Конспект урока по русскому языку на тему Ударение (1 класс)


Конспект урока
по русскому языку
в 1 классе
 
Тема «Ударение»
 
УМК «Школа России»
 
 
 
 
 
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 50»
г. Калуги
Шакировой Н.Н.
 
Тип урока: Решение частных задач.
Цель: формировать умение определять в слове ударение; способствовать развитию фонематического слуха учащихся; стимулировать интерес к наблюдению за речью (показать,  что от ударения зависит смысл слова); совершенствовать каллиграфические навыки; учить  строить речевые высказывания.
Задачи: 1) учить правильно ставить ударения в словах,
              2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов,
              3) воспитывать коммуникативные качества: умение слушать,  умение слышать друг друга и учителя,  учить вести учебный диалог.
Планируемые результаты: 
предметные:
ставить правильно ударение в словах, определять лексическое значение слова (на основе ударения)
личностные:
·       проявлять  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
·       понимать причины успеха в учебной деятельности
метапредметные:
 (Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакиной, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал.
Ход урока:
  1.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
2.    Чистописание.
 (Число написано)
-Рассмотрите строчные буквы:   е, и, р, у, н, а, д. (На доске)
-В чем сходство этих букв?
-Чем они различаются?
- Запишите эти буквы.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Тему урока вы узнаете выполнив задание : разложите карточки так, чтобы получился числовой ряд от 1 до 10. ( Задание в парах)
- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)
- Где буквы этого слова мы сегодня уже встречали?
-Запишите рядом на строчке слово УДАРЕНИЕ.
- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?
- Что мы уже знаем об ударении?
3.Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
У меня есть для вас слова-помощники:
1. Вспомним … что такое ударение и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
4. Выявление места и причины затруднения.
- Прочтите слова на доске: , книга, торты.
- Расставьте в них ударение. (В слове торты дети могут указать 2 варианта) - --Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)
Есть специальный словарь – орфоэпический.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- В словаре найдём правильный ответ.
6. Изучение нового материала.
- Давайте ещѐ раз правильно произнесѐм слово торты и запомним его.
- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
- Попробуем дать определение - ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой. )
- Так что же такое ударение?
(Выделение в речи одного из слогов слова)
- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
5. С/Р с самопроверкой по эталону.
Пальчиковая гимнастика.
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.
(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.
- Проверьте задание, оцените себя.
- Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
Слушайте внимательно следующее задание.
-Я хлопаю в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед
- Ребята, какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.)
Третий вывод: ударение может падать на любой слог.
5. Физ. минутка (Включаю музыку.)
Продолжение работы по теме
-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.
(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)
Груша, вишня, слива, берёза
Дача, кот, домик, крыша
- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)
Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.
- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить .
Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.
-У вас на столах лежат листочки. На них записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.
-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.
Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.
- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)
- О каких словах говорится в стихотворении?
7. Рефлексия.
- Какое новое знание вы сегодня для себя открыли?
- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Послушайте как об этом поют герои передачи «Радионяня.» (Включаю грамзапись.)
8. Итог урока.
Поднимите зелёный цветок те, кто может определять ударение самостоятельно.
Поднимите жёлтый цветок те, кому ещё нужна помощь.