Урок по лексике Словарное богатство русского языка(6 класс)


Словарное богатство русского языка. Особенности лексического значения и смысловая связь разных слов в языке. Однозначные и многозначные словаФразеологические оборотыСинонимыАнтонимыПаронимыОмонимы Особенности употребления в речи Общеупотребительная лексикаДиалектная лексикаПрофессиональная лексикаУстаревшая лексикаЖаргонизмы Происхождение словИсконно-русская лексикаЗаимствованная лексика Словарное богатство русского языкаРассмотрите слова. Желудок, нахрапом, настежь, летятина, висок, очаровательный, дотла, залавок, белье, поляши, ветчина, фипики, внутрь, впечатление, катанки, мешок, наперсток, неделя, крыга, околица, печаль, поднебица, питомник, сокровище. Значение и происхождение всех ли слов вы знаете? К какой лексике относятся слова, которые вы не знаете? Подумайте, где можно найти объяснение данным словам. Родные слова Родные, знакомые с детства слова:В полях поляши – тетерева,Летятина – дичь,Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода - Не допускаются в словари из сельского лексикона.Сугревушка, фипики – снегири, Дежень, воркуны вне закона.Слова исчезают, как пестери, как прясницы и веретена.Возилкою - полный мешок с зерномВчера назвала мельничиха,Поднебицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой. Нас к этим словам привадила мать,Милы они с самого детства.И ничего не хочу уступатьИз вверенного наследства.Но как отстоять его, не растерятьИ есть ли такие средства?А.Яшин Текст 1.Менный ковш упал на нно,А достать – то холонно.И обинно, и досанно, Ну да ланно, Все онно! (северная деревенская дразнилка)   Текст 2. Предположим, что какая-то старушка сообщает об ожидаемом приезде внуков из Москвы. Вот как это прозвучит в разных местах России: К нам внуки с Маскве зэ чарникай приедут. К нам внуки из Маскве зэ царникуй приедуть.К нам мнуки из Маскве па чернигу приедут. К нам мнуки из Москвы по черницу приедут. Результаты сопоставления:различение в управлении: за чем? – по что?)различения при употреблении предлогов: из - с;различение в суффиксах – иг, -иц, -ич;различение в окончаниях: -ут, - уть, -ой, -уй, из Москве - из МосквыпроизношениеМестные различия наблюдаются и в лексике, в фонетике и орфоэпии, в словообразовании, морфологии и синтаксисе. Текст 1.Опять зима, опять мороз.Крахмальный скрип сухого снега.Куржак на веточках берез.Дымок над кровом человека.И солнце – яркое до слез.Алексей Решетов Текст 2. Печь в избушке еще горяча,Не остыла квашонка с закваской,И горит восковая свечаВ изголовье над старою сказкой.Николай Домовитов  Текст 3.Спрашивают дети:Что такое счастье?Счастье – жить на светеВ ведро и в ненастье.Делать свое делоВ горе и в печали, Чтоб душа и телоКрылья обретали.Александр Гребенкин.  Текст 4.Вцепившись в бабушкин подол,Бегу тропинкой незнакомойСквозь хмурый лес в приречный дол.Там сенокос. Наш путь завешанВетвями пихт. Туман и мгла.Все озираюсь: как бы лешийНе сцапал лапой из дупла…Так после зыбки я впервыеМир познавал. И тропки те –Исток моей любви к России,К ее теплу и доброте. Константин Мамонтов Текст 5Старуха знала, где живут маслята, Где белый гриб в зеленый мох залез, В глухой жакетке, с дюжиной заплатокОна входила, ровно в церковь, в лес,И кланяться земле не уставала,Как будто бы молоденькой была,Голубушкой синявку называла,А мухомор антихристом звала.Алексей Решетов.   Задание 1.Пользуясь Словарем пермских говоров, замените диалектные слова общеупотребительными. Что при этом, на ваш взгляд, изменилось? Какой текст вам нравится больше?- Куды, Меланья, с наберухой направилась – то?- По губы слетаю.- Гдекося брать – то будешь?- За волоком на угоре погляжу. Клубеничник-то нонче весь коровы вытоптали, нету ягод тамо. Задание 2.Определите, какое общеупотребительное слово является обобщающим для следующих диалектизмов. Сможете ли вы их понять без словаря? Какие слова вы не слышали ни разу, а какие вам знакомы?Бухри, валеги, валежки, катанки, пимы, чесанки.Валежки, вачеги, голицы, запрягальники, исподки, одеринки, собачины, холстянки, шубенки, шубницы.Бат, вишерка, двухвеселка, долбленка, дощанка, завозня, осиновка, подвеска, чугункаБус, бусенец, дожжина, морокуша, морось, сеногной, слякиша. Задание 3.Пользуясь Словарем пермских говоров, замените диалектные слова общеупотребительными. Какие слова вы используете сами или слышали в речи ваших родственников? -Ну и лупень, Меланья, у тя, нале голик.-Ох, нахвосталась седне да вехоткой нашоркалась.-У тя, бают, золовка гостит? Баская девка. Все дома изобиходила. Где робит?- Лони робила на поште, ноне на ферму пошла. Одинова остряпалася, в куфайку опочиненную оболоклась да пошла каравулить корову… Задание 4. Прочитайте отрывок из рассказа В.М.Шукшина. Какое слово, по вашему мнению, стоит в рассказе вместо пропуска, выберите его из предложенных слов. Объясните свой выбор.В войну больше всего стали нас, ребятишек, терзать две беды: голод и холод. Зима… И воет, и воет над крышей, хлопает плахами. Все тепло, какое было с утра в избе, все к вечеру ____1______, сколько ни наваливай на порог тряпья. Или ______2______ такие морозы, что в сенцах трескотня стоит.1 - вылетит, выдует, высвистит, выстудит.2 - наступят, направятся, наладятся, придут.   Задание 5 А) Объясните разницу в лексическом значении глагола СНАРЯЖАТЬ в следующих словосочетаниях:Снаряжать мужика на работуСнаряжать девку к празднику.Б) В Верещагинском районе Пермского края одним из значений слова «РВАНЬ» является «состояние погоды». Постарайтесь догадаться, какое именно состояние погоды имеется в виду? Какое еще значение может быть у этого существительного?