«Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе самостоятельной деятельности обучающихся 5 класса на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования»


Учитель русского языка и литературы
МБОУОстерской средней школы
Бондарева Татьяна Викторовна
«Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе самостоятельной деятельности обучающихся 5 класса на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.
Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
В данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода обучающихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностномподходе. Развивающая программа, по которой обучались пятиклассники в начальных классах, также основывается на системно-деятельностномподходе. Можно сказать, что система работы «по Д.Б.Эльконину - В.В.Давыдову» подготовила выпускников начальной школы к обучению по ФГОС в 5 классе.
Позиции, характеризующие обучающегося основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы - это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Учитывая метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования, задачей учителя становится включить каждого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Как реализовать эти задачи на практике?
Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Тема, выбранная мною, актуальна, т.к. активизация познавательной деятельности обучающихся без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Познавательный интерес обучающихся выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.
Я считаю, что обучение школьников должно формировать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и общественной практике.
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, творческим, деятельным и результативным.
Таким образом, самостоятельная работа на уроках русского языка помогает становлению обучающегося как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ребенок  должен научиться в школе.
Цель моей работы - сформировать познавательные УУД в процессе самостоятельной деятельности обучающихся 5 класса на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ООО
Для этого необходимо решить следующие Задачи:
провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
выявить методы работы учителя русского языка и литературы с детьми 11-12 лет, учитывая их психолого-физиологические особенности;
определить условия, обеспечивающие преемственность формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию;
разработать средства формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса на уроках русского языка;
провести качественную оценку эффективности внедряемых средств, используя диагностику сформированности познавательных УУД;
показать результативность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся
Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД).
Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования, на мой взгляд, является обеспечение преемственности в освоении обучающимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у обучающихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий,определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Какие эффективные средства, способствующие познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий использую я на уроках русского языка в 5 классе?
Во-первы, это создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Важнейшую роль в формировании познавательных УУД играет работа с текстом, где я использую следующие приемы:
Прием составления граф-схемы.
Прием тезирования
Прием составления сводной таблицы
Прием комментирования
Прием логического запоминания учебной информации
Я стараюсь внедрять в свою деятельность групповую форму работы, работу парами.
Проектная и исследовательская деятельности - необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Для обучающихся среднего звена характерно создание творческих и информационно-исследовательских проектов.
Так, например, пятиклассниками были созданы проекты: «Словарь на любую тему» (словарь цветов, словарь танкиста, словарь хоккеиста и т.д.); «Моя любимая буква», мини-сборник «Пословицы о дружбе».
Систематически на уроках в 5 классе целесообразно использовать такое средство как создание обучающимися литературных произведений (сказок, рассказов), в том числе и лингвистических.
Одним из эффективных средств формирования УУД являются информационно-коммуникационные технологии.
С моей точки зрения, интерактивность на уроке русского языка не представляет угрозы освоению академической базы предмета, наоборот, нацеленность интерактивного обучения на формирование познавательных УУД, позволяет более эффективно осваивать достаточно сложный предметный материал.
Таким образом, использование интерактивных технологий при изучении русского языка ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся средней школы, способствуя превращению обучения в интерактивное общение.
Технология развития критического мышления является важным средством формирования познавательных УУД.
Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока.
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Для формирования логических УУД я использую такие приемы как:
Познавательные УУД Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Эссе
Зигзаг
Общеучебные Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические Кластер
Я считаю, что формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.
Я уверена, что Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и, в конечном счете   повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить. И конечно, нельзя забывать о том, что целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся возможно только при системном подходе к проблеме.
Переход учеников из начального в среднее звено школы – один из труднейших периодов школьного обучения.  Одна из моих первоначальных задач - психолого-педагогическая поддержка пятиклассников в период адаптации к новой социально-педагогической ситуации. Свою работу в данном направлении начинаю с посещения уроков в выпускном классе начальной школы. Знакомлюсь с программой и системой требований учителя начальной школы. Соотношу программу по своему учебному предмету с программой выпускного класса, обозначаю несовпадения в требованиях программ. Провожу пробные уроки.
Мой педагогический опыт свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у обучающихся безболезненно и бесконфликтно. Поэтому работу с пятиклассниками непосредственно в адаптационный период строю, опираясь на результаты диагностики и рекомендации психолога школы:
Используемые мною приемы и методы работы с пятиклассниками положительно влияют на их адаптацию к новой социальной ситуации: к концу первого полугодия 83% пятиклассников благополучно адаптировались к школе. В состоянии неустойчивой адаптации находится лишь 17 % (3 школьника).
Учитель сегодня - это конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Чтобы выполнить эту задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а школьникам – в изучении предмета.
Я выбрала УМК под редакцией Г.Г.Граник, содержание которого соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования второй ступени.
Работа с учебником под редакцией Г.Г. Граник позволяет достигать следующие результаты: формирование ответственности обучающихся, способность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (словари, интернет – справочники).
Учебник обеспечивает возможность формирования метапредметных универсальных способов действий, а также предоставляет возможность достижения метапредметных и личностных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).
УМК под ред. Г.Г. Граник позволяет школьникам учиться самостоятельно извлекать информацию, представленную в самой разнообразной форме в виде текстов различных стилей, жанров и типов речи.
Каждая страница учебника - это не только языковые примеры и задания, но и знакомство с окружающей жизнью, с речевой действительностью через тексты, рисунки и символы.
Еще одно достоинство учебника в том, что он позволяет обучать широкий круг обучающихся с различными познавательными интересами. Дифференцированный подход реализуется как на уровне предъявления теоретического материала, так и в системе упражнений. Вначале идет текст, затем даются ключевые понятия и положение схем, инструкций и даже в форме рисунков. Таким образом, авторами учебника учтены психологические особенности ребенка.
По данным проведенных психофизиологических исследований, 30 % обучающихся 5 класса имеют активное правое полушарие, то есть лучше усваивают информацию, если она представлена в виде схем, таблиц, алгоритмов. Для всех остальных самым надежным способом получения знаний является чтение текста. Включение дополнительных заданий при изучении наиболее важных тем позволяет поддерживать усилия слабых детей и развивать навыки самостоятельной работы.
Обучаясь по учебнику Г.Г.Граник, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса, на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету.
То, что в данном учебнике есть опора на современные педагогические технологии, открывает большие возможности для использования мультимедийных средств, для проведения поисково-исследовательской работы.
Для того чтобы проверить как сформированы УУД, можно использовать разный инструментарий. Для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий я использую диагностику.
Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Как составить диагностику по формированию познавательных УУД?
Задания для диагностики я беру из разных источников: учебник по русскому языку под редакцией Г.Г.Граник, дидактический материал, интернет.
Совместно с педагогом-психологом осуществлялась диагностика сформированностиследующих познавательных УУД:
Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем
Умение делать выводы
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Группировка и классификация объектов
Установление причинно-следственных связей
Умение выявить аналогии на предметном материале
Для каждой группы познавательных УУД были разработаны критерии, соответствующие высокому, среднему и низкому уровням развития. Данный способ позволяет высчитывать средний балл по каждой группе познавательных УУД. диагностика дает возможность отследить формирование познавательных УУД как в целом по классу, так и индивидуально у каждого обучающегося.
Из сводных таблиц видно, что такие группы, как «умение выявлять аналогии на предметном материале» и «умение добывать новые знания и находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке», соответствуют высокому уровню развития познавательных УУД обучающихся. Группа « анализ объектов с целью выделения существенных признаков выше по сравнению с показателями 1 четверти, но по сравнению с другими группами, имеет низкий показатель.
Если сравнивать результаты 1 и 2 четверти, наблюдается позитивная динамика формирования познавательных УУД.
В классе обучается 18 человек. По результатам диагностики в сентябре месяце, высокий уровень формирования познавательных УУД имеют 9 обучающихся, низкий уровень -3 человека. Результаты диагностики в декабре показали, что высокий уровень познавательных УУД у 12 обучающихся, низкий уровень у 1 обучающегося.
Из сводных таблиц видно, что наблюдается позитивная динамика формирования познавательных УУД каждого обучающегося.
Для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления были разработаны критерии:
Развитие логического мышления
Развитие критического мышления
Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях
Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:
умение ставить вопрос
умение работать с информацией
Развитие логического мышления исследовалось через:
умение обобщать
умение анализировать
умение устанавливать причинно – следственные связи.
В ходе эксперимента были подобраны соответствующие принятым показателям параметры и методики.
Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с педагогом-психологом была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика «Найди несколько различий», «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности».
Изучалось:
умение исключать лишнее;
словесно – логическое мышление;
умение обобщать;
умение анализировать;
Сравнительный анализ данных показал, что к концу 1 полугодия количество обучающихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме, остаётся стабильным.
Уровень развития критического мышления изучался приёмами составления кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно – следственные связи оценивалось по уровням:
Развитие умения работать с информацией представлены в процентном соотношении за 1 полугодие
Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% обучающихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи.
Работа по формированию познавательных УУД способствует повышению качества знаний обучающихся.
На диаграмме видно, что в 4 классе качество знаний - 50%, по результатам 1 четверти, качество знаний повысилось на 5%, во 2 четверти качество знаний повысилось на 6 %, по сравнению с результатами 1 четверти.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия;
находит способы включения в работу каждого ученика;
создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;
во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии;
в-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Постоянно работая над собой, стараюсь соответствовать этим высоким требованиям.
Работая в 5 классе в условиях ФГОС, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения, подготовить их к будущей самостоятельной жизни.
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.