Омонимы. Синонимы. Антонимы (в том числе контекстуальные). Паронимы.

8
Тема: Омонимы. Синонимы. Антонимы (в том числе контекстуальные). Паронимы.


Цели:
-знакомство учащихся с лексическими средствами выразительности : омонимами, синонимами, антонимами, паронимами;
- формирование у учащихся умений видеть лексические средства выразительности в контексте и использовать их в собственной речи;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.

Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.

Ход урока
Оргмомент. Целеполагание.
Повторение о лексических средствах языка: омонимах, синонимах, антонимах, паронимах (слайд 1).
- На уроках русского языка и факультативных занятиях мы познакомились с вами с омонимами, синонимами, антонимами, паронимами. Сегодня я предлагаю вам не только вспомнить эти термины, но и понаблюдать, какую роль они играют в тексте, а также узнать ещё много нового и интересного об этих словах.
1. Омонимы.
- Начнём с примера, взятого из книги Я. Козловского «О словах разнообразных, одинаковых, но разных»: (слайд 2)

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду кринку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало.
- Интересные рифмы, не правда ли? Они составлены из слов, одинаковых по звучанию, но различных по значению. Такие рифмы называются омонимическими.
- А как называются такие слова? (омонимами).
- Вспомним, что называются омонимами? (слайд 3).
- Приведём примеры.
- Слова, не связанные по значению, но совпавшие в звучащей или письменной речи, довольно разнообразны. В составе их выделяются омоформы, омофоны и омографы. (слайд 4).
Омоформы – это слова, относящиеся к разным частям речи и совпадающие только в одной форме:
Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
Омофоны – слова, совпадающие по произношению, но они различые по написанию.
-Вы, щенки! За мною ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
Омографы – слова, звучащие по – разному, но совпадающие в написании. Омографы обычно имеют ударения на разных слогах, и это меняет звучание слов, которые пишутся одинаково:

Замок – замок
Кружки- кружки
Стрелки - стрелки
- Как вы считаете, для чего в речи нужны омонимы? (ответы учащихся).
- Правильно. Они придают речи особую выразительность, например, пословицам (Каков ни есть, а хочет есть. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани. (слайд 5), омонимия лежит в основе многих загадок (Какие кошки мышей не ловят?(кощки электромонтёра); Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы. (гранат). (слайд 6). На прошлом занятии вы увидели, что омонимы привлекают писателей – юмористов для создания каламбуров.
- Однако, ребята, омонимы могут не только радовать и развлекать нас, даруя речи яркие, выразительные краски. В особых случаях омонимия оказывается причиной досадных недоразумений, речевых ошибок. Омонимы требуют от нас осторожности в обращении со словом.
- Предлагаю вам составить словосочетания, показывающие омонимию данных слов:
Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили ( слайд 7).
- А теперь поработаем с предложениями ( работа в парах, предложения распечатаны).

Задание. Какой нежелательный смысл можно заметить в классических строчках поэтов, в речи журналистов. Ответ прокомментируйте.
1) Души прекрасные порывы
2) С свинцом в груди лежал недвижим я
3) Можно ли быть равнодушным ко злу?
4) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
5) Неужели в этот раз футболисты покинут поле боя без голов?
6) Защита футбольных команд хромает.

- А как вы думаете, можно ли определить написание буквы без контекста? Тогда я предлагаю вам составить со словами словосочетания, иллюстрирующие звуковую омонимию (слайд 8).
Примрять –прим рять, ст рожил – ст рожил,
Изморо ь – измороь, пр зрение – пр зрение,
плач?-плач?, пол скать – пол скать.

2. Синонимы.
- Посмотрите внимательно на следующий слайд (слайд 9) . Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой Так можно сказать о герое. Все эти слова объединяет общее значение «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. Например, неустрашимый (книжное слово) – «очень храбрый», удалой (народно – поэтическое) – «полный удали», лихой (разговорное) – «смелый, идущий на риск».
- Как называются такие слова? (слайд 10).
- Синонимы образуют синонимические ряды.


Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.
В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный.
- Синонимы бывают: (слайд 11)
Лексические Буря, ураган, шторм
Стилистические Тройка – трояк; спать, почивать, дрыхнуть.
Синтаксические Начать работу – приступить к работе.

- А теперь подумаем, с какой целью в художественной речи используются синонимы? (ответы учащихся).
- Синонимы в речи служат: (слайд 12)
1) для более точного выражения мысли:
(жаркий и теплый);
2) для выражения эмоциональной окраски
(упал и брякнулся);
3) как способ связи соседних предложений в тексте и устранения неоправданных повторов одного и того же слова
(Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи).
- В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём называется градацией (слайд 13). Например, Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
- А теперь выполним следующее задание:
Продолжите синонимический ряд: (слайд 14).
работа – труд – –
влажный – мокрый –

надо -
зелёный – изумрудный - -
- Поработаем в группах. Я предлагаю вам небольшие тексты (распечатаны для каждой группы), в которых синонимы выполняют различные стилистические функции. Вам нужно указать их функции, а именно: когда синонимы использованы для усиления, подчёркивания значения одного и того же слова, когда – для сопоставления близких значений, их противопоставления, а когда синонимы помогают автору избежать повторения или служат для уточнения, пояснения мысли писателя?
№1
1) Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки (А. Марков).
2) Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск (А.И. Герцен).
№2
1) Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом (И.А. Гончаров).
2) Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный лётчик Как он любил храбрых, стойких людей! (Н. Тихонов).


№3
1)Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня в день существовал в непрестанном ожидании (И.А. Бунин).
2) Различаю всё чётче и чётче, как уста превращаются в губы (Л. Мартынов).

3. Антонимы.
-А теперь вспомним, что такое антонимы (слайд 15). Приведём примеры.
- Молодцы! Сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на контекстуальные антонимы, т. е. слова, противопоставленные в определенном контексте. Например,
Не считай недруга овцой – считай волком
На Руси не все караси – есть и ерши.
- Для чего нужны в речи антонимы, как вы думаете, ребята? (слайды 16, 17).
- Антонимы нужны для сопоставления и противопоставления и для большей художественной выразительности.
- Антонимы часто используются для создания антитезы (слайд 18). Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре! Закончите пословицу, подобрав антоним: (слайд 19)
Глупый осудит, а рассудит.
Волос длинный, да ум
У горькой беды нет еды.
Худой мир лучше ссоры.
- Приём антитезы любят использовать писатели при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей.
- Другой стилистический приём, состоящий в сочетании слов с противоположным значением, носит название оксюморон (слайд 20). Ему отдали дань писатели, создавая заглавия «Живой труп», «Горячий снег», «Оптимистическая трагедия». В этом случае логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычные, новые понятия.
- Предлагаю игру «Подумаем вместе» (слайд 21, 22).
Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы восстановленных нами слов, образуют слово честность – останется прибавить лишь ь.
Грязный –
Искусственный –
Трусливый –
Мягкий –
Грубый –
Замкнутый –
Слабый –
Светлый –
- Молодцы, ребята! А теперь отгадаем шарады (слайд 23).
1) Я – синоним осьминога,
А без С – в метле нас много (Спрут).

2) Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь (тишина).

4. Паронимы.
- И, наконец, ещё одно языковое явление, достойное повторения и изучения.
- Вспомним, как называются такие слова: «дипломат и дипломант», «абонент и абонемент», «надеть и одеть»? Конечно, это паронимы! (слайд 24, 25).
- Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относиться к созвучным, похожим словам, анализировать оттенки их значения. Я.думаю, вам не раз приходилось наблюдать, как порой неправильно говорят:
-В конце вечера трибуну представили гостям
- Одень пальто, на улице холодно
- Его личность мне знакома
- Если бы вы правильно, ребята, употребляли паронимы, то многих речевых ошибок можно было избежать.
- Тогда для чего же нужны паронимы в речи? (ответы учащихся, слайд 26).
- Во – первых, для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать тонкие оттенки значений. Во – вторых, столкновение паронимов усиливает эмоциональность речи. Журналисты остроумно соединяют в заголовках паронимы, например, «Нелады с наладкой», «Долг и должность», «Вещие вещи» и т.д.
- Паронимы дают речевые краски для каламбуров. В словесную игру вовлекаются не только слова с одинаковыми корнями, но и разнокорневые, смешение которых оказывается ещё более неожиданным и комичным: «червь самомнения», «освежеватель старинных романсов». Такие шутки ещё и ещё раз убеждают нас в неисчерпаемых выразительных возможностях родного языка, в котором каждое слово открывает простор для творчества и фантазии.
- Выполним следующее тестовое задание, которое встретится вам на ЕГЭ в 11 классе.
(слайды 27- 32).
1. В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?
1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.
2. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры.
2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.
3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

3. В каком предложении вместо слова поступки нужно употребить слово проступки?
1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

Ключ: 1 – 4; 2 – 1; 3 – 4.

III. Подведение итогов урока.
IV. Рефлексия.
15