Упражнение 4
Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.
Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал).
Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил).
Умение … дороже золота (работал)