План-конспект урока русского языка в ТДМ. Виды предложений по интонации и по цели высказывания.


Класс 2 «А»
Тема: Виды предложений.
Тип урока: ОНЗ
Целевые установки: предметные: формировать представления о видах предложений по интонации ( эмоциональной окраске),
развивать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, строить предложения, расширяя речевой опыт учащихся
формировать пунктуационную зоркость
метапредметные: развивать интерес к русскому языку
личностные: развивать речь учащихся, учить соблюдать правила культуры общения, тренировать логическое мышление
Оснащение урока (материалы к уроку) презентация
№ Этапы урока
Содержание этапа
Мотивация к учебной деятельности:
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне
- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
-устанавливаются тематические рамки (“могу”)
 - Какую тему по русскому языку мы изучаем? ( Какие бывают предложения?)
- Ребята, как вы думаете, в связи с этой темой, какая нас ожидает работа на уроке?
(Узнать еще что-то новое о видах предложений.)
-Что вы для этого вы должны будете сделать?
(Во - первых, понять, что еще не знаем о предложении.
Во - вторых, попытаться самим открыть новое.)-С чего же начнем свою работу? ( С повторения.)
Этап актуализации и пробного учебного действия:
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий
- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.
- индивидуальное задание, требующее нового способа;
- фиксация учащимися возникшего затруднения
 Послушайте загадку.
С Букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
- Кто же это?
(Буратино)
- Как называется сказка, героем которой он является?
- Кто ее написал?
- С кем в сказке подружился Буратино?
- Какие предложения вы слышали по цели высказывания?
-Запишите предложение о Буратино.
Деревянный мальчуган – это Буратино.
- Какое это предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Укажите в скобках.
- Докажите. (В нем содержится сообщение.). (Слайд2).
- Запишите следующее предложение.
Кому хотел помочь Буратино?
- Определите вид этого предложения по цели высказывания, укажите в скобках.
- Докажите. (Содержится вопрос.). (Слайд 3).
-Запишите предложение.
Спасайте деревянных человечков.
-Какое это предложении по цели высказывания? (Побудительное).
-Докажите. (Выражена просьба.). (Слайд 4).
- Какие же виды предложений по цели высказывания вы знаете? (Слайд 5).
- Спасайте деревянных человечков.
- С какой интонацией вы произнесли? (Спокойно.)
- А как нужно по - вашему произнести это предложение?
(С особым чувством.)
- Теперь прочитайте, как Буратино, ведь он хотел помочь маленьким человечкам.
- Спасайте деревянных человечков!
- Буратино взобрался на вершину сосны и закричал во всю глотку:
- Звери, птицы, насекомые! Наших бьют! Спасайте деревянных человечков!
- Запишите это предложение в тетрадь.
- В чем различие записанных предложений? (Мы произносим их по -разному, с разными чувствами)
Этап выявления места и причины затруднения:
Цель: выявление места и причины затруднения
- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем
 -Какая трудность у вас возникла во время работы?
(Чтение предложений с разной интонацией. Какой знак поставить в конце предложения.)- Почему? (Не все знаем о предложении, о знаках препинания в конце предложения.)
Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем
учащиеся в коммуникативной форме :- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
- согласовывают тему урока;
- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель
 - Как же быть? Что вы предлагаете?
- Какую цель в начале урока мы ставим? (Узнать что – то новое о предложении.)
- Значит, какая тема урока? (Виды предложений по интонации.)
Этап реализации построенного проекта:
Цель: усвоение нового способа действий
- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
-выбирается оптимальный вариант;
-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;
-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;
-уточняется общий характер нового знания ;-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения
 - Сравните эти предложения:
Спасайте деревянных человечков.
Спасайте деревянных человечков!
- Чем похожи? (Побудительные предложения.) Почему?
- В чем отличие? (Знаки препинания в конце предложений.)
- Значит, читать их нужно по - разному.
Предложения бывают разными не только по тому, с какой целью мы говорим, но и по тому, как мы это произносим, спокойно или с особым чувством (интонацией).
- Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. (Слайд 6).
-Предложения, которые произносятся с чувством радости, страха, удивления, - это восклицательные предложения. В конце ставится восклицательный знак. (Слайд 7).
- Предложения, в которых не выражаются чувства, - это невосклицательные предложения. (Слайд 8).
- Теперь постарайтесь уточнить тему нашего урока.
(Какие бывают предложения одновременно по интонации и цели высказывания.)
- Работаем в парах. Потренируйтесь в чтении предложений так, как требуют знаки препинания.
Хорошая горка получилась.
Хорошая горка получилась!
Хорошая горка получилась?
Что тут у вас происходит?
Что тут у вас происходит?!
Как вы это сделали?
Как вы это сделали?!
-Запишите только восклицательные предложения.
- Каким является каждое из предложений по цели высказывания и по интонации?
- Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)
- Где вы можете себя проверить? (В учебнике.)
- Найдите правило в учебнике. (Один ученик читает правило вслух.)
Этап первичного закрепления
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполненииРешение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства
- Какой следующий шаг?
(Потренироваться в записи предложений, используя новые знания.)
- Выпишите из отрывка предложения, которые ребята выкрикивали друг другу. Определите, каким является каждое по интонации(эмоциональной окраске) и ставьте в конце нужные знаки.
- Начинаем работать все вместе.
Мишка побежал рядом и кричит:
- Жми на педаль, жми давай
Я доехал до Мишки и крикнул:
- Останавливай
Я проехал еще круг:
- Останови машину, Мишка
Он встречает меня и орет:
- Жми тормоз
- Мишка, а где этот тормоз
А он:
- Я забыл
- Скорей вспоминай, Мишка
( По В. Драгунскому.)
-Какой следующий шаг вашей работы?
(Написать самостоятельную работу, проверить себя.)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:
Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели
- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
- самостоятельная проверка по эталону;
- создание ситуации успеха;
- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки
- Пришло время проверить ваше умение определять виды предложений по интонации, постановку знаков препинания в конце предложения.
Спишите, вставив пропущенные орфограммы, знаки препинания в конце предложений.
Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:
- В б . л . шом м . г . зине весенний базар
Беж . м, Дениска
Там ква. . продают шипучий
Музыка играет
Беж. .м
( По В. Драгунскому)
После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки и оценивают работу.
- Какими по интонации были все предложения Аленки? Почему?
- Какие предложения, сказанные Аленкой, побудительные?
А какие повествовательные?
Этап включения в систему знаний и повторения:
Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания
- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) (Слайд 9).
Мышонок, Мышонок, почему у тебя нос
грязный
- Землю копал
- Для чего землю копал
- Норку делал
- Для чего норку делал
- От тебя, Лис, спрятаться
(По В. Бианки.)
-Каких предложении больше восклицательных или невосклицательных?
-Можете сразу ответить на вопрос? (Нет.) Почему?
-Что будете делать? Составьте алгоритм рассуждения.
- Выполните задание.
Этап рефлексии:
· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности
· Соотнесение учащимися своих целей и результатов
· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности  - Какую цель ставили на уроке?-
- Что этот урок дал вам?
- Чем показался интересным?
-Над чем заставил задуматься?
- Кто остался доволен собой?
-- Оцените свою работу на уроке!
(Ладошки 3 –х цветов:красный -все сделал без затруднений;
желтый – справился, но были трудности;
синий – было очень трудно.)
\s