МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ МДК .01.01. Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Хакасия
«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельных работ
МДК .01.01. Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ
для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии:
08.01.05 (270802.07) Мастер столярно – плотничных и паркетных работ
Абакан 2015Рассмотрены на заседании Утверждены:
П(Ц)К Заместитель директора по УР
_____________________________ Тарабрина В.И.________________
Председатель П(Ц)К __________
«____»______________20____г «____»______________20____г
Разработчики:
Юрьева Лилия Владимировна– преподаватель ___________________________________
Ф.И.О., должность,
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.
4
Фрагмент из рабочей программы ПМ. 01 «Изготовление столярных изделий»
График выполнения внеаудиторных самостоятельных. 6
7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Самостоятельная работа № 1 Виды и свойства древесины.
Самостоятельная работа № 2 Разметка и пиление древесины
Самостоятельная работа № 3 Строгание древесины
Самостоятельная работа № 4 Долбление и резание стамеской.
Самостоятельная работа № 5 Сверление.
Самостоятельная работа № 6. Столярные соединения.
Самостоятельная работа № 7 Деревообрабатывающие станки.
Самостоятельная работа № 8 Конструкции и изготовление основных столярных изделий и конструкций.
Самостоятельная работа № 9 Столярно-монтажные работы на строительстве.
Самостоятельная работа № 10 Ремонт столярных изделий.
Самостоятельная работа № 11 Техническая документация на производство работ.
Самостоятельная работа № 12 Охрана труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно - монтажных работ. 10
12
15
17
18
19
21
23
25
26
27
28
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Рекомендации по работе с учебной и специальной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Рекомендации и критерии оценивания по составлению кроссвордов.
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Рекомендации и критерии оценивания по работе с таблицами.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Рекомендации и критерии оценивания по подготовке слайд-презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Рекомендации и критерии оценивания по подготовке сообщений.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Рекомендации и критерии оценивания по разработке технологических карт.
ПРИЛОЖЕНИЕ VII. Рекомендации и критерии оценивания по составлению схем.
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII. Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы
29
31
33
34
35
37
39
40

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Студент организации среднего профессионального образования должен уметь самостоятельно приобретать новую научную, профессионально значимую информацию, что необходимо ему для эффективного выполнения производственных задач. В связи с этим, в рамках реализации рабочей программы ПМ.01. «Выполнение столярных работ» предусматривается проведение внеаудиторных самостоятельных работ в объёме 92 часа.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
развитию исследовательских умений.
Объем самостоятельной работы определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
самоконтроль и самооценка студента;
контроль и оценка со стороны педагога.
Настоящие методические рекомендации разработаны для междисциплинарного курса МДК 01.01 «Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ», который входит в состав профессионального ПМ.01. «Выполнение столярных работ» и является звеном профессионального цикла ФГОС по профессии 08.01.05 (270802.07) Мастер столярно – плотничных и паркетных работ.
Результатами освоения ПМ 01 «Выполнение столярных работ » являются:
практический опыт:
изготовления простых столярных тяг и заготовок столярных изделий;
изготовления и сборки простых и средней сложности столярных изделий;
выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;
умения:
отбирать пиломатериалы, выполнять их разметку и обработку, пользоваться ручным и электрифицированным инструментом;
изготавливать и устанавливать простые и средней сложности столярные детали и изделия;
устанавливать крепежную фурнитуру;
выполнять обшивку стен и потолков по каркасу отделочными индустриальными материалами;
собирать и устанавливать встроенную мебель;
выполнять ремонтные столярные работы;
выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
знания:
виды и свойства древесины, устройство инструментов, электрических машин и станков для обработки древесины;
виды и способы изготовления столярных изделий и деталей;
виды и способы выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;
виды технической документации на производство работ;
мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно-монтажных работ.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных
изделий.
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной
сложности.
ПК 1.3. Выполнять столярно-монтажные работы.
ПК 1.4. Производить ремонт столярных изделий
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Ниже представлены фрагмент из рабочей программы ПМ. 01 «Изготовление столярных изделий» и график выполнения внеаудиторных самостоятельных работ, который оставлен на основе рабочей программы ПМ. 01 «Изготовление столярных изделий» и с учётом требований к результатам изучения МДК 01.01 Технология столярных работ, отведённому количеству часов на самостоятельную работу
1.1 Фрагмент из рабочей программы ПМ. 01 «Выполнение столярных работ».
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 01 «Выполнение столярных работ».
Коды профессиональных компетен-цийНаименования разделов профессиональ-ного модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4 Раздел 1. Технология
изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ
276 184
52
92
Учебная практика 198 198 Всего: 474 184 92 198 1.2 График выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
по МДК 01.01 Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ

п/п Тема Кол-во
часов Вид
самостоятельной
работы Результат
работы
1 Тема 1.1 Виды и свойства древесины
12 Работа с рекомендуемой литературой; составление кроссворда на тему: «Пороки древесины»; подготовка сообщения по одной из тем: «Строение дерева и древесины», «Физические свойства древесины», «Механические свойства древесины», «Технологические свойства древесины», «Хранение и сушка древесины » Кроссворд «Пороки древесины»; сообщение по одной из тем «Строение дерева и древесины», «Физические свойства древесины», «Механические свойства древесины», «Технологические свойства древесины», «Хранение и сушка древесины »
2 Тема 1.2.1Разметка и пиление древесины. 6 Работа с рекомендуемой литературой; составление таблицы №1 «Инструменты для разметки», составление кроссворда на тему: «Пиление» Таблица №1. «Инструменты для разметки»
Кроссворд на тему: «Пиление»
3 Тема 1.2.2 Строгание древесины
3 Работа с рекомендуемой литературой; составление схемы по теме: «Инструменты для строгания» Схема на тему: «Инструменты для строгания»
4 Тема 1.2.3. Долбление и резание стамеской. 3 Работа с рекомендуемой литературой; составление кроссворда на тему: «Долбление и резание стамеской» Кроссворд на тему: «Долбление и резание стамеской»
5 Тема 1.2.4. Сверление. 3 Работа с рекомендуемой литературой; составление кроссворда на тему: «Сверление» Кроссворд на тему: «Сверление»
6 Тема 1.3 Столярные соединения. 13 Работа с рекомендуемой литературой; составление кроссворда на тему: «Столярные соединения»; подготовка сообщения по одной из тем: «Соединение элементов на гвоздях», «Соединение элементов на шурупах, нагелях»; решение производственной задачи. Кроссворд на тему: «Столярные соединения»; сообщение по одной из тем: «Соединение элементов на гвоздях», «Соединение элементов на шурупах, нагелях»; производственная задача.
7 Тема 1.4 Деревообрабатывающие станки.
12 Работа с рекомендуемой литературой; составление кроссворда на тему: «Деревообрабатывающие станки»; подготовка презентации по одной из тем: «Круглопильные станки», «Продольно-фрезерные станки», «Фрезерные станки», «Шипорезные станки», «Сверлильно-пазовальные станки», «Долбежные станки», «Токарные станки», «Шлифовальные станки» Кроссворд «Пороки древесины»; презентация по одной из тем: «Строение дерева и древесины», «Физические свойства древесины», «Механические свойства древесины», «Технологические свойства древесины», «Хранение и сушка древесины »
8 Тема 1.5 Конструкции и изготовление основных столярных изделий и конструкций.
9 Работа с рекомендуемой литературой; подготовка презентации по одной из тем: «Конструкции оконных и балконных блоков», «Изготовление оконных блоков», «Конструкции дверных блоков», «Изготовление дверных блоков», «Конструкции встроенной мебели», «Конструкции столярных перегородок и панелей», «Профильные деревянные и пластмассовые детали для строительства». Презентация по одной из тем: «Конструкции оконных и балконных блоков», «Изготовление оконных блоков», «Конструкции дверных блоков», «Изготовление дверных блоков», «Конструкции встроенной мебели», «Конструкции столярных перегородок и панелей», «Профильные деревянные и пластмассовые детали для строительства».
9 Тема 1.6 Столярно-монтажные работы на строительстве.
9 Работа с рекомендуемой литературой; подготовка сообщения по одной из тем: «Монтаж оконных и дверных блоков», «Монтаж столярных перегородок», «Монтаж панелей, установка фрезерованных деталей», «Монтаж встроенной мебели, тамбуров, панелей». Сообщение по одной из тем: «Монтаж оконных и дверных блоков», «Монтаж столярных перегородок», «Монтаж панелей, установка фрезерованных деталей», «Монтаж встроенной мебели, тамбуров, панелей».
10 Тема 1.7 Ремонт столярных изделий. 4 Работа с рекомендуемой литературой; составление таблицы №3 «Ремонт оконных блоков» , таблицы №4 «Ремонт дверных блоков» Таблица «Ремонт оконных блоков», таблица «Ремонт дверных блоков»
11 Тема 1.8 Техническая документация на производство работ. 9 Работа с учебной литературой; разработать техническую документацию на изготовление скамейки. Техническая документация на изготовление скамейки.
12 Тема 1.9 Охрана труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно - монтажных работ 9 Работа с рекомендуемой литературой; подготовка презентации по одной из тем: «Электробезопасность», «Пожарная безопасность».
Презентация по одной из тем: «Электробезопасность», «Пожарная безопасность».
Всего 92 часа Самостоятельная работа №1
Тема 1.1. Виды и свойства древесины.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Строение дерева и древесины.
Физические, механические и технологические свойства древесины
Пороки древесины.
Хранение и сушка древесины.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний по видам и свойствам древесины, применяемой в строительстве.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Пороки древесины» (см. Приложение II.)
Подготовить сообщения по одной из тем: «Строение дерева и древесины», «Физические свойства древесины», «Механические свойства древесины», «Технологические свойства древесины», «Хранение и сушка древесины » (см. Приложение V.).
Формы контроля:
представление кроссвордов и сообщений на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А.Степанов Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева 2000г. Профессиональное образование
В.И.Минина Материаловедение для столяров и плотников 2000г. Учебное пособие
Вопросы для самоконтроля:
Из каких основных частей состоит дерево?
Какую роль каждая из частей играет в жизни дерева?
Как используются части дерева?
Назовите основные разрезы ствола дерева. Чем они отличаются друг от друга?
Что можно увидеть на поперечном разрезе ствола дерева?
Какие хвойные и лиственные породы относятся к ядровым?
Какие породы относятся к спелодревесным?
В чем состоит отличие кольцесосудистых пород от рассеянно-сосудистых?
У каких пород имеются смоляные ходы?
Когда образуются ранняя и поздняя древесина в годичных слоях?
Назовите водопроводящие элементы у хвойных и лиственных пород.
Из чего состоит ткань древесины?
Какие размеры и форму имеют древесные волокна и клетки?
Чем отличаются клетки хвойных пород древесины от клеток древесины твердолиственных пород?
Как отличить древесину хвойных пород от древесины лиственных пород?
Из каких химических элементов состоит древесина?
Какие продукты получают при химической переработке древесины?
От чего зависят текстура, цвет и блеск древесины?
Какая влага содержится в древесине и где?
Как определить влажность древесины?
Что такое усушка и разбухание древесины? Как они изменяются в зависимости от направления волокон?
При каком изменении влажности происходят усушка и разбухание древесины?
Что такое коробление древесины? Назовите виды коробления. Как предотвратить коробление?
Почему при высыхании древесины появляются трещины?
Что такое плотность древесины и от чего она зависит?
Что такое теплопроводность, электропроводность и звукопроводность древесины?
Что такое прочность древесины?
Как определяют твердость древесины?
Какие породы древесины относятся к твердым, а какие — к мягким?
За счет чего в древесине удерживаются металлические крепления?
Где используется способность древесины гнуться?
Какие разновидности сучков бывают в древесине?
Дайте классификацию сучков по форме, по положению в сортименте, по взаимному расположению, по степени срастания и состоянию древесины.
Какое влияние оказывают сучки на качество древесины?
Какие трещины бывают в древесине и почему они появляются?
Какие пороки формы ствола встречаются?
Что такое пороки строения древесины?
Дайте характеристику следующим понятиям: наклон волокон, свилеватость, завиток, глазки, кармашек.
Что такое грибные ядровые пятна, плесень, заболонные грибные окраски? Как они образуются? Какое влияние оказывают на качество древесины?
Назовите разновидности гнилей древесины.
Какие виды покоробленности бывают в пиломатериалах?
Перечислите хвойные породы и назовите районы их произрастания.
Какие породы относятся к лиственным рассеянно-сосудистым и где они растут?
Назовите лиственные кольцесосудистые породы и районы их произрастания.
В чем состоят особенности текстуры бука и дуба?
Где применяют древесину дуба и бука?
Перечислите признаки, по которым можно отличить одну породу древесины от другой.
Древесина каких пород меньше коробится, чем древесина других пород?
Назовите очень мягкие и очень твердые породы древесины.
У каких пород древесины наиболее красивые текстура и цвет?
Где применяют древесину хвойных пород?
Самостоятельная работа №2
Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины.

Тема 1.2.1. Разметка древесины
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Инструменты и приспособления для разметки.
Приемы разметки.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний по назначению инструментов и приспособлений для разметки, правилам и приемам работы ручным разметочным инструментом.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Заполнить таблицу №1. «Инструменты для разметки» (см. Приложение III.)
«Инструменты для разметки» Таблица 1.
№ п/п
Разметочные приспособления Контрольно-измерительные инструменты
1. 2. Формы контроля:
представление таблиц на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Для чего проводится разметка?
Какими инструментами пользуются для разметки?
Какие шаблоны используют при разметке?
Самостоятельная работа №2
Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины.
Тема 1.2.1 Разметка и пиление древесины
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Инструменты и приспособления для разметки.
Приемы разметки.
Инструменты для пиления.
Геометрия резца пилы.
Подготовка пил к работе.
Приемы пиления древесины.
Ручные электропилы.
Цель: углубление и расширение знаний, по назначению инструментов и приспособлений для разметки, правилам и приемам работы ручным разметочным инструментом, формирование профессиональных умений и навыков по пилению древесины.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Заполнить таблицу №1. «Инструменты для разметки» (см. Приложение III.)
«Инструменты для разметки» Таблица 1.
№ п/п
Разметочные приспособления Контрольно-измерительные инструменты
1. 2. Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Пиление» (см. Приложение II.)
Формы контроля:
Представление таблиц и кроссвордов на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Для чего проводится разметка?
Какими инструментами пользуются для разметки?
Какие шаблоны используют при разметке?
Какие пилы применяют при ручном пилении?
Форма зубьев пилы?
Расскажите, как подготавливают пилы к работе.
Как устроена электропила?
Расскажите о приемах работы электропилами.
Самостоятельная работа №3
Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины.
Тема 1.2.3 Строгание древесины
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Инструменты для строгания.
Наладка строгальных инструментов.
Правила и приемы строгания.
Механизированный ручной инструмент для строгания.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по строганию древесины.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить схему по теме: «Инструменты для строгания» (см. Приложение VI.)
1454785142875Инструменты для строгания
0Инструменты для строгания

3606164571510534655715280606557150
4443730140970Виды рубанков для криволинейных поверхностей
0Виды рубанков для криволинейных поверхностей
2329815140970Виды рубанков для профильных поверхностей
0Виды рубанков для профильных поверхностей
252730140970Виды рубанков для плоских поверхностей
0Виды рубанков для плоских поверхностей

Формы контроля:
представление схем на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Какие инструменты применяют при ручном строгании?
Для чего нужен стружколом в рубанке?
Расскажите о наладке рубанков с деревянными и металлическими колодками.
Расскажите о приемах работы при ручном строгании.
От чего зависит качество обработки поверхности строганием?
Как устроен и для чего применяется электрорубанок?
Как проверяют качество строгания?
Самостоятельная работа №4
Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины.
Тема 1.2.4. Долбление и резание стамеской.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Инструменты для долбления и резания древесины.
Подготовка инструмента к работе (правила и способы заточки стамесок и долот, углы заточки, контроль углов) .Правила и приемы резания стамеской.
Правила и приемы долбления.
Электрические долбежные инструменты.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по долблению и резанию стамеской древесины.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Долбление и резание стамеской» (см. Приложение II.)
Формы контроля:
представление кроссвордов на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Какие бывают долота и стамески?
Расскажите о приемах работы долотами и стамесками.
Самостоятельная работа №5
Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины.
Тема 1.2.5. Сверление.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Ручные инструменты и приспособления для сверления древесины и древесных материалов.
Приемы сверления.
Механизированное сверление.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по сверлению древесины.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Сверление» (см. Приложение II.)
Формы контроля:
представление кроссвордов на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Какие бывают сверла для древесины?
Какие инструменты применяют для сверления древесины?
Расскажите о приемах сверления древесины.
Самостоятельная работа №6
Тема 1.3. Столярные соединения.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Виды шипов, брусков, щитов.
Сращивание заготовок по длине и сплачивание по ширине.
Шиповые соединения столярных изделий.
Расчет шиповых соединений.
Технология изготовления шипового соединения.
Соединения элементов на гвоздях, шурупах и нагелях
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по изготовлению шиповых соединений.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Столярные соединения» (см. Приложение II.)
Подготовить сообщения по одной из тем: «Соединение элементов на гвоздях», «Соединение элементов на шурупах, нагелях». (см. Приложение V.).
Решить производственную задачу.
В соответствии с чертежом рассчитать угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный при толщине соединяемых деталей 42мм.
В соответствии с чертежом разработать технологическую карту на угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный. (см. Приложение VI.).

Формы контроля:
представление кроссвордов и сообщений на занятиях.
защита технологической карты на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Какие бывают шипы?
Расскажите о способах соединения шипов.
Какие применяются виды клеевых соединений брусков по длине?
Расскажите об угловых, концевых, серединных соединениях. Где они применяются?
В каких соединениях применяют гвозди, шурупы, саморезы?
Как правильно забивать гвозди? Какое расстояние между гвоздями должно быть?
Расскажите о разметке шиповых соединений.
Как выпиливают шип и проушину?
Что необходимо сделать, чтобы шиповое соединение получилось плотным?
Какие дефекты могут быть в шиповом соединении?
Самостоятельная работа №7
Тема 1.4. Деревообрабатывающие станки.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Круглопильные станки.
Продольно-фрезерные станки.
Фрезерные станки.
Шипорезные станки.
Сверлильно-пазовальные станки.
Долбежные станки.
Токарные станки.
Шлифовальные станки.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний по видам станков для обработки древесины
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить тематический, традиционный (можно по выбору) кроссворд на тему: «Деревообрабатывающие станки» (см. Приложение II.)
Подготовить презентацию по одной из тем: «Круглопильные станки», «Продольно-фрезерные станки», «Фрезерные станки», «Шипорезные станки», «Сверлильно-пазовальные станки», «Долбежные станки», «Токарные станки», «Шлифовальные станки» (см. Приложение IV.).Формы контроля:
представление презентаций и кроссвордов на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Какие деревообрабатывающие станки применяют для раскроя древесины?
Каково назначение продольно-фрезерных станков?
Для чего предназначены фуговальные станки?
Расскажите о назначении фрезерных станков.
Какие работы выполняют на шипорезных станках?
Для чего предназначены сверлильно-пазовальные станки?
Самостоятельная работа №8
Тема 1.5. Конструкции и изготовление основных столярных изделий и конструкций.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Конструкции оконных и балконных блоков.
Изготовление оконных блоков.
Конструкции дверных блоков.
Изготовление дверных блоков.
Конструкции встроенной мебели.
Конструкции столярных перегородок и панелей.
Профильные деревянные и пластмассовые детали для строительства.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по конструированию и изготовлению основных столярных изделий и конструкций.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Подготовить презентацию по одной из тем: «Конструкции оконных и балконных блоков», «Изготовление оконных блоков», «Конструкции дверных блоков», «Изготовление дверных блоков», «Конструкции встроенной мебели», «Конструкции столярных перегородок и панелей», «Профильные деревянные и пластмассовые детали для строительства».
Формы контроля:
представление сообщений на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Из каких элементов состоит оконный блок?
Чем отличается оконный блок с раздельными переплетами от окон-ного блока со спаренными переплетами?
Как размечают бруски оконных переплетов?
Как собирают оконные блоки? Расскажите о последовательности сборки.
Из каких материалов делают подоконные доски?
Расскажите о щитовых дверях.
Из каких элементов состоят филенчатые двери?
Какие бывают виды встроенной мебели?
В чем заключаются особенности шкафов-купе?
Какие бывают виды столярных перегородок?
Для чего предназначены панели и какой конструкции они бывают?
Какие виды профильных изделий бывают и для чего они предназначены?
Что такое сайдинг?
Расскажите об изготовлении оконных блоков на линиях и позиционных станках.
Как изготовляют щитовые двери?
Как изготовляют встроенную мебель?
Самостоятельная работа №9
Тема 1.6. Столярно-монтажные работы на строительстве.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Монтаж оконных и дверных блоков.
Монтаж столярных перегородок.
Монтаж панелей, установка фрезерованных деталей.
Монтаж встроенной мебели, тамбуров, панелей.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по выполнения столярно-монтажных работ на строительстве.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Подготовить сообщения по одной из тем: «Монтаж оконных и дверных блоков», «Монтаж столярных перегородок», «Монтаж панелей, установка фрезерованных деталей», «Монтаж встроенной мебели, тамбуров, панелей».
Формы контроля:
представление сообщений на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Как монтируют оконные и дверные блоки?
Как производится монтаж каркасных перегородок?
Как монтируют встроенные шкафы на стройках?
Самостоятельная работа №10
Тема 1.7. Ремонт столярных изделий.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Ремонт оконных блоков.
Ремонт дверных блоков.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по ремонту столярных изделий.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Составить таблицу №3 «Ремонт оконных блоков» (см. Приложение III.).
«Ремонт оконных блоков» Таблица 3.
Дефект Способ устранения и предупреждения
Составить таблицу №4 «Ремонт дверных блоков» (см. Приложение III.).
«Ремонт дверных блоков» Таблица 4.
Дефект Способ устранения и предупреждения
Формы контроля:
представление таблиц на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Ремонт простых столярных изделий.
Ремонт оконных блоков.
Ремонт дверных блоков.
Самостоятельная работа №11
Тема 1.8. Техническая документация на производство работ
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Документация на изготовление изделия.
Технологический процесс изготовления столярных изделий.
Цель: углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков по конструированию и изготовлению простых столярных изделий.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Разработать техническую документацию на изготовление скамейки. (Конструкция столярного изделия скамейки. Чертеж изделия. Технологический процесс изготовления скамейки. Выбор оборудования, режущего и измерительного инструмента. Технические требования к качеству выполняемых работ.)Формы контроля:
защита проекта.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Чертежи общего вида, разрезов, узлов.
Спецификация на элементы изделий и детали фурнитуры.
Самостоятельная работа №12
Тема 1.9. Охрана труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно - монтажных работ.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы:
Общие требования безопасности. Организация работ по предотвращению производственных травм. Разработка мероприятий по улучшению условий труда.
Электробезопасность.
Пожарная безопасность.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний по охране труда и правилам техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно - монтажных работ.
Содержание самостоятельной работы:
Изучить и проанализировать информацию основных учебных и дополнительных источников (см. Приложение I.)
Подготовить презентацию по одной из тем: «Электробезопасность», «Пожарная безопасность».
Формы контроля:
представление презентаций на занятиях.
Рекомендуемые к выбору источники для работы:
Основные источники:
Б.А. Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. М 2006 Начальное профессиональное образование.
П.Д.Бобиков Изготовление столярно-мебельных изделий. М. 2000 Профессиональное образование
С.Н. Рыкулин, Л.Н. Кандалина Технология деревообработки М 2005 Профессиональное образование
Дополнительные источники:
В.И. Коротков Деревообрабатывающие станки М. 2003 Профессиональное образование
В.В.Амалицкий Деревообрабатывающие станки и инструменты. 4-е издание. Среднее профессиональное образование
Г.И. Клюев Технология производства мебели М 2005 Профессиональное образование
В.Н.Обливин Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях М. 2002 Профессиональное образование
Вопросы для самоконтроля:
Расскажите об основных задачах охраны труда на строительстве.
Что такое производственная санитария?
Какие бывают виды инструктажа по охране труда?
Кем и когда проводится инструктаж по охране труда?
Что такое опасная зона и как ее ограждают?
Как обеспечить безопасную работу электроинструментом?
Что необходимо сделать при поражении человека электрическим током?
Какими противопожарными средствами должна быть оборудована строительная площадка?
Что необходимо сделать при возникновении пожара?
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Рекомендации по работе с учебной и специальной литературы
За время пребывания в техникуме студент должен изучить и освоить много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы.
Умение рационально работать над книгой - необходимое и важное качество каждого студента. Правильно организованное чтение литературы чрезвычайно повышает общенаучный и специальный кругозор читающего. Начитанный студент владеет хорошо развитой речью, широким мышлением, блестящей памятью и эрудицией. А эти качества являются важнейшими показателями общей культуры человека.
Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с книгой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком. Каковы же эти требования?
Ознакомитесь сначала с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.
Переходите к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.
Возвращайтесь неоднократно к тексту, при необходимости, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Обращайте внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки. Рассматривайте их, обдумывайте, анализируйте, устанавливайте связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
Пользуйтесь словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
Проверьте скорость своего чтения. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Обычно студент 1-2 курса при известной тренировке может внимательно и сосредоточенно прочитать 8-10 страниц в час и сделать краткие записи прочитанного. Многие студенты прочитывают 5-6 страниц. Это крайне мало. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), ты можешь прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно ты приобретаешь способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
Делайте выписки, зарисовки, составляйте схемы, тезисы, выписывайте цифры, цитаты, ведите конспекты - запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой. Педагогика учит - что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой. Помни основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!
Разработай свою собственную систему составления выдержки и постоянно совершенствуй ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе можно составить свой архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам. Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две формы: тетрадную и карточную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести особую отдельную тетрадь. Если используется карточная форма, то записи следует делать на одной стороне карточки. Для удобства пользования вверху карточки надо написать название изучаемого вопроса, фамилию автора, название и УДК (универсальная десятичная классификация) изучаемой книги. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения, добиваясь более четкой, логической последовательности изложения.Применяйте для этих же целей персональный компьютер. Сейчас существует великое множество самых различных прикладных программ (органайзеров и пр.), которые значительно облегчают работу при составлении выписок из научной и специальной литературы. А используя сеть Internet, можно получать уже готовые подборки литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ II.
Рекомендации и критерии оценивания по составлению кроссвордов.
Кроссворд — игра-задача, в которой фигуру из квадратов или других фигур нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» - пересечение и «word» - слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда – «крестословица».
Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности.
Любой кроссворд оценивается двумя показателями:
-оригинальностью выполненного рисунка;
-подбором слов.
Для студентов техникума предлагается использовать около 25—30 слов. Слова эти могут быть только именами существительными в именительном падеже единственного числа. Исключение составляют слова, не имеющие единственного числа, которые также могут быть использованы. Нельзя включать названия, состоящие из двух и более слов, и понятия, которые выражаются сложными словами и пишутся через дефис. Следует помнить, что буквы «е», «ё», «и», «й» неравнозначны, т. е. невозможно пересечение двух слов по этим буквам, если, например, в пересечении одно слово содержит букву «е», а второе — «ё».Каждому слову надо дать правильное, лаконичное толкование.
1.Для того чтобы приступить к составлению кроссворда, необходимо определиться со списком слов, которые могут в него попасть. Приготовьте для этого словарь. Если в задании оговорено, что должна быть затронута определенная тематика, возьмите учебное пособие и выпишите из параграфа по заданной теме все имена существительные, в том числе и личные.
2.Теперь можно приступить к составлению сетки кроссворда. Для этого на тетрадном листке бумаги в клеточку начинайте писать отобранные слова так, чтобы некоторые буквы в них пересекались. Желательно, чтобы это было не одно пересечение. Постарайтесь, чтобы совпадало несколько букв в каждом слове. И чем длиннее заданное слово, тем пересечений должно быть больше.
3.Каждому слову в кроссворде присвойте номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней. Они не должны дублироваться. Выпишите номера, которые получились по горизонтали, и те, что вышли по вертикали.
4.Когда сетка кроссворда составлена и выписаны все номера слов, нужно к каждому из них подобрать задание. Для начала опишите все слова по горизонтали, затем по вертикали. Задания могут быть очень разные. Подойдут простые определения слов, загадки, можно предложить отгадать пропущенное слово.
5.Кроссворд полностью составлен, осталось только красиво его оформить. Перенесите сетку на чистовую бумагу, впишите все задания. Оформить кроссворд можно рисунками.

По вертикали:
1.Вид ручной пилы.
3. Вид двуручной пилы.
4.Конструктивный элемент ручной пилы.
5.Ножовка, используемая для криволинейного пиления и выполнения сквозных пропилов.
По горизонтали:
2. Режущий элемент лучковой пилы.
5. Приспособление, устанавливаемое на торцовочных станках и служащее для облегчения разметки и раскроя пиломатериалов.
6. Конструктивный элемент лучковой пилы.
7. Вид пилы, применяемой для продольного пиления древесины.
Критерии оценки кроссвордов
№ п/п Критерии оценки Выполнено полностью Выполнено не полностью Не выполнено
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
Грамотность в определениях терминов -сформулировано грамотно, возможна 1 ошибка - количество грамматических ошибок 2-3 -значительное количество грамматических ошибок (4-5)
Уровень сложности составленных вопросов -использованы термины по заданной теме;
-лаконичность толкования;
-не дублируется дословно текст учебных источников;
-использовано широкое поле информации по теме. -используются несколько терминов не по изучаемой теме;
-объёмность некоторых толкований;
- есть повторения текст из учебника или конспекта -содержание терминов не соответствует теме;
-используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме;
-определения терминов не точны, пространны, слишком кратки;
-определения содержат явную подсказку;
-повторяется дословно текст учебника или конспекта;
Творческий подход к оформлению -оформлено иллюстрациями;
-сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлена;
-использовано специальное программное обеспечение. -иллюстрации, некоторые,
не соответствуют теме кроссворда
- сетка кроссворда -не наблюдается творческий подход к оформлению кроссворда
Оценка:
8-9 баллов «отлично»
6-7 баллов «хорошо»
4-5 балла «удовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ III.
Рекомендации и критерии оценивания по работе с таблицами.
Составление таблицы - это прием, используемый для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из некоторого раздела.
При заполнении таблицы помните, - её содержание полностью должно соответствовать заданной теме. Не следует вносить излишнюю информацию, не принадлежащую рассматриваемому вопросу занятия.
Представленный материал должен быть кратко и лаконично сформулирован. Прослеживается чёткость в логике изложения. Не следует вносить размытых, многословных рассуждений. В данной работе качество результата заключается не столько в объёме, сколько в грамотном обобщении и структуризации учебного материала.
Не допускайте пустых не заполненных граф.
Обратите внимание на оформление таблицы и аккуратность внесения информации.
Основными требованиями к оформлению таблиц являются:
-Шрифт - Times New Roman
-Высота шрифта - 12 пт ;
-Междустрочный интервал –одинарный
-Выравнивание текста - по ширине.
-Исключить переносы в словах.
Критерии оценки работы с таблицами
№ п/п Критерии оценки Выполнено Выполнено не полностью Не выполнено
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
1 Соответствие представленной в таблице информации заданной теме -содержание полностью соответствует заданной теме -содержание соответствует заданной теме, но есть незначительные замечания. - содержание таблицы не соответствует заданной теме;
2 Лаконичность и четкость изложения материала в таблице -материал изложен четко, лаконично -многословный текст;
-размытые объяснения -имеются не заполненные ячейки, множественные ошибки;
3 Правильность оформления -оформление полностью соответствует требованиям. -в оформлении имеются небольшие замечания -выполнено и оформлено небрежно, без соблюдения установленных требований.
Оценка:
8-9 баллов «отлично»
6-7 баллов «хорошо»
4-5 баллов «удовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.
Рекомендации и критерии оценивания по подготовке слайд-презентации.
Требования к оформлению:
Наличие титульного листа.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт.
Ограничить использование просто текста.
Текст легко читаем.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Не перегружайте слайд.
Единый стиль оформления всех слайдов.
Соответствие дизайна слайда содержанию.
Сочетается фон, текст и графики.
Предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов,
карт, диаграмм и т.д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме.
Целесообразно использование эффектов анимации.
Звуковое сопровождение слайдов (если имеется) не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Размер шрифта должен соответствовать важности информации.
Требования к содержанию:
Соответствие заявленной теме и целям.
Наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями.
Представление информации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм.
Отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок.
Правильность используемой терминологии.
Формулировка вывода по результатам проведенной работы.
На последнем слайде обязательно должен присутствовать перечень
используемой литературы, веб-сайты.
Критерии оценивания работы по подготовке и защите презентации
№ п/п Критерии оценки Высокий уровень
5 баллов
прослеживается полностью Средний уровень
4 балла
незначительные замечания Низкий уровень
3 балла
слабо прослеживается или не прослеживается
Содержательный критерий -правильный выбор темы
-знание предмета и свободное владение текстом;
-грамотное использование терминологии
Логический критерий -логика изложения материала;
-полнота раскрытия содержания
Речевой критерий -стройное логико-композиционное построение речи;
- прослеживается речевой этикет;
- грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения
Психологический критерий -использование различных приемов привлечения и активизации внимания;
-использование, пословиц, поговорок и т.д.
Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации -соблюдены требования к первому и последним слайдам прослеживается;
-обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах;
- корректное сочетание фона и графики;
-дизайн презентации не противоречит ее содержанию;
-общее впечатление от презентации.
Оценка:
15-14 баллов «отлично»
13-12 баллов «хорошо»
11-10 баллов «удовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
Рекомендации и критерии оценивания по подготовке сообщения на заданную тему.
Ознакомьтесь с предлагаемыми темами сообщений.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы
Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
Повторите лекционный материал по теме сообщения.
Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Составьте план сообщения, запишите его.
Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание и выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.
Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
Составьте окончательный текст сообщения.
Оформите материал в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
Прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
Восстановите последовательность изложения текста сообщения (что очень целесообразно), пересказав его устно после завершения работы над вопросами и заданиями.
Проводите самоконтроль не только после окончания работы над сообщением, но и непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить ее причину.
Сформулируйте вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.
Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
Еще раз устно проговорите своё сообщение в соответствии с планом.
Защита подготовленного сообщения проходит в устной форме, чтобы получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если вы убеждены в своей правоте.
Пользуйтесь планом сообщения и зачитывайте отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Соблюдайте регламент – время изложения информации с одного печатного листа приблизительно равно 4-5 минутам.
Критерии оценивания сообщения.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Соответствие представленной информации заданной теме
1 балл 2 балла 3 балла
Характер и стиль изложения материала сообщения 1 балл 2 балла 3 балла
Правильность оформления
1 балл 2 балла 3 балла
Итого максимально 3 6 9
Оценка 4-5 баллов «удовлетворительно» 6-7 баллов «хорошо» 8-9 баллов «отлично»
Сообщения, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI.
Рекомендации и критерии оценивания по разработке технологических карт.
В ТК наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ (операции, приёмы и действия) «законченного» характера даются необходимые для правильного их выполнения инструктивные (контролирующие) указания и пояснения.
При разработке ТК следует придерживаться следующих рекомендаций и требований:
- Помните, содержание карты должно быть законченным и выполнено на весь технологический процесс, отражающий в ней.
- Стремитесь к простоте изложения учебной информации, обеспечивая тем самым, доступность её в работе.
- Следите за соблюдением последовательности внесения всех действий.
- Помните! Ваша ТК должна повысить самостоятельность её пользователя в описанном технологическом процессе.
- Включите в карту сведения по технике безопасности по выполняемым работам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ИЗДЕЛИЕ
Изделие
угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный
Чертеж изделия


п/п Последовательность операций и переходов Эскизы Оборудование и приспособления Рабочий и контрольно-измерительный инструмент
1 2 3 4 5
Критерии оценки работы по составлению ТК
№ п/п Критерии оценки Выполнено Выполнено не полностью Не выполнено
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
1 Соответствие представленной в ИТК информации заданной теме -содержание полностью соответствует заданной теме -содержание материала соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. Содержание не совсем соответствует заданной теме.
2 Читаемость, логичность, полнота раскрытия содержания ТК - читается легко;
-прослеживается логика изложения материала;
-наблюдается полнота раскрытия содержания -не совсем проста в чтении;
-присутствуют незначительные нарушения в логике изложения;
-частично нарушена полнота раскрытия содержания - трудно читаема;
-имеются множественные логические ошибки;
-не полное раскрытие содержания.
3 Правильность оформления -оформление полностью соответствует требованиям. - оформление имеет незначительные недочеты и небольшая небрежность. -оформлено небрежно, без соблюдения установленных требований.
Оценка:
8-9 баллов «отлично»
6-7 баллов «хорошо»
4-5 баллов «удовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ VII.
Рекомендации и критерии оценивания по составлению схем.
Схема — это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.
Технологические схемы - это схематически изложенный процесс приготовления блюд и кондитерских изделий, полуфабрикатов.
При составлении схемы технологического процесса приготовления блюда, изделия или полуфабриката следует соблюдать следующие правила:
- Помните, схема является своего рода конспектом, который позволит быстро и доступно прочитать любой технологический процесс, изображённый в ней.
- Понимая, что в каждом технологическом процессе приготовления готовой продукции или полуфабрикатов участвуют два текстовых субъекта (блоки схемы) – это состав (рецептура, ингредиенты) и операции (приёмы, действия), стремитесь к правильному их расположению (распределению) в схеме и логичности выражения их связи между собой.
-Содержание схемы должно быть не только логично оформленным в части распределения блоков схемы, и связи между ними, но и, иметь чёткую последовательность в части изложения технологического процесса приготовления блюда, изделия или полуфабриката.
- Помните! Все изложение должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и доступно. Важно, чтобы была ясна связь рассматриваемых действий и их «участников».
Критерии оценки:
Критерии оценки работы по составлению схем
№ п/п Критерии оценки Выполнено Выполнено не полностью Не выполнено
Высокий уровень
3 балла Средний уровень
2 балла Низкий уровень
1 балл
1 Соответствие представленной в схеме информации заданной теме -содержание схемы полностью соответствует заданной теме; -содержание материала в схеме соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. Содержание блоков схемы не соответствует заданной теме.
2 Читаемость, логичность, лаконичность схемы -материал в схеме излагается четко и лаконично;
- схема читается легко, связи между блоками определяются логикой изложения материала. -материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично;
-кое-где нарушены логические связи между блоками схемы.
-имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы. 
3 Правильность оформления -оформление схемы полностью соответствует требованиям.
(аккуратность, принципиальность выражения (фигуры, линии, стрелки и др.)) - оформление схемы имеет незначительные недочеты и небольшая небрежность. -оформлено небрежно, без соблюдения установленных требований.
Оценка:
8-9 баллов «отлично»
6-7 баллов «хорошо»
4-5 баллов «удовлетворительно»
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII.
Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы
Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы
по МДК.01.01 Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ Гр. _________________
№ п/п Ф.И. студента Номера заданий №
1. 2.3.4.5.6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13.
1 Сидоров Иван дата , отмет-ка, баллы 17.09
«+»
9 б. 2 Петров Антон 17.09
«-» 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25