Конспект урока Тема: Предложения двусоставные и односоставные как синтаксические синонимы.


Конспект урока
Тема: Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.
Цели урока: обобщение изученного материала по односоставным предложениям; отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций; развитие умения работы в парах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Проверка домашнего задания. Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры. В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.
Создание проблемной ситуации: -Для чего используются в речи односоставные предложения? -Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение? Это – тема нашего сегодняшнего урока
Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.
«Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах). Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.  
Образец: Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.  На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега. Середина января, а на полях почти нет снега. [  ], а  [  ]. Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное. Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.        Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.     Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой. Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются? (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной). Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски). Подуло холодком От подступившей тучи. И чернотой ее В природе все затмилось. Вдруг молнии копье, Блеснув, переломилось.   За рекой осыпается лес. Пожелтело за лесом болотце. И в осенней лазури небес Журавлиная ниточка вьется.   Посмотри и послушай, мой друг, Как кричат эти мудрые птицы, Улетая на солнечный юг, Чтоб на север потом возвратиться. О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке –  безличное, во втором – безличное как часть сложного).
Вывод по уроку: использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.
Итоги урока, оценивание, рефлексия.