Исследовательская работа по православной культуре Вы соль земли… Вы-свет мира…(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской — образец великого служения людям).


Введение.
“Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёной? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф.5:13-16)
В Евангелие от Матфея сказано о делах верующих, об их светлом пути на земле, об их добром влиянии в мире. Из произведений православной литературы мы знаем, что Русь всегда славилась такими подвижниками. И память народная бережно хранит святое слово о них из поколения в поколение.
Мы живем в непростое время, когда требуют защиты главные ценности на земле – духовность, нравственность, чистота помыслов и наша юношеская мечта. Мы открываем страницы жизни, в которых с помощью семьи, школы, наших учителей ищем ответы на вопросы нашего поколения в мире.
И самые чистые духовные источники для нас, выдержавшие испытание веками – образы светочей Русской земли. Их духовным подвигом, их молитвой жива Душа Святой Руси: князья Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Блаженная Ксения Петербургская.
В представленной теме нам захотелось раскрыть образ Святой Блаженной Ксении Петербургской. Этот благороднейший образ русской святой стал нам близок и понятен в своем величии подвига Милосердия на земле.
В ходе работы над темой мы нашли интересное подтверждение в том, что лик этой подвижницы XVIII века изображен на иконах в каждом православном храме России.
Труднейший христианский подвиг Блаженной Ксении Петербургской является подвигом юродства, который она приняла после смерти мужа. После этого ее наградил Господь даром Божиим. Она помогала всем и во всём. Её добротой, человеколюбием, верой и мужеством до сих пор восхищаются многие православные люди и исследователи святых подвижников.
К сожалению, в современном мире немногие остаются истинно верующими. Люди перестают ходить в церковь, не многие родители крестят своих детей, реже отмечают православные праздники и вовсе отходят от веры. Одним вера передается с молоком матери, другие же всю свою жизнь остаются атеистами. А ведь именно вера, знание православных традиций дают душевное спокойствие, помогают нам в трудных ситуациях, сохраняют страну, делают ее великой и нерушимой. Вот почему нам, молодому поколению, очень важно обрести веру.
Для того чтобы понять всю значимость подвига Ксении Петербургской для земли русской мы выбрали данную тему исследовательской работы « Вы - соль земли… Вы - свет мира…(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)».
Выбранная нами тема является актуальной в мире, где нравственные и общечеловеческие ценности теряют свою значимость. Подвиг Святой Ксении Петербургской может стать для нас лучом света, предметом осознания духовных ценностей, заставляет задуматься о высшем назначении человека на земле: совершенствоваться духовно, искореняя свои пороки и недостатки. Для нас, современных людей, она является достойным примером для подражания в управлении своими желаниями и стремлением к другой, духовной жизни. Важность выбора темы исследовательской работы о Ксении Петербургской поможет нам в стремлении найти, раскрыть лучшие качества своей души, которые так необходимы и актуальны в нашем XXI веке.
Образ святой Ксении Петербургской в иконописи чист и непорочен. Святая отказывается от всех земных благ, раздает свое имущество бедным, отрекается от звания, от своего имени, для того чтобы стать юродивой.
Из Жития мы узнаем, что Ксения Петербургская верила в Бога, перед Блаженной всегда был образ великого безвинного Страдальца-Христа, который помогал безропотно сносить всякого рода глумления над собою. Ксения пыталась каждому помочь в его беде.
Мы думаем, что проблема обращения к данной теме очень современна:раскрытие красоты и силы жизнеутверждающих традиций нашей Родины;
стремление честно ответить себе – как мы отзываемся на память о великих людях Руси, как храним и растим в себе их духовное наследие;
пытаемся ли, обращаясь к «Житию», увидеть свое восхождение юной жизни.
Таким образом, цель данной работы раскрытие духовного подвига Ксении Петербургской.
Задачи
изучить Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской;
проследить распространение духовного наследия Ксении Петербургской;
выяснить, что означает подвиг юродства на Руси в конце XVIII – начала XIX века;
узнать о чудесах, творимых Блаженной Ксенией при жизни и о чудесах после смерти;
принять участие в беседах священнослужителей храмов г. Воткинска и Воткинского района по данной теме.
Объект исследования: образ Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Предмет исследования: христианский подвиг Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Хронологические рамки исследования: конец XVIII– начало XXI вв.
Методы исследования: анализ источников и литературы, работа с информантами, описание, исследование справочного материала.
В ходе нашего небольшого исследования мы выдвинули гипотезу: насколько велико духовное влияние образа Святой Блаженной Ксении Петербургской на воткинской земле.
Чтобы изучить духовное наследие великой Святой, нами были организованы встречи с воткинскими священнослужителями: с настоятелем Свято-Георгиевского храма, с протоиереем Максимом Жениховым (приложение №1), с иереем Свято-Пантелеимоновского храма Дмитрием Санниковым (приложение №2) и с иереем прихода в д. Большая Кивара Воткинского района Дмитрием Жениховым (приложение №3).
Осознать роль Святой Блаженной Ксении Петербургской в православии и узнать отношение прихожан Свято-Георгиевского храма к образу Блаженной Ксении нам помог настоятель Свято-Георгиевского храма, протоиерей Максим Женихов. В беседе с протоиреем Максимом мы убедились, что Ксения Петербургская - светильник веры русского народа. Блаженная Ксения своей жизнью сыграла огромную роль в православии русского народа. Он также рассказал нам, что верующие Свято-Георгиевского храма и сегодня идут к иконе со слезами скорби и мольбы, любви и благодарности за помощь и молитвенное заступничество. Эта информация является для нас очень ценной.
Обзор литературы.
Основным источником о жизни и христианском подвиге Святой Блаженной Ксении Петербургской в нашем исследовании стало «Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской», изложенное Святым Димитрием Ростовским.
Влияние духовного наследия Ксении Петербургской и свидетельства о ее благодати Божьей мы прочитали в православной книге В.Н. Лялина «По святым местам». В своем рассказе автор повествует о подвижничестве Ксении Блаженной, о ее духовном опыте.
Из книги Владимира Синкевича «Новейшее исследование о житии святой Блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия» мы узнаем о почитаемых адресах святой Блаженной Ксении Петербургской.
Ответы на неизвестные нам православные термины помог расшифровать словарь церковных терминов Д.Л. Покровского.
В своей работе мы использовали также отдельные публикации из местной прессы, которые помогли нам узнать, как происходит строительство храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в д. Большая Кивара Воткинского района.
Все выше перечисленные литературные источники по данной проблеме помогли нам сформулировать свою собственную гипотезу.
Результаты исследования.
Что за подвижница была Святая Блаженная Ксения Петербургская, мы понимаем, когда знакомимся с литературным источником Святого Димитрия Ростовского «Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской». Почему мы выбрали это издание «Жития»? Святой Димитрий Ростовский является покровителем нашего родного города Воткинска. Об этом нам рассказал в беседе настоятель храма святого Георгия, протоиерей Максим Женихов: «Первая деревянная церковь в городе была построена в честь прославленного чудотворца святителя Димитрия Ростовского (приложение № 4). К сожалению, она была сожжена и разграблена пугачевцами. На ее месте находится отреставрированный Благовещенский собор, в котором и сейчас хранится старинная икона святителя Димитрия Ростовского». Подтверждение этой информации мы нашли в архивных материалах Музея истории и культуры г. Воткинска. Димитрий Ростовский старался сохранить достоверные черты святого подвига Ксении Петербургской
В «Житии» сказано, что Святая Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. К сожалению, не сохранилось информации, кто была Ксения Григорьевна Петрова по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь предполагать, что по своему происхождению Ксения была не простого рода, ибо была замужем за Андреем Феодоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим. Его внезапная смерть послужила для горячо любившей мужа Ксении поводом к полному отрешению от мира, от всех мирских радостей, удовольствий.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божьего Андрея. В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради.
Юродство – один из труднейших подвигов христианского благочестия. Человек по воле Божией избравший для себя такой путь, добровольно отрекается от всего земного, рвёт кровные узы с родными, оставляет свой дом, забывает о тёплом уюте. Он становится нищим, не знающим, где приклонить свою голову, ходит в лохмотьях и босой. Но делает он это из-за любви к ближнему и бескорыстно.
Всё имущество вдова раздала бедным, а деньги отнесла в церковь. Дом, оставшийся после смерти мужа на Петербургской стороне, она подарила своей хорошей знакомой, благочестивой христианке Параскеве Антоновой, взяв с нее слово привечать нищих и убогих.
Блаженная всецело посвятила себя достижению духовного совершенства. Она не брала от людей денег, только медные копейки, которые она тут же раздавала нищим. Когда костюм Андрея Феодоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. И, если ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь зеленую кофточку и красную юбку, либо в красную кофточку и зеленую юбку в память о цветах форменной одежды мужа. Поэтому на всех иконах в храмах Ксения изображена именно в таком обличии (приложение №5).Ее странный бедный костюм, иносказательные разговоры, полная кротость и незлобие нередко давали злым людям, особенно уличным мальчишкам, повод глумиться и смеяться над ней. Но блаженная безропотно сносила все обиды и насмешки. Святая "не имела, где главу преклонить". Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя и снабдить всем необходимым для жизни, но блаженная отвечала им: "Мне ничего не надо". Она была рада своей нищете и, приходя куда-нибудь, порой замечала: "Вся я тут". Днем она бродила по городу, а ночью уходила за город, в поле и всю ночь молилась или втайне от всех таскала кирпичи на леса строящейся Смоленской церкви.
После смерти мужа Блаженная Ксения прожила 45 лет. За великие подвиги и удивительное смирение Господь удостоил ее дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербурга замечали, что если Блаженная возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной, если возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие. 
Дата смерти Ксении Блаженной точно не установлена. В «Житие» говорится, что блаженная отошла к Господу в начале XIX века, около 1803 года. Погребена на Смоленском кладбище Петербурга (приложение №6). В 1902 году над могилой построена новая часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году Блаженная Ксения православной церковью официально причислена к лику святых. 6 февраля – День памяти Святой Ксении Петербургской. 6 июня – День прославления Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Принято считать Святую Блаженную Ксению Петербургскую духовной покровительницей города Санкт-Петербурга. А почитают ли эту святую у нас на воткинской земле? Мы провели опрос среди одноклассников и вот результаты этого опроса.
194750-175113
Как мы видим из диаграммы, самым известным святым является Николай Чудотворец – 55%, Серафим Саровский знаком 40% опрошенным, 30% знают святых Бориса и Глеба и Сергия Радонежского. Только 15% ответили, что им знакома Ксения Петербургская.
С этим же вопросом мы пришли к иерею в Свято - Пантелеимоновский храм к Дмитрию Санникову.
Отец Дмитрий рассказал нам, на какие чины подразделяются святые в православии. Отдельно остановился на особой категории святых - юродивых Христа ради. Это люди, которые безумны по виду, но слова и поступки их имеют глубокий духовный смысл, служат укором невежественному миру. Причисленных к лику святых юродивых называют блаженными. К этой категории и относится Ксения Петербургская. Отец Дмитрий показал нам икону Святой блаженной Ксении Петербургской, которая написана мастерами ижевской школы иконописи. Рассказал о том, что прихожане храма просят у Святой помощи в семейной жизни. И горят свечки у иконы Ксении Петербургской с верой, молитвой и благодарением воткинцев.
Нам захотелось убедиться на самом ли деле в каждом храме хранится икона Святой блаженной Ксении Петербургской, и мы посетили еще один храм г. Воткинска – Свято - Георгиевский. В беседе с настоятелем Свято-Георгиевского храма , протоиереем Максимом Жениховым мы выяснили, что в храме кроме иконы имеется церковная реликвия камень – часть надгробия Святой Блаженной Ксении Петербургской, которая доставлена в наш город со Смоленского кладбища из г. Санкт-Петербурга иереем Дмитрием Жениховым (приложение №7). Такая же реликвия доставлена в приход д. Большая Кивара Воткинского района.
Приход в д. Большая Кивара был создан в 2010 году по инициативе иерея Дмитрия Женихова. Приспособили комнату в бывшем административном здании АО «Киварское», где и по настоящее время проходят службы. 3 октября 2010 года были освящены крест и земля, на которой будет возведен храм в честь святой Блаженной Ксении Петербургской. Осенью 2013 года силами местных прихожан и Воткинской строительной компании был заложен фундамент под церковь.6 февраля 2014 года в д. Большая Кивара состоялся праздничный концерт в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, доходы от концерта пошли на строительство храма. Ежегодно 6 июня проходит крестный ход в честь прославления блаженной Ксении Петербургской. Паломники приезжают со всех городов и районов Удмуртской республики (приложение №8).6 июня 2014 года прославление Ксении Петербургской было приурочено с возложением камня в алтаре строящегося храма. Освященный камень возложили: благочинный Воткинского округа протоиерей Валерий Белокрылов, протоиерей Дмитрий Женихов, настоятель этого храма.По благословению Митрополита Ижевского и Удмуртского Николая 01 ноября 2014 года в молебной комнате д. Большая Кивара впервые была совершена Божественная Литургия, которую отслужил протоиерей Дмитрий, настоятель храма в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В 2015 году храм возведен «под крышу» (приложение №9)..
Главная икона прихода в Большой Киваре написана их землячкой, которая сейчас проживает в Санк-Петербурге (приложение №10).Святая блаженная Ксения Петербургская является покровительницей д. Большая Кивара. Протоиерей Дмитрий Женихов вместе с прихожанами выбирали своего святого. Как рассказал нам настоятель строящего храма, молитва Ксении считается здесь очень значимой.
Икона, которая хранится в Свято - Георгиевском храме, тоже имеет свою историю. Эту историю нам рассказал протоиерей Максим Женихов. «Одна воткинская православная семья просила о помощи в зачатии ребенка Святую блаженную Ксению Петербургскую. В молитвах к этой святыне храма у них родилось дите – девочка, которую назвали Ксенией. И в благодарность эта семейная пара заказала ижевским мастерам школы иконописи икону Святой Блаженной Ксении Петербургской и подарила храму. Сейчас камень с надгробия и икона хранятся вместе в храме».
Выводы.
В ходе исследовательской работы над темой мы поняли, что духовный подвиг Ксении Петербургской невозможно переоценить и в нашем современном мире.
Ксения Петербургская – святая,  в молитве к ней возможны чудеса. Эту возможность помогать нам с вами она выстрадала долгой жизнью, где каждый день и каждая ночь были отказом от телесного покоя ради любви и веры.
Изучая житийную литературу, иконы по данной теме, следует сделать вывод, что для современного человека может послужить примером то, что Блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Она отдавала окружающим все, что имела сама. Блаженная Ксения отдала свой дом, она полностью раздала свое имущество, творила добрые дела, помогала людям, чем могла. Сегодня Блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты и молитвы. Она подает нам пример, как надо жить человеку, который любит Бога. Мы не можем повторить ее подвиг, но у нас есть возможность иметь перед собой пример, растить в себе добродетели, ту любовь, которой обладала Блаженная Ксения.
В заключение хочется привести слова Иисуса Христа, который говорил: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21:21). Самое главное верить глубоко и искренне.
«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Эти известные библейские слова отражают саму суть обетования веры: все те главные ответы, какие ищем. С верой, ни мало не сомневаясь в истинности и красоте святой жизни во имя Господа на земле.
Литература.
«Жития святых, изложенные по руководству св. Димитрия Ростовского» книга 1, Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003г.
В.Ф.Бердников. Воткинский завод впервые десятилетия (1759-1800) своего существования. Исторический очерк. Опубликовано в сб.: Воткинская мозаика, ч. I, Воткинск. 2003.
В.Н. Лялин том 2 «По святым местам», рассказ «Святая Блаженная Ксения Петербургская», «Смирение», 2015.
«Словарь церковных терминов», Д.Л. Покровский, 1995.
Синкевич В. Первая святая Санкт-Петербурга (Новейшее исследование о житии святой Блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)) – Санкт- Петербург 2007 г.М. Килина статья «В Удмуртии построят храм Святой Блаженной Ксении Петербургской», газета «Комсомольская правда» от 06.06.2013.
Список информантов.
Скачкова Алла Павловна, научный сотрудник музея истории и культуры г. Воткинска
Санников Дмитрий, иерей Свято-Пантелеимоновского храма г. Воткинска
Женихов Максим, настоятель и протоиерей храма Свято – Георгиевского храма г. Воткинска
Дмитрий Женихов, иерей прихода д. Большая Кивара Воткинского района
Приложение №1.

Встреча с настоятелем Свято-Георгиевского храма протоиереем М.Жениховым.
Приложение №2.

Встреча с иереем Свято-Пантелеимоновского храма Дмитрием Санниковым.
Приложение №3.

Встреча с иереем прихода в д. Большая Кивара Воткинского района Дмитрием Жениховым.
Приложение №4.

Святой Димитрий Ростовский покровитель г. Воткинска
Приложение №5.

Икона Святой Блаженной Ксении Петербургской Свято-Георгиевского храма.
Приложение №6.

Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга
Приложение №7.

Часть надгробия Святой Блаженной Ксении Петербургской.
Приложение №8.

Крестный ход в честь прославления блаженной Ксении Петербургской
Приложение №9.

Строящийся Святой Блаженной Ксении Петербургской храм в д. Большая КивараПриложение №10.

Икона Святой Блаженной Ксении Петербургской прихода в д. Большой Киваре.