Конспект интегрированного урока по биологии и самопознанию на тему Органические и неорганические вещества клетки (8 класс)


Тема урока: Органические и неорганические вещества клетки
Тип урока : интегрированный урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: доска, компьютер, экран
Информационные ресурсы: мультимедийная презентация.  Цель урока:
Создать условия по изучению и первичному закреплению знаний химического состава клетки, выявить роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, а так же роль органических веществ.
Формировать ценность изучаемого предмета, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Метапредметные: Развивают умения получать, анализировать биологическую информацию из различных источников и на её основе составлять схемы. Планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать результаты своего труда.
Личностные: Воспитание в учащихся чувства гордости за биологическую науку; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе. Получить возможность активно включаться во взаимодействие, проявлять упорство в достижении поставленных целей.
Основные понятия, изучаемые на уроке: неорганические вещества, органические вещества: углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислотыХод урока
Позитивный настрой ( 2мин): Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени…
Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно)
Мотивационное начало, постановка темы и целей урока ( 2мин). (учитель самопознания.)
На одном из молодежных форумов я нашла письмо-проблему. Послушайте.
Я мама пятнадцатилетней дочери. Которая питается как попало. Чаще всего в качестве перекуса бывают чипсы, хот доги и разнообразные чизбургеры и гамбургеры, а запивается все это колой или другими газировками.
Попросту говоря, отраву запивает отравой. А потом у нее, как у многих подростков, возникает проблема избыточного веса. И она активно начинают борьбу с помощью разнообразных диет, которые приводят к различным заболеваниям, истощению организма, нарушению обмена веществ, что вообще недопустимо в таком сложном возрасте!
Я прошу вас помочь мне в подборе убедительных рекомендаций по правильному питанию для подростков. Объяснить роль питательных веществ для каждой клеточки растущего организма. Причем в такой форме, которая будет понятна, интересна и полезна вашим сверстникам и моей дочери в том числе.
Учитель биологии (3 мин)
Ну что ж, я предлагаю изучить данную проблему. И для решения поставленных задач наш кабинет превращается в кафедру биологии Научно Исследовательского Института. Кафедра - это объединение специалистов, ведущих научно-исследовательскую работу.
На кафедре будут работать 4 лаборатории
1. Аналитическая лаборатория
2. Лаборатория неорганических веществ (Вода)
3. Лаборатория неорганических веществ (Минеральные вещества)
4. Лаборатория органических веществ
Название лабораторий у вас на партах, я предлагаю вам распределить обязанности внутри вашей лаборатории.
Заведующий научно-исследовательской лабораторией
Должностные обязанности. Организует выполнение научно-исследовательских работ. Разрабатывает проекты и представляет их руководству института. Контролирует выполнение заданий, а также качество работ. Следит за безопасным проведением работ, соблюдением правил и норм охраны труда.
Научный сотрудник ( 2 человека)
Должностные обязанности. Проводит научные исследования. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает информацию, результаты экспериментов и наблюдений. Составляет отчеты
Лаборант
Должностные обязанности. Выполняет лабораторные анализы, испытания, измерения. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования. Готовит оборудование, участвует в выполнении экспериментов, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы.
Учёный секретарь.
Должностные обязанности. Секретарь занимается составлением и оформлением деловых бумаг и документов..
Все должности распределены, предлагаю провести планёрку.
На повестке дня:
1. Определение темы, целей и задач работы.
2. Научный эксперимент
3. Создание рекомендаций для форума.
Итак, приступим. Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вам нужно определить после просмотра опытов. Внимание!
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
Что Вы увидели? Что произошло? (Превращение.)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия.) 
Теперь ответьте еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток).
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.)
Тема урока “Химический состав клетки” (появляется на слайде)
Тема определена, давайте сформулируем цели урока:
1. Познакомиться с химическим составом клеток;
2. Сформировать понятия “органические” и “неорганические” вещества и их роль в клетке.
3. Изучить роль питательных веществ на организм и составить рекомендации для
Изучение нового материала (10 мин)
Ученые клетку сравнивают с “миниатюрной природной лабораторией”, так ли это нам придется определить. Перед вами на столе находятся САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.
Что может объединять все эти предметы? Каждая лаборатория будет работать над своей темой, изложенной на листах под номером 1.
Биологические эксперименты (ученики каждой лаборатории изучают теоретический материал и показывают опыты доказывающие, что в состав клеток входят вода, минеральные вещества, жиры, углеводы и белки зафиксируйте новый материал в виде схемыЛаборатория №1 «Аналитическая»
Задание: Представьте предложенную информацию в виде схемы.
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех лее химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы. В клетках больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98% массы клетки.Около 2% массы клетки приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.

Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

Неорганические вещества клетки — это вода и минеральные соли. Больше всего в клетке содержится воды (от 40 до 95% ее общей массы). Вода придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ. Приблизительно 1—1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др. Эти неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.)- При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Они входят в состав всех живых организмов. Первоначально считалось, что органические вещества образуются только живыми организмами, поэтому их и назвали органическими. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.
Углеводы — важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках — крахмал и сахара, они также относятся к углеводам. Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках. Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Нуклеиновые кислоты играют ведущую роль в сохранении наследственной информации и передаче ее потомкам.
Лаборатория №2. «Неорганических веществ»
Задание: Докажите, что в состав клеток входит вода.
Ход работы:
Насыпьте зерна пшеницы в пробирку и нагрейте. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Положите лист растения на салфетку и надавите. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Лаборатория №3 «Неорганических веществ»
Задание: Докажите, что в состав клетки входят минеральные вещества.
Ход работы:
Насыпьте зерна пшеницы в пробирку и нагревайте ее до полного сгорания зерен. . Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Лаборатория №4 «Органических веществ»
Задание: Докажите, что в состав клетки входят белки, жиры и углеводы.
Ход работы:
Раздавите семечку между чистыми листами бумаги. Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Перемешайте муку с небольшим количеством воды, сложите в марлю. Опустите в воду и хорошо прополощите. Капните в полученный раствор каплю йода, что наблюдаете. Какой вывод можно сделать.
Разверните марлю, почему полученная масса стала клеиться к рукам? Сделайте вывод?
Отчет групп о проделанной работе (ребята составляют отчёты на доске и проводят защиту своего проекта)
Итак, возвращаемся к первоначальному вопросу:
Что связывает между собой эти вещества: САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.
Действительно ли клетку можно сравнить с “миниатюрной природной лабораторией”?
Вывод: Клетка — это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
Индивидуальная работа по закреплению изученного материала (5 мин).
В каждой лаборатории необходимо правильно и быстро обработать данные и представить отчетную информацию. Сейчас я вам предлагаю в течение 5 минут индивидуально выполнить эту работу. А чтобы проверить качество выполненной работы, мы в конце проведем взаимопроверку.
Задание №1. Установите соответствие между веществами и их значением.
За каждый правильный ответ - 1 балл (mах – 6 баллов).
Значение Вещества
А) Большое содержание в клетке
Б) Источник энергии
В) Укрепляют кости и зубы
Г) Является универсальным растворителем
Д) Хранят и передают наследственную информацию
Е) Откладываются в запас 1.Неорганические
2.Органические
А Б В Г Д Е
А Б В Г Д Е
1 2 1 1 2 2
 Задание №2 Выберите один вариант ответа . За каждый правильный ответ - 1 балл (mах- 6 баллов).
А. В настоящее время ученым удалось обнаружить в составе клетки
1) один химический элемент, 2) около 10 элементов, 3) 3 химических элемента, 4) более 80 химических элементов;
Б. Самое распространенное вещество в живом организме это
1) жир, 2) вода, 3) соль, 4) белок
В. Какие вещества придают прочность зубам, костной ткани
1) Углеводы, 2) Минеральные соли, 3) Жиры, 4) Белки
Г. Выберите ответ, в котором перечислены только органические вещества
1) белки, жиры, углеводы 2) ) белки, жиры, вода 3) вода, нуклеиновые кислоты
4) нуклеиновые кислоты, жиры
Д. Глюкоза, сахароза, крахмал относятся к группе
1) жиров 2) минеральных солей 3) углеводов 4) белков
Е. За хранение и передачу наследственных признаков ответственны1)жиры, 2) нуклеиновые кислоты, 3) минеральные соли, 4) белки
А Б В Г Д Е
4 2 2 1 3 2

Взаимопроверка и выставление баллов индивидуальный оценочный лист.
Ролик по проблеме урока (2 мин)
Мы подошли к завершающему этапу работы кафедры. Наверное самой сложной, но интересной.
Необходимо в группах разработать креативные и убедительные рекомендации для молодежного форума.
Творческая работа в группах:(10 мин) (Учитель самопознания).
Буриме
«Вредные советы» покупателям
Соцопрос о здоровом питании
Постеры «Что любит Клетка человека», «Счастливая Клетка» «Я обожаю вкусняшки, а я нет!», «Грустная клетка», «Страдания клетки»
Выполнение творческой работы и презентация проектов.
Учитель биологии. Подведение итогов урока (2 мин)
Индивидуальная карта оценки ученика
30-27 баллов оценка “5” ;26-23 баллов оценка “4”;
22–13 баллов оценка “3”.
Если у Вас менее 13 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз новый материал дома.
Учитель самопознания. Рефлексия «Заморочки из бочки» (2 мин)
- знания данной темы необходимы….
- сегодня я узнал …
- для меня стало открытием …
- я понял, что …
- я думаю……
Домашнее задание. Параграф 4 стр. 19-20 . На выходе возьмете на выбор. ( 2 мин)
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Групповое пение «Строение клетки» (2 мин)
Человек быстрее и надолго запоминает информацию в стихах и песнях. Поэтому предлагаю исполнить песню про клетку. Внимание на экран!
Поют песню
Спасибо за урок.
Всего доброго.
До новых встреч!