Презентация по логопедии «Формирование компонентов устной речи в игре»


Формирование компонентов устной речи в игреПодготовили учителя-логопеды МБДОУ № 89 «Крепыш» Столярская С.В. Петухова И.С. Компоненты устной речи Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использованиеСловарный запас бывает пассивным и активным.Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит. Направления работы по формированию устной речи(задачи речевого развития) Развитие связной речи Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог. Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.В логопедической практике используют следующие виды связной речи:Рассказ-описание предмета;Загадки-описания предметов;Сравнительный рассказ-характеристика;Рассказ по серии картинок;Рассказ по сюжетной картинке;Рассказ из личного опыта;Сочинение сказок и рассказов;Чтение стихов наизусть Выразительные средства речи Речевые игры и упражнения Игры и упражнения, которые решают в комплексе все задачи речевого развития , называются «речевыми»Использование «речевых» игр – это важное условие развития речевой деятельности и речевого общения.Занятия с ребенком в игровой форме очень полезны в дошкольном возрасте: они развивают речевое дыхание, артикуляционный аппарат, культуру речевого общения, раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма “Найди по цвету”Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш.“Выбери правильное слово”Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам). “Назови ласково”Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.Оборудование: предметы в большом и маленьком вариантах.Показажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет. Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик“Что убрали”Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.Оборудование: предметы по теме.Выставите на столе перед ребенком предметы по теме (игрушечные животные, посуда, продукты питания, обувь, дежда и другие); попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.“Самый внимательный”Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.Оборудование: предметы по теме.Расположите предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...». Спасибо за внимание