Конспект История гончарного дела в Нижних Таволгах

"История гончарного дела в Нижних Таволгах"
Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ибо превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно. Но, если в 18-ом веке добывались глины, главным образом, для металлургических печей и для строительства. То в 19-ом веке, по мере упадка металлургических заводов, возрастала роль таких промыслов как гончарное дело.

Земли и климат Нейвии не слишком щедры к землепашцу и сельским жителям приходилось искать другие источники доходов. Не удивительно, что богатые месторождения глин вызвали к жизни знаменитую ныне таволожскую керамику. А гончарное дело существует в Таволгах больше 150 лет, вопреки опусташениям войн, соблазнам "золотой лихорадки", давлению "индустриализации" и т. д...
На рубеже 19-го и 20-го веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку. Не говоря уже о Невьянском и Тагильском заводах и окрестных селениях.
Даже после упадка вызванного Мировой войной и гражданской войной на Урале. В начале 20-х годов 20-го века в окрестностях Невьянска действовало более 50-ти небольших гончарных фабрик. Часть из них - в Нижних Таволгах. Дефицит потребительских товаров и "Новая экономическая политика" с одной стороны, раззорение дореволюционных предприятий и безработица с другой стороны вызвали мощный подъём кустарных гончарных промыслов. Со временем из кустарей была создана большая кооперативная артель "Гончар".
С конца 20-ых годов наступает очень тяжёлый период для сельских гончаров. "Большой рывок" первых пятилеток по последствиям для гончарного дела в Таволгах оказался сопоставим с войной. Не удивительно, что в начале тридцатых годов распалась и артель "Гончар".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Однако её организатор А. Е. Заворохин на этом не успокоился. Его не покидала идея создать производство художественных изделий. Долгие годы он экспериментировал с местными белыми глинами. Продолжали работать "на дому" и другие таволожские гончары. Спрос на их продукцию в 30-40-ые ещё больше возрос.
Уже после войны, в начале 50-х годов, Заворохин связался с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, где и получил для освоения первые образцы художественных изделий. Но и в самих Нижних Таволгах мастера А. И. Кузнецов и А. А. Костоусов создавали свои расписные кувшины, бочата и чашки.
В 1955 году по замыслу Заворохина к керамическому цеху, который выпускал в основном бытовую керамическую плитку и ролики, был сделан пристрой для производства художественных изделий. После смерти А. Е. Заворохина дело продолжил его сын – Т. А. Заворохин. Он укрепил связи с Москвой и продолжал разрабатывать технологию художественных изделий.
Например, был сложен экспериментальный горн, на котором впервые получили образцы керамических изделий с восстановительной глазурью. Уже эти первые изделия металлического или перламутрового оттенка отличались своеобразной красотой. В Нижних Таволгах была создана творческая группа мастеров художественной керамики: Я. А. Жданов, Л. Л. Грошева, Н. А. Кузнецов, Е. А. Чебакова.
Уже в 1958 году изделия артели "Керамик" участвовали на международной Брюссельской выставке. А в октябре 1960 года артель "Керамик" была преобразована в Невьянский завод художественной керамики. Ни пожар, уничтоживший однажды все производственные помещения, ни систематические ошибки планирующих и надзирающих организаций не сумели помешать заводу проработать до окончания "Перестройки".
Гончарный промысел в Нижних Таволгах потеснило индустриальное производство керамики. Однако, Невьянский завод художественной керамики так и не стал прибыльным коммерческим предприятием. Без финансовых вливаний из казны он раззорился к середине 90-ых и был закрыт.
Последние десятилетие гончарное дело в Таволгах продолжают местные предприниматели. В своих небольших мастерских... И редкость гончарных промыслов способствовала успеху гончара из Нижних Таволог. Десятки тысяч человек каждый год приезжают посмотреть на работу гончара И ощутить самим, каково это - работать за гончарным кругом. На выставках в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле всегда рады таволожским гончарам. Свидетельства тому - 13 LINK "http://gonchar-iz-tavolog.ru/diplomas.htm" \o "Познакомтесь с отзывами о работе Сергея и Светланы Масликовых" 14"Дипломы выставок"15, полученные семьёй Масликовых в последние годы...
Старинный промысел словно обретает новую жизнь в 21 столетии.
"История гончарного дела семьи Шадриных-Масликовых"
Род Шадриных-Масликовых по мужской линии издавна занимался гончарным промыслом.
Прапрадед Сергея Масликова - Савва Романович Шадрин основался в Нижних Таволгах в 1841 году. На расчищенном от деревьев месте, на берегу реки Ключевка, которая является малым притоком реки Нейва, построил дом, маленькую кустарную мастерскую, где изготавливал изделия на гончарном круге.
Его сын Василий Саввич Шадрин, родившийся в 1857 году, продолжил дело отца. В мастерской, построенной отцом, Анфим Васильевич исправно выпускал гончарные изделия: латки для теста, горшки для приготовления в печи, кружки, другая кухонная утварь.
Все изделия обжигались в специальной печи - горно. Топили горно почти сутки. В нижнюю камеру горно клали дрова, а в верхней находились изделия. В процессе обжига гончар заглядывал в специальные смотровые отверстия внутрь печи, контролируя жар горно по накалу изделий.

Василий Саввич Шадрин

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Василий Саввич передал дело своему сыну Анфиму Васильевичу Шадрину 1889 года рожденияв 20-ые годы. В то время гончары в Таволгах занимались промыслом не более 200 дней в году. Остальную часть времени занимало земледелие и прочее... Хороший хозяин имел пашню, покос, лошадь и корову и другое хозяйство.
Да и мало сделать хорошие гончарные изделия. Нужно ещё их продать. Дочь Анфима Васильевича - Масликова (Шадрина) Анна - вспоминала о 40-ых годах: «Тятя наробит горшков, а мы с мамой и старшими сёстрами запрягаем лошадь и едем торговать. Ездили по окрестным деревням (Петрокаменское, Паньшино, Южаково, Шумиха, Бродово) и в Нижний Тагил, да в Реж. Постучишь в окно дома, выйдут хозяева, и начинаешь торг. Если в хозяйстве нужна латка для теста, то в эту латку насыпали гороху или муки - такая была стоимость латки.»

Семья Анфима Васильевича



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Сергей Васильевич Масликов, внук Шадрина Анфима Васильевича, продолжил семейную традицию, возродив к жизни гончарное искусство.
В 1995 году Сергей стал работать вместе со старшим братом в старой дедовской мастерской. Они восстановили её и стали выпускать глиняную продукцию, востребованного в то время ассортимента...
А через несколько лет пришла пора создавать новую мастерскую...
"Семейное предприятие Масликовых"
Знакомтесь! Это история о семье Масликовых: папе, маме, сыне и дочери. Масликов Сергей Васильевич Масликова Светлана Валерьевна Масликов Александр Сергеевич Масликова Вероника Сергеевна Место проживания - деревня Нижние Таволги, Невьянского района, Свердловской области.
Они являются хранителями и продолжателями традиции династии, в которой испокон веков от прадеда к деду, от отца к сыну поддерживалось и передавалось искусство изготовления изделий на гончарном круге и лепки из глины.
В 1999 году они построили собственную мастерскую и начали производство по выпуску керамических изделий. Сергей Васильевич изготавливал изделия на гончарном круге, а Светлана Валерьевна украшала их лепкой или замысловатыми узорами.
В 2001 году они заключили
договор с Невьянским краеведческим музеем о принятии экскурсионных групп. В мастерской знакомят экскурсантов с изготовлением изделий тремя способами: на гончарном круге, методом литья в гипсовые формы, жгуто-ленточным. Посещая мастерскую, экскурсанты знакомятся с её традиционным убранством, участвуют в мастер-классах, пробуют себя в гончарном деле.
С 2001 по 2010 год мастерскую посетило около 300 тысяч человек. Знакомство с традиционным народным промыслом пользуется популярностью и среди уральцев, и у гостей, приезжающих из ближнего и дальнего зарубежья. Гостями гончарной мастерской были туристы из Франции, Индии, Украины, Германии, Белоруссии. Таким образом, они напрямую соприкасаются с материальной культурой, историей, трудом и бытом русского народа... И, порой, увозят с собой частичку уральской земли, в гончарном изделии.


В 2010 году мастерская была существенно расширена. Теперь заказать красивые керамические изразцы для отделки каминов, печей, различных частей интерьера и даже внешней отделки домов и зданий. Так, их изразцы были использованы при создании большого православного иконостаса для храма. А ещё с этого года их семейная мастерская производит инструменты для гончарного дела.
Но основное содержание работы мастерской осталось прежней. Это зрелище и возможность своими руками сделать нечто из почти бесформенного куска глины. А когда за экскурсантами и покупателями закрывается дверь, мастерская переходит в режим производственного предприятия. Впрочем, часть работы делается прямо на глазах посетителей, а часть остаётся скрыта от большинства из них. В печах обжигаются изделия, на полках они сушатся, порой буквально в шаге от экскурсантов.




Картинки по запросу изделия из глины фотоРисунок 6Описание: Картинки по запросу изделия из глины фотоСемейное фото Шадрина АРисунок 1Описание: Семейное фото Шадрина А. В. 1930-ые15