«Открытый урок по окружающему миру в 1 классе «Вода и воздух» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
«Вода и воздух» с учетом требований
системно-деятельностного подхода к обучению
в начальной школе"

Выполнила
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «СОШ № 56 с УИОП»
Елена Викторовна ХребтоваОмск
2016 г.
Тема урока: Вода и воздух
Цель:
1.Познакомить учащихся с наличием воды в природе.
2. Формировать практические умения, необходимые для последующего обучения.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Развивать наблюдательность и интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться определять свойства воды;
- личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
- метапредметные:
- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному плану;
- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;
- коммуникативные: слушать и понимать других;
уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Тип урока: урок-практикум.
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.
Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата
Оборудование:
Компьютерная презентация;
Карточки.
Для опытов: стаканы, трубочки для коктейля, сахарный песок, вода, акварельные краски, чайные ложечки, электрический чайник, лист бумаги, рисунки капельки, солнышка, снежинки, облачка, пара; карточки “охлаждение”, “нагревание”, магнитофонХод урока
Организация начала урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
/Звучит музыка/
Ветер чуть слышно поёт.Липа вздыхает у сада…Чуткая музыка всюду живёт – В звоне ветвей,В песне дождей, листопаде,Только прислушаться надо.
Солнце опустит лучи – И замирает природаТихо струится ручей,Падает гром с небосвода – Это мелодией вечной своейМир наполняет природа.
О чем говорит поэт в стихотворении? (о природе)
- Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда?
Актуализация знаний.
Коллективный диалог.
- Что такое природа? (Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)
- Что мы узнали о природе на предыдущем уроке? Две карточки выпали, где их место, (объясните) (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.) Проверим свои знания.
Карточка№1. Подчеркни красным карандашом объекты неживой природы, а зелёным объекты живой природы.
природа
неживая живая
Солнце Деревья
Горы Грибы
Дождь Цветы
Огонь Травы
Земля Птицы
Песок Животные
Снег Рыбы
Человек
3. Определение темы урока.
Основной этап.
(8 мин)
Учитель: Сегодня мы продолжим наш разговор об объектах и явлениях природы.
Посмотрите на фотографию. Что изображено?
Дети: Увядшие цветы.
Учитель: Что случилось с цветами и почему?
Дети: Они засохли, потому что им не хватает воды.
Учитель: Правильно, без воды не может существовать ничто живое. Живое не может без воды. И сегодня мы будем говорить с вами о воде.
Тема урока: «Вода. Свойства воды».
Как бы вы объяснили название темы?
- Что вы уже знаете о воде? А как вы думаете, вода относится к живой или к неживой природе, объясните почему? Дети могут высказать разные мнения. В обсуждении приходим к выводу, что вода относится к неживой природе, так как объекты живой природы должны уметь дышать, питаться, расти, размножаться. Вода этого не может.
А что бы вы еще хотели узнать? Заполните 1 и 2 столбики таблицы. - Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).
Знаю Хочу узнать Узнал
Вода – неживой объект природы
Вода есть везде (на земле, в земле, в небе) Свойства воды
(провести опыты с водой) - Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И все это чудо вода.
- Подумайте, что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода.
- Значит, без воды не может жить ничто живое. Трава, деревья, животные не могут жить без воды. А человек?
И человек без воды тоже погибнет.
Для питья и приготовления пищи расходуется не так уж много: 2-3 л/сут на каждого жителя Земли.
4. Работа над новой темой.
Использование человеком воды. (Работа по учебнику стр. )Выполняют задания :
Как человек использует воду?
Делают вывод: человек без воды тоже погибнет.
ФИЗ – МИН, Игра «Делай как я»
Открываем кран с водой и…
Моем руки,
Умываемся
Чистим зубы
Стираем бельё
Моем тарелку Что нам помогло совершить все эти действия важные для нашей жизни? ( свойства воды)
- А вы знаете, что пока мы играли из нашего, открытого, крана за 1 мин вытекло. ( Показать ведро в 10 л)
- Из неплотно закрытого крана за 10 минут вытекает 1 л воды.
- О чём должен задуматься человек, который бережёт природу?
Вывод: Беречь воду. Как?
Обсуждение правил охраны воды:
- используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.
-почините протекающие краны и трубы.
- выключайте воду, когда чистите зубы.
- не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.
22 марта всемирный день воды.
Значение воды. Слово учителя.
- Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы и пассажиров. Без воды ни приготовить пищу, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она, какая вода – самое нужное вещество. А все это стало известно человеку, когда он узнал свойства воды.
5. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.
5.1 Постановка проблемы
- Перед нами новая страница знаний. Предлагаю наш класс на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будем в парах.
- Какие правила дружной работы надо вспомнить?
- Что будет предметом нашего исследования?
- Чтобы узнать, свойства  воды, нам нужно ответить  на вопросы:
1) Какого цвета вода?
2) Имеет ли вода запах?
3) Какого вкуса вода?
4) Что произойдет с водой, если ее разлить?
5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?
5.2 Проведение опытов. Работа в паре.
Заполнение таблицы.
Инструктаж:
- Проведите опыт (Будьте осторожными и не разлейте воду, помогайте друг другу в работе)
- Сделайте вывод, обсуди его в паре.
- Выберите вариант правильного ответа в таблице и подчеркните его.
- Самооценка: сравните свой ответ с ответами класса и если верный ответ поставьте «+», а если ошиблись, то «-».
№ опыта Вопрос исследования Узнали Самооценка:
Свойства воды Свойства воды: + /-
№ 1 1) Какого цвета вода? белого цвета, бесцветна, прозрачна № 2 2) Имеет ли вода запах? имеет запах, не имеет запаха № 3 3) Какого вкуса вода? имеет вкус, не имеет вкуса № 4 4) Что произойдет с водой, если ее разлить? Течет - Да, Нет. № 5 5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок? растворяет все вещества
растворяет некоторые вещества Всего + ______
Я - опытный «исследователь» – 5 «+»
Я - начинающий «исследователь» – 4 или 3 «+»
Я - помощник «исследователя» – 2 «+»
Опыт 1. Какого цвета вода?
Выполняют дети-помощники (на учительском столе)
- Сравните цвет воды с цветом молока.  Что вы заметили? (Молоко белого цвета, а вода - бесцветна).
- Опустите в стакан с водой, с молоком ложку, лист с печатным текстом, палочку. К какому выводу вы пришли?  (Вода - прозрачна).
Опыт 2. Имеет ли вода запах?
- Сравните запах воды и духов. (Вода не имеет запаха).
Опыт 3. Какого вкуса вода?
- Попробуйте, через трубочку  воду на вкус.  (Вода не имеет вкуса).
Опыт 4. Текучесть.
- Налейте немного воды в пластиковую тарелку. Что произойдет с водой, если немного наклонить тарелку? (Вода потечет).
Опыт 5. Растворимость.
- Добавьте в питьевую воду соль, сахар, речной песок. Размешайте. Что происходит с солью и сахаром? (Соль и сахар растворяются). Что происходит с песком?  (Он не растворился, а осел на дно).
- К какому выводу вы пришли, в результате этого опыта?  (Вода растворяет некоторые вещества).
Физкультминутка
4.3. Подведение результатов  исследования.  Коллективное заполнение таблицы (3 столбик).
Знаю Хочу узнать Узнал
Вода – неживой объект природы
Вода есть везде (на земле, в земле, в небе) Свойства воды
1) Какого цвета вода?
2) Имеет ли вода запах?
3) Какого вкуса вода?
4) Что произойдет с водой, если ее разлить?
5) Что произойдет с водой, если в нее добавить соль, сахар, речной песок?
Свойства воды:
бесцветна, прозрачна
не имеет запаха
не имеет вкуса
течет
растворяет некоторые вещества
Опыт 5. Загадка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу.
И Стеклянной быть могу! (вода)
Когда вода может быть стеклянной? (когда замерзает)
Как вы это узнали (опыт дома)
Кто расскажет?
Вывод: при замерзании вода превращается в лёд.
Я тоже провела опыт с замораживанием воды и принесла на урок (показываю), что вы заметили
Дети: лёд таит
- Объясните почему.
- Сделайте вывод: при нагревании лёд тает.
Опыт 6. Учитель: вода в чайнике.
- Если я включу чайник, что произойдёт с водой, после нескольких минут?
Вывод: нагреется, закипит и превратиться в пар.
- Результаты наблюдений можно показать схемой, кто её объяснит?

6. Закрепление новых знаний.
5.1 Работа по вопросам и заданиям учебника. Стр. 5 (вопросы и задания).
5.2. Самостоятельная работа в печатной тетради. Стр. 23  № 50, 51. Взаимопроверка в парах.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие цели ставили в начале урока? (Узнать свойства воды, провести опыты с водой).
- Дополните предложения:
Теперь я знаю………………
Теперь я могу………………
- А поможет вам в этом заполненный нами столбик таблицы.
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Вопросы - ситуации:
1). Куда исчезает вода из чайника, долго стоящего на плите?
2). Почему кипящий чайник свистит?
3). Почему зимой лопаются водопроводные трубы?
4). Может ли вода иметь постоянную форму?
5). Какое свойство человек использует, когда моет посуду, стирает белье?
6).  Почему сахар растворяется в чае?
7). Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
8). Если вода имеет вкус, о чем это говорит?
9). Если вода имеет цвет, о чем это говорит?
10). Задание для Золушки: Мачеха смешала  песок, соль и опилки. Как отделить их при помощи воды?
11). Распечатка заданий из книги А.И.Савенкова по темам: «Что тонет, что не тонет»? «Что лучше впитывает воду, что – хуже?»
 
Вода-воздух
Краска в воде.
9. Практическая работа по определению воздуха в окружающем нас пространстве.
а) Движение воздуха.
- Сложите из листка бумаги веер, помашите им. Что вы чувствуете?
Физминутка.
“Ветер дует нам в лицо. (Машут руками)
Закачалось деревцо. (Руки на поясе. Наклоны туловища)Ветер тише, тише, тише. (Приседают, опускают руки вниз)
Деревцо все выше, выше!” (Медленно поднимаются, машут руками над головой)
- Как возникает ветер?
Вывод: ветерок возникает потом, что веер толкает окружающий нас воздух.
/Дети проделывают опыт в разных местах классной комнаты и делают вывод/
Вывод: воздух находится везде.
- Движение воздуха в природе называют ветром.
б) Воздух в различных предметах (опыт проводит учитель).
- Положим в один стакан с водой кусочек сахара, в другой – кусочек кирпича, в третий – комочек почвы. Что мы наблюдаем?
Вывод: пузырьки в воде – это воздух.
в) Опыт, показывающий принцип работы пипетки.
- Возьмите соломинку для коктейля и опустите её в стакан с водой. Закройте пальцем отверстие соломки, а вытащите её из воды, не снимая пальца. Затем снимите палец с отверстия соломки. Из неё появилась капля воды. Эту воду вытолкнул воздух, который был в соломке.
г) Опыт с воздушным шариком.
Вывод: воздух легче воды.
10. Домашнее задание.
- Вместе с родителями проделайте опыты, которые изображены на рисунках учебника на с. __ (смешивание красок, изготовление леденцов, выдувание мыльных пузырей.)
11.Обобщение. Итог урока.
- В каком состоянии встречается вода?
(Вывешиваются на доске карточки)

дождь снег пар
роса лёд туман град иней - Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
12. Рефлексия
Учитель: Ну что же. Вы сегодня побыли учеными, исследователями. Вам удалось найти ответы на те вопросы, которые вы задавали в начале урока? Что интересного для себя вы узнали о воде и воздухе? Вам понравилось работать на уроке?
Закрашивают звездочки, в которых оценивают свою работу и настроение (красный - отлично, зелёный - было хорошо, желтый – были трудности)
Спасибо, дети, за работу!
Урок окончен.
Список литературы:
Г.Г. Ивченкова " Окружающий мир " учебник, рабочая тетрадь
1 группа
Опыт 1.
Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.
Опыт 2.
Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?
2 группа Опыт 3.
Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?
Опыт 4.
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.
А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?
3 группа Опыт 5.
Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?
Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?
Опыт 6.
Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?
4 группа
Опыт 7(делает учитель – один ученик помогает)
Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане? Почему не видно соли и сахара?