Обучение грамоте (чтение) 1 класс. Тема: Чтение слогов, слов, предложений со звуком и буквой Т, т.




Муниципальное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида







Обучение грамоте – чтение


1 класс



Тема. Чтение слогов, слов, предложений
со звуком и буквой Т, т.

(Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Стр. 65 – 66)















Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Зинаида Александровна Мяльдзина




Цели:
Формировать навыки и умения в различении изучаемого звука в словах, в правильности, отчетливости его произнесения.
Формировать умения улавливать на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных.
Воспроизвести и откорректировать определенные знания, умения и навыки уч-ся для самостоятельной деятельности на уроке для осознанного восприятия объяснений учителя.
Продолжить работу по формированию навыков и умений слогового чтения с изученными буквами.
Обучать уч-ся чтению слогов, слов со стечением согласных.
Продолжать работу по коррекции познавательной деятельности уч-ся.
Способствовать расширению словарного запаса, развитию устной связной речи уч-ся.
Воспитывать уважение к людям труда, потребность хорошо трудиться.

Наглядный материал к уроку.
Магнитная доска.
Лента букв.
Кассы букв (классная и индивидуальные).
Таблицы для чтения слогов, слов и коррекции познавательной деятельности.

Образцы таблиц:
Таблица № 1.




Т т




а о
стр
у ы

Картинки с изображением предметов: № 1 – кот; № 2 – тыква; № 3 – телефон; № 4 – тигр;
№ 5 – лопата; № 6 – топор; № 7 – молоток; № 8 – коса.


Таблица № 2.














Картинки с изображением предметов: № 1 – «Кот в сапогах»; № 2 – парта; № 3 – трактор;
№ 4 – рыба; № 5 – утка; № 6 – домик.
Ход урока.

Организационный момент.
Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над звуком (т( и буквой Т, т. Будем учиться читать слова, предложения с этой буквой. На уроке нас ждет большая интересная работа.

Работа по теме урока.

Повторение изученного материала.

- Наша речь состоит из звуков. Какие бывают звуки?
- Как произносятся гласные звуки?
- Давайте произнесем их.
- Как произносятся согласные звуки?
- Произнесем их.
- Назовите шипящий звук, глухие согл.
- Над каким звуком работали на прошлом уроке?
- Вспомним чистоговорки:
Та-та-та – у нас дома чистота.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ту-ту-ту – тучи по небу плывут.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

- А теперь давайте вспомним скороговорку:
Топоры остры до поры,
До поры остры топоры.

- Какой буквой обозначается звук (т(? Покажите букву в кассе букв.
- Вспомним стихотворение:
Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!

Закрепление знаний о звуке (т(.

Работа по таблице № 1.
- Ребята, посмотрите на таблицу. Здесь изображены предметы, в названиях которых встречается звук (т(. Ваша задача – определить место звука в слове и дать ему характеристику.
Образец. Кот – звук (т( слышим на конце слова. Т – согл., глухой, твердый. Ставим синий квадрат в конце слова и т.д.
Вывод: Итак, звук (т( - согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Чтение слогов, слов со звуком и буквой Т, т.

Работа по таблицам №№ 1, 2.

Составление и чтение слогов.

ат-та, от-то, ут-ту, ыт-ты
аст-ста, ост-сто, уст-сту, ыст-сты
астр-стра, остр-стро, устр-стру, ыстр-стры

Физпауза.

Чтение слов.

Таблица № 2 (справа).
- Ребята, Кот в сапогах принес для вас слова, чтобы вы их прочитали. По дороге из каждого слова выпала буква и потерялась. Давайте попробуем догадаться, какая буква потерялась, и прочитать эти слова. (Стук, каток, куст, парта). (Таблица № 2 слева.)
- Каток – многозначное слово (объясняются разные значения слова).

Составление предложений.

- А теперь Кот предлагает нам составить предложения со словом парта, употребив его с разными предлогами.
Составление условно-графической схемы предложений.
- Начало предложений пишется с большой буквы, точка – в конце. Предлог пишется отдельно.

Проверка домашнего задания.

Стр. 65
- Найдите портреты детей. (Выборочное чтение).
- Прочитайте имя мальчика в зеленой рубашке, имя девочки в красном свитере, имя девочки с синим бантом, имя мальчика в рубашке с коричневой полосой.
Чтение столбиков.
Чтение текста «Урок». Осмысление прочитанного.
- Где находятся дети?
- Кто отвечает у доски?
- Как зовут остальных детей?

Физпауза.

Отгадывание кроссворда.

Таблица № 1.
- Ребята, вы смотрели телепередачу «Поле чудес»? Во что играют в этой передаче?
- Ведущий Леонид Аркадьевич Якубович прислал нам кроссворд, который мы должны отгадать. Этот кроссворд состоит из четырех слов. В клеточки вы должны вписать отгадки на загадки. Если правильно выполните задание – получите приз.
Один ученик у доски, остальные работают с кассами букв и слогов.
Ответы соотнести с рисунками на плакате, отметить назначение
каждого инструмента
Загадки.
Кланяется, кланяется,
Придет домой, растянется. (Топор)

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук, тук, тук». (Коса)

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Коса)
- Ребята, как назвать эти предметы одним словом?
- Коса – многозначное слово (уточнить значение слова).

Работа с учебником.

Стр. 66.
- Посмотрите на иллюстрации в учебнике и ответьте на вопросы:
- Кто работает лопатой? молотком? топором?
- Как вы думаете, где работает папа с детьми?
- Что они хотят построить?
- Что делает папа? дочка? сын?
- Как они работают? (Умело, дружно).
Чтение рассказа за учителем.
- Как зовут детей?

Физпауза.

После физпаузы ученики читают рассказ по цепочке, целым текстом.

Отгадывание ключевого слова.

- Ребята, в заключении урока, мы расшифруем очень главное слово в жизни человека. Его можно отгадать по первым звукам названий предметов (таблица № 1).
- Что изображено на 1-ой картинке? Какой первый звук в этом слове? Какой буквой он обозначается? и т.д.
- Что получилось в итоге? ( Т Р У Д ).

Итог урока.










13PAGE 15


13PAGE 14615






2















4









1













3





















Т т











№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8


с(ук
ка(ок
кус(
пар(а

на

у

около

?


№ 1

№ 2

а
с
т
р
а




с
т
р
а
н
а


с
т
р
у
н
а



с
п
о
р



п
о
р
т

с
п
о
р
т



№ 3

№ 4

№ 5

№ 6



15