Статья из опыта работы Некоторые приемы интерактивного обучения

Некоторые приемы интерактивного обучения,
которые хорошо принимаются учениками

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии активной деятельности учащихся, взаимодействия всех учащихся в процессе самообучения и взаимообучения, когда учащиеся понимают, что они делают и для чего. При работе в малых и больших группах ребята приобретают и закрепляют коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД (универсальные учебные действия).
«Физическое домино»
Всем известна форма домино. Обыкновенная карточка делится на две части. На одной части записывается вопрос, на другой – ответ на те вопросы, которые написаны на других карточках домино.
На уроке надо дать учащимся готовое домино по теме: ученики, работая в парах, составляют цепочку. Первые пары, выполнившие работу, получают оценки, как правило, это 4 и 5. Домашнее задание будет – изготовить 8 – 10 карточек по данной теме, вопросы и ответы должны быть лаконичными. При выполнении домашнего задания ребята по желанию объединяются в пары, составляют подобные карточки, а на следующем уроке обмениваются карточками с другими парами и составляют цепочку.
Проверять правильность выполненного задания можно привлечь тех, кто их составлял.
Пример выполнения такого задания по теме «Электрические явления»
«Мозговой штурм»
Метод решения проблемы за ограниченное время.
Последовательность действий может быть такой:
Формирование проблемы. Постановка задачи.
Выдвижение суждений, идей. Регистрация идей на доске.
Обоснование своей идеи, теми, кто ее выдвинул. Общая дискуссия вокруг представленных идей (правильность, оригинальность). Выбор лучшей идеи.
Обоснование остаточного выбора. Подведение итогов работы.
Пример: урок «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия»
После рассказа учителя о связи механической работы и энергии, определения понятий кинетической энергии, определение понятий кинетической энергии как энергии, которой обладает тело вследствие своего движения и потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, дать задание учащимся: «1) как выяснить, от каких параметров зависит кинетическая энергия, имея то оборудование, которое у вас на столах; 2) как выяснить, от чего зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей»
Оборудование: - штатив с муфтой и лапкой
- желоб
- металлический цилиндр
- два шарика различной массы
- «тарелка» с насыпанным мелким песком (у нас такими
«тарелками» являются нижняя отрезанная часть
пластиковых бутылок от минеральной воды)
После мозгового штурма учащиеся проверяют высказанные идеи на опыте и вместе делаем выводы и на доске появляются соответствующие формулы.
«Микрофон»
Этот прием дает возможность каждому ученику высказать свои мысли по поводу чего – либо. Правила проведения такие: говорить может тот, у кого в руках «символический микрофон» (у нас старый нерабочий микрофон). Высказанные мысли не оцениваются, и не комментируются, во время этой работы у меня ученики передают друг другу микрофон. Во время выступления никто не имеет права перебивать, переспрашивать.
Пример: повторительно – обобщающий урок в 7 классе «Строение вещества»
Вопрос учителя: «Что необычного в микромире, мире молекул по сравнению с макромиром. Что вас поразило?»
Пример: урок «Теплопередача»
Что интересного ты узнал на уроке сегодня? Что для тебя было новое? Что трудно было понять?
Этот метод можно применять практически на каждом уроке изучения нового материала, это заставляет каждого выделить главную мысль изученного (а для кого – то – что – то «врезалось в память»)
Мне нравится применять на уроках обобщающего повторения написание учащимися Сенкана (это индивидуальная работа каждого)
Сенкан – это форма свободного стихотворения из пяти строк, что синтезирует информацию, которую получили при изучении темы учащиеся.
Сенкан складывается по правилам:
Первый ряд должен содержать слово, которое отображает название темы (существительное)
Второй ряд представляет собой описание темы и состоит из двух слов (в основном – прилагательных)
Третий ряд выражает идею, связанную с темой (состоит из трех слов)
Четвертая строка является фразой, состоящей из четырех слов и выражает отношение к теме
Последний ряд состоит из одного слова – синонима, который передает сущность темы
Пример: 11 класс, тема «Вселенная»
Вселенная.
Бесконечная, бездонная.
Звезды, туманности, галактики.
Завораживает, поражает, подавляет, вдохновляет.
Бездна.

Пример: 10 класс, тема «Молекулы»
Молекула.
Маленькая масса.
Непрерывно хаотически движутся.
Представить мир молекул непросто.
Частица.

Пример: «Атом»
Атом.
Очень маленький.
Протоны, нейтроны, электроны.
Подобен нашей планетной системе.
Частица.

Пример: «Физика»
Физика.
Волшебная, фундаментальная.
Гениальность человеческого ума.
Архимед, Галилей, Ломоносов, Эйнштейн.
Наука.

Пример: «Физика»
Физика.
Развивающая, захватывающая.
Механика, электричество, оптика.
Приоткрывает премудрости Вселенной.
Природа.

Мотивизация учебной деятельности
Урок «Поверхностное натяжение»
На этапе разучивания материала, с целью более глубокого осмысления проводится работа в группах по 4 человека. Классу задается вопрос, дается на обсуждение 1 минута и на краткую запись ответа 1 минута.
Ответы пишут учащиеся группы по очереди (на листочках видны разные почерки). Для записи используют символы сокращения слов, но не физического смысла ответов. Затем 2 – й вопрос, третий.
Далее методика может быть такой: учащиеся больше ничего не пишут. Ручки в руки не берут!!!
Задается 1 – й вопрос еще раз и учащиеся зачитывают свои ответы (читает и защищает прочитанный ответ тот ученик из группы, который записывал этот ответ). Этот коллективный ответ группы ребята других групп слушают, добавляют, исправляют, уточняют. После окончания обсуждения одного вопроса – ответа надо дать краткий правильный ответ или продемонстрировать опыт (как в вопросе № 4), объяснить, что в письменном ответе должно быть обосновано.
Пример: тема «Математический и пружинный маятник»
Как изменится период колебания качелей, если вместо одного человека сядут двое? (качели принять за математический маятник)
Как изменится частота (период) колебательных качелей, если сидящий на них человек встанет?
Как изменится период (частота) колебания груза на пружине при увеличении массы груза в два раза?
На столе два шарика подвешены к нитям равной длины. Один отклонен на 5 см от положения равновесия, а другой на 10 см. Сравните периоды их колебаний.
На пружине жесткостью К колеблется груз массой m. Как изменится период, если пружину разрезать пополам и к одной половинке подвесить тот же самый груз?
А если две половинки подвесить параллельно и к ним подвесить груз?
Вопросов для обсуждения в группах можно найти в каждой теме.








Урок «Температура. Измерение температуры. Термометры»
Вопрос: В Афганистане температура на улице достигает 500С. Как измерить t0 тела человека обычным медицинским термометром?

Урок «Первый закон термодинамики»
Одинаковые металлические шарики, один из которых подвешен на стержне, а другой укреплен как на рисунке. Нагревают одинаковым нагревателем. Какой из них нагревается быстрее?

15