Конспект урока по русскому языку «Главный член односоставного предложения»


ТЕМА: Главный член односоставного предложения.
Цель: дать понятие об односоставном предложении, определить чем может быть выражен главный член односоставного предложения, развивать мышление, память, внимание, воспитывать бережное отношение к русскому языку и литературе.
Ход урока:
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам.
Вариант 1
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
1) восторженно встречена2) валяющийся в углу
3) легко воспринимаемый
4) требовать с подчинённых
А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Родители не должны оставлять детей без присмотра.
2) В доме коменданта был я принят как родной.
3) Долго будет Карелия сниться.
4) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.
A3. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
1) Я готов согласиться с вами.
2) Вскоре после подкормки удобрениями астры дружно начали цвести.
3) Прошу вас больше не опаздывать на занятия.
4) Все должны соблюдать Правила дорожного движения.
А4. Какое приложение пишется через дефис?
1) (товарищ)майор
2) (рыболов)любитель
3) (река)Москва
4) (старик)сторож
А5. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Волга (..) крупнейшая река Европы.
2) Бедность (..) не порок.
3) Он (..) мой старинный друг.
4) Злой язык (..) что стрела.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвященными историческим событиям.
2) Повесть Пушкина «Капитанская дочка» вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщённый в «Истории Пугачёвского бунта».
3) Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь.
4) В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, и принимаясь за всякие ремёсла.
Вариант 2.
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
1) поливаемые из лейки 2) твёрдо решивший3) под палящим солнцем 4) недавно опубликованаА2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Бопре в отечестве своём был парикмахером.
2) Я был готов провалиться сквозь землю.
3) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.
4) Сегодня мы продолжим изучать тему.
A3. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
1) Мы будем рады видеть вас у себя.
2) Фёдор хотел бежать, но силы оставили его.
3) Могу ли я что-нибудь для вас сделать?
4) Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.
А4. Какое приложение пишется через дефис?
1) (господин)министр
2) (Волга)матушка
3) (озеро)Чад
4) (красавица)дочь
А5. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
1) Лёд на реке (..) будто зеркало.
2) Ты (..) парень с головой!
3) Лето (..) время длинных каникул.
4) Горе (..) не беда.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Сопоставьте отрывки из «Истории Пугачёвского бунта», с прочитанным вами, романом.
2) Вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор.
3) Не зная пароля, я хотел молча проехать мимо.
4) Из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводьях и делая издали мне знаки.
Работа по теме.
1. Определение темы и целей урока.
Редкие тучки разбегались по нежно-голубому своду. (Л. Толстой)
Стою один среди равнины голой. (С. Есенин)
Из-под стола бесшумно выползла большая светло рыжая собака. (А. Гайдар)
Листья, медленно падая, шепчутся, прощаясь навек. (М. Пришвин)
Первые лучи солнца, пробив сквозившую тучу, блеснули в небе, пробежав по земле и по небу. (Л. Толстой)
Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. (А. Чехов)
Город утонул в мелово-туманной тени. (В. Короленко)
- Прочитайте предложения. Объедините их попарно в зависимости от пропущенных знаков препинания. Составленные пары предложений напишите в порядке увеличения в них пунктуационных знаков.(задание можно выполнять по трем вариантам, каждый вариант записывает свою пару предложений).
- Назовите предложение, которое осталось без пары. Скажите, что его объединяет с остальными шестью предложениями. (все предложения простые, повествовательные, невосклицательные, распространенные.)
- Найдите разницу в данных предложениях. (предложение Стою один среди равнины голой односоставное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусоставные.)
- Давайте назовем тему нашего урока: Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.
Постановка проблемного вопроса: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?».
2. Исследовательская работа в группах.
Даны 5 предложений:
1) Напиши мне письмецо.
2) В горах произошел обвал.
3) Малышу не спится.
4) В дверь постучали.
5) Запах розы и жасмина.. - Внимательно рассмотрите эти предложения.
- Подумайте, как их можно разделить на две группы.
В горах произошел обвал. Напиши мне письмецо.
Малышу не спится.
В дверь постучали.
Запах розы и жасмина.
По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).
3. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
-По какому принципу вы разделили предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
-Чем выражены главные члены в данных предложениях?
Запах розы и жасмина!
(Главный член предложения – существительное в именительном падеже)
Напиши мне письмецо.
Малышу не спится.
В дверь постучали.
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
Малышу не спится.
-Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения – безличный глагол)
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
Напиши мне письмецо.
В дверь постучали.
- Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения в первом предложении выражен глаголом в форме 1 лица, ед. числа. Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа) 4. Работа с учебником.
Ребята, прочитаем теоретический материал.
Понаблюдаем за предложенными предложениями.
5.Создание алгоритма.
Давайте восстановим ход нашего исследования.
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Есть ли сказуемое ( нет – назывное; есть – см.дальше.)
5. Можно подставить местоимения я, ты, мы, вы – определенно-личное; нет – см.дальше.
6. Можно подставить местоимение они, глагол стоит в форме множественного числа прошедшего времени – неопределенно-личное; нет – безличное.
Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.
6.Тренировочные упражнения.
Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
1.Майский полдень. Топот и фырканье.
2. Расскажи мне что-нибудь веселенькое.
3. В газетах бранят его очень.
4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.
5. Ему стало стыдно за человечество.
6. Брожу по набережной снова.
7.Выполните тест ( с самопроверкой)
1.Укажите определённо-личное предложение:
1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А.Н.Толстой)
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).
3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)
4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. )А.Ахматова)
2. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).
2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).
3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).
4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).
3. Укажите безличное предложение:
1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).
2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).
3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? )А.С.Пушкин).
4. Укажите назывное предложение:
1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).
4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).
Проверьте себя.
1. 3.
2. 3
3. 2
4. 4
Рефлексия.
Рефлексия проводится с применением опоры:
 Сегодня на уроке я узнал …
 В группе работать мне было…, потому что …
 Помогал мне …
 Мешал мне ...
 Больше всего мне понравилось…
 Труднее всего было …
Домашнее задание .
Выучить правила, схема в тетрадях для правил, упр. 172.