Модульные уроки по биологии 5 класс (ФГОС) на тему «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества»


Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и на основе рабочей программы по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 5 класс, учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год.
В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Эта педагогическая технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных учебно-познавательных целей в процессе работы с модулем. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят: целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения. Индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программе. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система представляет большие возможности для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

План-конспект модульного урока по биологии в 5 классе
Тема урока – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)


Дидактическая цель: в результате овладения содержанием этих модулей
обучающиеся должны знать химический состав клеток, сформировать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества».
Интегрирующая цель 1 модуля – «Химический состав клетки.
Неорганические вещества»: в результате работы обучающиеся должны
познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие
«неорганические вещества» и показать их роль в клетке.
Интегрирующая цель 2 модуля - «Химический состав клетки. Органические
вещества»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с
органическими веществами , входящими в состав клетки; сформировать понятие
«органические вещества» и показать их роль в клетке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-
модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная,
групповая работа).
Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного
элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий (модуль 1, модуль 2),
таблицы, схемы.
Базовые знания: клетка, вещества клетки, вода, минеральные соли.

Основные понятия и термины: клетка, неорганические вещества, органические
вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Методические рекомендации и задачи урока:
1.Развиваем умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.
2.Закладываем основы для дальнейшего развития общебиологических понятий.
3.Развиваем интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.
Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.
Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающие знакомятся с химическим составом клетки, с неорганическими веществами, органическими веществами и их ролью в клетке.
Метапредметные: обучающиеся учатся устанавливать общность живой и
неживой природы на основании сравнения и установления сходства их
химического состава.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и
проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся
мотивации и познанию нового; у обучающихся формируется научное
мировоззрение на основании установления химического состава клеток как одного
из доказательств единства живой природы.
Тема «Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества» (2ч)
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы
должны получить представление о химическом составе клетки, знать понятия
«неорганические вещества», «органические вещества», знать роль веществ в
клетке, уметь устанавливать общность живой и неживой природы на основании
сравнения и установления сходства их состава.
Модуль 1. «Химический состав клетки. Неорганические вещества»
№ уч. элем. Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению
заданий
УЭ-О
Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с химическим составом клеток; сформировать понятие «неорганические вещества» и показать их роль в клетке.
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ-1 Входной контроль знаний. Подготовка к работе:
1.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.
1) Прибор, дающий возможность детально изучить внутреннее строение микроорганизмов, – это
а) ручная лупа; б) микроскоп;
в) штативная лупа; г) телескоп.
2) Учёным, который первым увидел микроскопический организм, был:
а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун;
в) Роберт Гук; г) Теодор Шванн.
3) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа:
а) предметный столик; б) зрительная труба;
в) зеркало; г) увеличительное стекло.
4) Прибор, дающий наименьшее увеличение, - это
а) штативная лупа; б) лупа;
в) микроскоп; г) телескоп.
5) На нижнем конце тубуса микроскопа помещается:
а) зеркало; б) объектив;
в) окуляр; г) предметный столик.
2. Составьте алгоритм (точную последовательность действий) работы с микроскопом.
3.Обсудите результаты выполнения заданий
4. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов. Индивидуально. Самостоятельно в тетради.
Вместе с классом.
Оцените свою работу.
УЭ-2 Цель: Познакомиться с основными группами элементов, входящих в состав клетки.
Задание: Внимательно слушайте рассказ учителя, выделяйте при записи новые термины.
Рассказ учителя по теме: «Химический состав клеток»
Письменно ответьте на вопросы:
Что такое химический элемент?
Какие химические вещества входят в состав клетки?

Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов - 2 балла
Работайте парами.
Пользуйтесь учебником.
Вместе с классом
УЭ-3 Цель: Сравнить химический состав клетки и объектов неживой природы.
Заполните таблицу:
Химический состав живой клетки Химический состав объектов неживой природы
Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов - 2 балла
Работайте в тетради
УЭ -4 Цель: Получить представление о роли неорганических веществ в клетке.
Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки»
Работайте самостоятельно в рабочей тетради
УЭ-5 Цель: Проверить усвоение знаний.
1. Выполните задание
1) Какие неорганические вещества входят в состав живой клетке?
а) белки и вода; б) минеральные соли и жиры;
в) вода и минеральные соли; г) жиры и белки.
2. Учёный, которому принадлежит основная роль в создании клеточной теории, - это:
а) Антон Ван Левенгук; б) Роберт Броун;
в ) Роберт Гук; г) Теодор Шванн.
3. Наука цитология изучает:
а) строение растительных и животных организмов;
б) строение клеток животных, растений, грибов и бактерий;
в) условия сохранения здоровья человека;
г) способы развития насекомых.
4. К неорганическим веществам клетки относят:
а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) минеральные соли.

2. Проверь правильность ответов.
3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов - 4 балла
Работайте самостоятельно в тетради
Индивидуально. Самостоятельно в тетради.
Ответы возьмите у учителя
УЭ-5 Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока;
2) Достигли вы цели урока?
В какой степени?
3) Оцените свою работу на уроке:
«5», «4», «3»
Оцените свою работу по следующей схеме
Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5»
Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»
Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»
Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
Работайте индивидуально
За помощью обращайтесь к учителю
Модуль 2. «Химический состав клетки. Органические вещества»


№ уч. элем. Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению
заданий
УЭ-О
Интегрирующая цель: В результате работы вы должны познакомиться с органическими веществами и их ролью в клетке; научиться доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток.
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ-1 Входной контроль знаний. Подготовка к работе:
Ответьте на вопросы
1. Что указывает на единство живой и неживой природы?
2.Выполнить тестовые задания. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ.
1) Выберите составные части увеличительных приборов, встречающихся у штативной лупы и микроскопа
а) предметный столик; б) зрительная труба;
в) зеркало; г) увеличительное стекло.
2) Какое вещество является минеральным?
а) белок; б) жир;
в) вода; г) углевод.
3) К увеличительным приборам не относится:
а) телескоп; б) микроскоп;
в) лупа; г) термометр.
4) Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки:
а) Чарльз Дарвин; б) Матиас Шлейден;
в) Роберт Гук; г) Владимир Вернадский.
5) Наука, изучающая строение и функции клеток:
а) орнитология; б) цитология;
в) микология; г) энтомология.
6) Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме:
а) вода; б) белки; в) жиры; г) минеральные соли.
2.Обсудите результаты выполнения заданий
3. Оцените свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов - 7 баллов Индивидуально. Самостоятельно в тетради.
Вместе с классом.
Оцените свою работу.
УЭ-2 Цель: Получить представление об органических веществах и их роли в жизни клетке.
Задание: прослушать лекцию учителя об органических веществах и их роли в клетке (с демонстрацией опытов, доказывающих наличие органических веществ в клетке)
Лекция по теме: «Органические вещества клетки»
План лекции: 1. Белки.
2. Углеводы.
3. Жиры (масла)
4. Нуклеиновые кислоты.
Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.
Слушайте лекцию учителя
УЭ-3 Цель: Получить представление о роли органических веществ в клетке.
Задание: Заполните таблицу в рабочей тетради «Роль органических веществ, входящих в состав клетки»
Оцените свою работу. Правильно выполненное задание – 3 балла.
Работайте в рабочей тетради
УЭ-4 Цель: Проверить усвоение знаний.
1. Выполните задание
1) Органические вещества, входящие в состав клетки, - это:
а) белки и вода; б) белки и жиры;
в) белки, минеральные соли, углеводы;
г) белки, жиры, углеводы.
2. Функции жиров в организме:
а) передача наследственных признаков;
б) запасание энергии и воды; в ) защита от инфекций;
г) участие в свёртывании крови.
3. Функции нуклеиновых кислот в организме:
а) энергетическая; б) транспортная;
в) информационная (передача наследственных признаков);
г) двигательная.

2. Задание:
Выберите четыре правильных ответа
1. Органические вещества клетки - это
Белки, вода, жиры, минеральные соли, нуклеиновые кислоты, углеводы.
2. Проверь правильность ответов.
3. Оцени свою работу. Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов - 4 баллов
Работайте самостоятельно в тетради
Ответы возьмите у учителя
УЭ-5 Подведение итогов урока: 1) Прочитайте цель урока;
2) Достигли вы цели урока?
В какой степени?
3) Оцените свою работу на уроке:
«5», «4», «3»
Оцените свою работу по следующей схеме
Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5»
Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»
Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»
Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
За помощью обращайтесь к учителю
Ответы
Модуль «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

УЭ -1 1. б
2. в
3. г
4. б
5. б
УЭ - 5 1. в
2. г
3. б
4. г
Оцените свою работу по следующей схеме
Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5»
Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»
Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»
Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
Модуль «Химический состав клетки. Органические вещества»
УЭ -1 1. г
2. в
3. г
4. в
5. б
6. а
УЭ - 4 1. г
2. б
3. в
Оцените свою работу по следующей схеме
Все задания выполнены без ошибок – 13-14 баллов – оценка «5»
Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 10-12 баллов - оценка «4»
Часто ошибался, выполнена половина заданий - 7-9 баллов - оценка «3»
Почти ничего не смог сделать – меньше 9 баллов - оценка «2»
Литература:
Биология: Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова - М.: Просвещение, 2014 год.
В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки биологии: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии: 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
Биология: Контрольно-измерительные материалы 5 класс / Сост. Н.А. Артемьева - М.: Вако, 2013 год.
Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.