Презентация по русскому языку на тему Слово и его лексическое значение (5 класс)


Слово и его значение Шершнева Е.М.2015г. 5 класс Цели урока Познакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова»;Дать понятие о толковых словарях;Обучить умению различать лексическое и грамматическое значение слова;Сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов. Повторение Что такое ЛЕКСИКА?Как вы понимаете «лексическое значение слова»?Что называется ЛЕКСИКОЛОГИЕЙ? Слово – основная единица языкаЛексика – словарный состав языка.Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается лексика. Как печален бессмертник, без единой кровинки, жесткий, сухой. Он шуршит под ветром, словно вырезан из пергамента. Он скорее говорит о белой зиме, чем о лете…. Бессмертник – особенный цветок. Он сухой, бледный. Он напоминает мне, что скоро наступит зима. Какой текст вам понравился больше? Почему? Какие слова делают описание бессмертника ярким? Бессмертник Как и почему так называется этот цветок? Почему животное названо медведем? Как зовут птичку? Почему? Дятел? К. Паустовский « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» Приведите примеры «хороших слов и названий»для слов, о которых говорит писатель. Играть в мячИграть на скрипкеИграть в спектаклеИграть в солнечных лучахОпределите разными способами лексическое значение слова «играть». Закат налился тёмной кровью,И потемнела бирюза.Сначала было предгрозовье,Потом как грянула гроза! (А. Прокофьев)Назовите слова, лексическое значение которых вам незнакомо.Где можно узнать толкование слова? Задание 1 Цветастый, цветной (платок, телевизор)Сытый, сытный (котенок, обед)Благодатный, благодарный (край, взгляд)Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок. -- прочитайте текст. Представьте изображенную картину. Почему автор выбрал именно подчеркнутые слова (сравните со словами в скобках). Что изменится, если употребить другие слова?Снова бежали (летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни. Рефлексия:Что узнали на уроке?О чем заставил задуматься урок?Д/з пар. 64, п. 19 упр. 329 Ссылки на использованные материалыhttp://i.artguns.ru/d7d9ae00e59f1660e3988b899546d34f.jpghttp://mebk12.meb.gov.tr/meb_iys_dosyalar/26/14/713778/resimler/2013_11/k_10110112_10456331.jpghttp://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/mnogoobrazie_ptic_izuchenie_ornitofauny_shkolnogo_dvora/title.jpghttp://25.media.tumblr.com/tumblr_ltuf9jSoSc1qfu5z0o1_1280.jpgРусский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. I*ч. / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015.