Конспект урока по русскому языку на тему Устаревшие и новые слова(4 класс)


Урок   «Русский язык» в 4 «А» классе.
Тема: «Устаревшие и новые слова»
Цели:
1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.
2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.
3. Воспитывать  осмысление  и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.
Оборудование: карточки – таблицы, презентация MicrosoftPowerPoint.
Метод: частично-поисковый, практический.
Тип  урока: усвоение и изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.
Ход урока:
Этап урока Содержание урока Средства обучения, форма работы
I. Организационный момент II. Словарная работа Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:
Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.
Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её). Индивидуальная работа, общеклассная работа.
Как появляются и исчезают слова, от чего зависит их появление и исчезновение
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.  Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также  слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. пппIV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами). Просмотр слайдов
1. Закончи формулировку определения.
Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Привести пять  примеров  устаревших слов
3. Выпишите  устаревшие слова:
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.
4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…
Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
Запишите предложение в исправленном виде.
К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.
Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.) 
5. Найдите «четвёртое лишнее».
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.
- Почему найденные вами слова лишние?
-  К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)
- Для чего необходимо изучать устаревшие слова? Слайд с №1-33.
Словарь объяснение старых слов
Общеклассная работа.
Работа в парах.
Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.
Слайд №36- 37.
Работа в парах.
Самопроверка.
Слайд №38- 39.
Работа в парах.
Самопроверка.
V. Знакомство с новыми словами (неологизмами). Знакомство с новым понятием.
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
Составьте с одним из неологизмов предложение.
Проверка.
Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.Интернет – глобальная компьютерная сеть.Менеджер – специалист по управлению производством.Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.
Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.
- Какую роль в языке играют неологизмы?
(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка.Необходимы названия для новых предметов, явлений.) Слайд №40.
Слайд №41.работа в парах.
Слайд №42.Самопроверка
VI. Рефлексия.  - Оцените свою работу на уроке.  Слайд №43.
VII. Домашнее задание. Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»  5 предложений с устаревшими словами. Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания Выполнение задания Оценка
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… 2. Привести пять  примеров  устаревших слов 3. Выпишите  устаревшие слова:
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. 4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде.  5. Найдите «четвёртое лишнее».
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.Составьте с одним из неологизмов предложение.