Урок руского языка Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в 6 классе


Учитель: Загородняя О.Ф.
Урок русского языка в 6 классе
Дата: 13. 10. 14.
Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
Цели урока:
Обучающие: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы, познакомить с термином паронимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;
Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, внедрять в процесс обучения техники формативного оценивания для корректировки учебного процесса на раннем этапе, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.
Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)
Оборудование: тесты, ноутбук, иллюстрации, учебник, карточки сигнальные, листы самооценивания, карточки «речевые образцы», дерево знаний. Тип урока :Урок новых знаний
Вид урока: урок - практикум
Форма работы: групповая
Ход урока
Этап вызова
Игра «Атомы – молекулы»
Все обучающиеся беспорядочно передвигаются по классу, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».
Ребята рассаживаются по группам из 5 человек
Психологический настрой
Учитель: Поговорим?
Дети: Поговорим.
Учитель: О разном и о прочем.Дети: О том, что в жизни хорошо:
Учитель: : и хорошо не очень.
Дети: Ведь что-то знаем мы:
Учитель: : а что-то мне известно.
Дети: Поговорим?
Учитель: Поговорим.
Вместе: Нам будет интересно!
Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
Работа с иллюстративным материалом.
Ребята, какой сейчас месяц? ( октябрь)
Обратите внимание на картинку. Каким в это время года мы можем видеть лес? ( с ярко – красными листьями)
Подберите похожие по смыслу слова к слову красный ( багряный, пунцовый, алый, огненный, пламенный…)
О каких словах русского языка идет речь? ( о синонимах) Что вы о них знаете?
Посмотрите на след. осенние иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? ( слова – антонимы – тонкий, толстый, мокрый сухой.)
- Почему я разместила картинку с изображением месяца?
( это омонимы – месяц календарный и месяц светило)
Значит тема нашего урока – Это лексические понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы - запишите. А кто может продолжить цепочку данных слов? Какой термин будет уместен?
Паронимы.
Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке?
Формулируем цель.
2. Этап осмысления.
1. «Блиц – опрос»
Ребята, что является мельчайшей единицей языка? ( звук)
Что является основной значимой единицей языка ?( слово)
Какая наука изучает совокупность всех слов? ( лексика)
Какое значение имеет слово? ( лексическое и грамматическое)
Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти? ( в толковом словаре)
Что значит лексическое значение слова? ( то, что слово обозначает)
Грамматическое? ( например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола?)Работа с терминами.
«Речевые образцы» ( техника формативного оценивания)
Антонимы – это слова___________ и той же_____ ________ с ____________ лексическим __________.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают ___________, но отличаются друг от друга _______________ и употреблением в речи.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.
Паронимы - слова, сходные по ___________ и частично совпадающие в морфемном составе, но не _________________ по значению.Учащиеся строят ответ и приводят примеры.
Выборочный ( элективный) тест ( техника формативного оценивания)
Учащиеся получают карточки с буквами «С» ( синонимы), «П» ( паронимы), «А» ( антонимы), «О» ( омонимы) и одновременно отвечают, т. е. поднимают карточку с правильным ответом.
Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.
О каком понятии идет речь?
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную. ( М.Цветаева)
( Антонимы)
Пекло, жара, зной. «С»
Одеть – надеть. «П» Когда мы употребляем данные глаголы? ( что – либо надевать – пальто, перчатки. Одевать – кого – либо. Одеть ребенка.)Шел я с сумкой за плечом,
вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду? ( омоним ключ )
Шляпка гриба и шляпка девочки ( Ни одну карточку не поднимаем, т. к это многозначное слово, отлич. от омонимов внешним сходством)
4.Составить синквейны со словами
Омонимы
Синонимы
Паронимы
5. Мини – тест. ( техника формативного оценивания)
1. Укажите ряд антонимов:
A) Горячий, теплый.
B) Истина, правда.
C) Соединение, разъединение.
D) Вражда, ненависть.
E) Добро, сочувствие.
2. Найдите строчку синонимов.
A) Пурга, буран.
B) Рассвет, полночь.
C) Утро, вечер.
D) Жара, холод.
E) День, ночь.
3. Укажите ряд омонимов:
A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.
B) Девичья коса, острая коса.
C) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.
D) Хвост самолета, хвост птицы.
E) Гребень горы, гребень петуха.
4..Какие  слова являются паронимами?
А)    Скрытый – скрытный,
В)    Огонь –пламя,
С)    Добрый –ласковый,
Д)    Скупой –жадный.
5. Найдите фразеологизм со словами - синонимами.
А)Ни жив ни мертв
В) От мала до великаС) Вокруг да около
Д) Всеми правдами и неправдами.
Ключ
С
А
В
А
С
Взаимопроверка
Сдают тест.
Вывод урока : Какую роль играют в нашей речи С, А, П, О?
Разминка ( Физ. минутка)
3.Этап рефлексии
За это время урока у нас выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны, считаете, что узнали что – то новое - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок ничего нового не принес – зеленые листочки.
Лист оценивания «Мои достижения на уроке»

Ф.И. ________________________
Если справился с заданием, то поставь себе 1 балл.
Блиц - опрос Работа с терминами
«Речевые образцы» Выборочный тест ( карточки) СинквейнМини - тест

Итоговая оценка______________
Подведение итогов.