Конспект урока по теме Происхождение лексического состава слова. Исконно русские и заимствованные слова


6 класс. Лексикология.
Тема. Происхождение лексического состава языка. Исконно русские и заимствованные слова. Употребление иноязычных слов.
Цели: дать понятие о происхождении слов; учить правильно пользоваться и употреблять слова в речи; ознакомить со словарем иностранных слов и правилами их пользования; расширить кругозор и словарный запас учащихся; содействовать воспитанию культуры речи учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» Л.М.Рыбченковой, текстовый материал, карточки – задания для работы в группах
ХОД УРОКА
I.1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания – опрос:
- что такое лексика?
- какая наука изучает лексику?
- что такое лексическое значение слова?
- каков основной путь пополнения словарного состава языка?
II. 1. Словарная работа
На какие 2 группы можно разделить слова: постель, акварель, гуашь, рояль, партер, живопись, натюрморт, эскиз, цех, сборщик, электросварка, монтажник, конструкция. 2.Изучение нового материала: материал учебника на странице 68 Упражнение 126 (схема); стр. 69, 70
3. Сообщение учащегося (предварительное задание – исследовательская работа).
Исконно русские слова – такие слова, которые возникли в русском языке или унаследованы им из общеславянского и восточнославянского языков. Как правило, это слова, обозначающие жизненно важные понятия: мать, сестра, отец, дом, изба, пастух, гончар, лекарь, воин, земля, гора, день, село, город и др.. Значительную роль в обогащении русского языка, особенно в области научно – технической и политической терминологии, сыграл латинский язык. Больше всего латинских слов пришло в русский язык с XVI по XVIIIв. Например: школа, аудитория, канцелярия, каникулы, директор, экзамен, экскурсия.
Много слов латинского происхождения составляет группу терминов, которые являются международными. Например: республика, конституция, пролетариат, революция, диктатура.
По латыни «дисцэпэ» - учиться, «дисципулюс» - ученик. «Дисциплина» сначала значило «наука», «обучение», затем приобрело также смысл «строгий порядок», «выдержка» - это качества, необходимые при занятиях наукой. 4.Учитель. Прочитайте текст на доске. Подумайте, почему слова проникают из одного языка в другой?
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых разных языков. Вы попросили маму приготовить кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на древнеиндийский язык. Если вас устраивает чай, то вы начинаете говорить по –китайски: «ча» - так в Северном Китае испокон веков называется и чайное дерево, и получаемый из его листьев напиток. «Не хочу чая, хочу какао и шоколада!» В таком случае вы – потомок ацтеков далёкой Мексики.
Задание:
- докажите, что слова кофе, чай, сахар, шоколад, какао являются заимствованными. (Признаками заимствования слов являются буквы а,э в начале слова, удвоенные согласные, буква ф, два гласных звука рядом);
- выясните значение слов партер, эскиз, рояль, гуашь, акварель по словарю иностранных слов и составьте с ними предложения;
- замените словосочетания меткий стрелок, бегун на длинные дистанции, наездник заимствованными словами. (Слова для справок: жокей, снайпер, стайер).
III. Закрепление.
1. Работа в группах.
Группа  1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
Группа  2.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
Группа  3.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
Группа  4.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
2. Игра «Найди четвертое лишнее слово»
Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения:
а) белка, береза, фауна, осень;
б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;
в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.
3. Работа с учебником:
IV. Итог урока. «Микрофон»
- Что нового узнал(а) на уроке?
- что было самым интересным?
- какие трудности возникали и как я их преодолевал(а)?
3. Работа с учебником: выполнение упражнения 132 – 1 группа; упр.133 – 2 группа.
V. Домашнее задание: 1 уровень. Пользуясь словарём иностранных слов определить, из какого языка заимствованы слова: биография, вентиляция, целлофан, водевиль, патриот.
2 уровень: составить с этими словами словосочетания.
3 уровень: составить с этими словами предложения.