Технологическая карта по русскому языку на тему: Слово и его лексическое значение (2 класс)


Технологическая карта урока
Класс: 2 «а»
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Слово и его лексическое значение»
УМК: Школа России
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.
Задачи: развивать умение пользоваться толковым словарем; формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова.
Оборудование: учебник (Канакина В. П., Горецкий В. Г.), интерактивная доска, презентация, карточка с определением понятия лексическое значение слова.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУниверсальные учебные действия
Организационный этап и мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку. Демонстрируют готовность к уроку.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
(5 мин) Проверка домашнего задания: упр. 17. Какие предложения записали?
Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику.
Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки.
Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде.
Снег, деревья, пушистый, накрыл.
Слайд 2
Составьте предложение из слов. Запишите его.
Назовите знакомые орфограммы.
Найдите подлежащее и сказуемое.
На слайде 3 - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы.
- Произнесите слово «пенал».
- Что вы представляете?
- Почему?
- Верно, каждое слово имеет своё значение.
- Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде?
- Запишите названия этих предметов.
- Сформулируйте тему урока.
Вместе с учителем проверяют домашнее задание.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Составляют предложение из слов.
Записывают составленное предложение.
1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова.
Пушистый снег накрыл деревья
коробочка для хранения ручек, карандашей.
Предметы
Формулируют тему урока.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: Обще учебные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете
Изучение нового материала (12- 15 мин) Организует постановку цели урока.
Какая цель нашего урока?
Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали.
В учебнике с. 42 «Обратите внимание».
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
С. 43 Что такое лексическое значение слова?
Слайд 4
Организовывает проведение физкультминутки.
На лугу растут цветы Небывалой красоты.
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты!
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Отпускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Слайд 5
С помощью учителя ставят цель урока.
Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово.
Знакомятся с этим правилом в учебнике.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки.
обучающиеся усаживаются за партыПознавательные: (выполнение действий по образцу).
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, выполняют правила работы в паре, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Познавательные: Обще учебные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
Первичное осмысление и закрепление (10 мин)
Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки.
Организует пальчиковую гимнастику.
На слайде 6 запись: хбчешрпефзцаПосмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза).
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд 7.
-Как ласково называют берёзу?
- Как называют сок берёзы?
- Лес из берёз?
- Гриб, который растёт под берёзой?
Подчеркните во всех этих словах буква «е».
Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд 8.
«Определение слова по его лексическому значению».
Запишите предложения под диктовку.
- Животное, имеющее хобот это ….
- Столовый прибор, которым едят суп ….
- Самоё холодное время года ….
- Маленькое животное, покрытое колючками …
Слайд 9.
Выполняют задания, которые даёт учитель.

Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном.
Березка, березонька
Пасока (плачь) березы
Берёзовая роща, берёзовый лес
Подберёзовик
Из листьев березы делают березовые веники
У слона
Половник (поварёшка)
зима
ежик
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) Формулирует задание и организует выполнение обучающимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям, контролирует выполнение.
Организует самопроверку.
«Составь рассказ о предмете
по вопросам». Слайд 10.
Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд 11.
Слайд 12.
Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение.
Задание дифференцируется по сложности.
Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56.
Слайд 13.
Выполняют задания учителя.
Работа в группах.
Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12.
обучающиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения.
Коммуникативные:
- умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. (3 мин)Организует фиксирование нового содержания.
Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?
Какое задание понравилось? Почему?
Домашнее задание
С. 43, упр. 54; выучить правило на стр. 42
Организует рефлексию.
С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте.
Организует самооценку учебной деятельности.
Урок окончен. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Записывают домашнее задание
Делают самооценку на индивидуальных листах. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.