Использование системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию на уроках иностранного языка.

Использование системно-деятельностного подхода
к обучению и воспитанию на уроках иностранного языка.
Учитель первой категории, Абуталиева Г.Ж.
МБОУ г.Астрахани «Гимназия №2»
Всем нам хорошо известно, что программа курса предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями , стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии.
Для того чтобы реализовать эти задачи необходимо задуматься о внедрении системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
А также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося; обеспечения преемственности образования; разнообразия организационных форм; учет индивидуальных особенностей каждого, гарантируемость достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса учитель должен учесть следующие аспекты:
- направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);
- соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;
- обеспеченность усвоения содержания курса всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);
- выбор формы творческого самовыражения;
- наличие критериев само- и взаимооценки.
При системно-деятельностном подходе в образовании учитель выступает в роли «управленца». Его задача – не «напичкать» учащегося информацией, а построить образовательный процесс так, чтобы учащийся сам осуществил сбор необходимой информации, спланировал вариант решения проблемы, сделал выводы, проанализировал свои действия и тем самым сформировал «по-кирпичику» новые знания и приобрел опыт. А помогает этому на уроках использование метода проектирования.
Метод проектирования – это педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации проблемно-ориентированного учебного процесса.
Приведу примеры проектной деятельности (презентации детей).
Также проектные занятия я провожу в виде:
- викторин;
- игр;
- соревнований;
- моделирования событий;
- листовок и плакатов.
Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.
Для этого в своей деятельности я использую следующие активные формы работы:
- обсуждение сообщений, докладов;
- защита проектов;
- викторины с вариантами ответов;
- интеллектуальный марафон;
- смотр знаний и умений.
Также мною используются групповые формы работы:
- микрогруппы (3 человека);
- малые группы (7 человек).
Технология групповой работы состоит из трех этапов:
Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижения поставленной цели;
- дополнительная информация учителя.
Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и интенсивной самостоятельной работе, обмене мнениями, совместном поиске истины и она может быть включена в урок как отдельный этап или способ организации урока в целом (например, тема «Нарушение экологического равновесия» - 5 класс).
Для самостоятельной и дифференцированной работы учащихся использую работу с различными карточками. Задания направляю на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне логического и творческого мышления.
Задания на карточках разрабатываю так, чтобы они обеспечивали восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, связь с ранее изученным материалом, закрепление, повторение и применение. Типовыми вопросами заданий являются: Почему? Зачем? Для чего? Как? В чем суть? Это могут быть задания: сравнить, систематизировать, объяснить, обосновать свое отношение, привести аргументы.
Много внимания уделяю организации творческой самостоятельной работе, которая позволяет учащимся получать принципиально новые знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа соответствует возможностям ученика; уровню сложности задания; содержанию работы; форме ее выполнения, вызывающей интерес у учащихся; желание эту работу сделать.









13PAGE 15


13PAGE 14415