Конспект (с презентацией) логопедического занятия для учащихся 2-го класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР по дифференциации звонких и глухих согласных (З-С).


ГБУ Калужской области «кондровский детский дом»
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков и букв С-З с учащимися 2-го класса, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР
Логопед: Трофимова Татьяна Ильинична

Тема: Путешествие по Книге знаний
Цели:
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
развивать фонематическое восприятие ;
развивать зрительное восприятие и узнавание.
Образовательные:
закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух в слогах и словах;
упражнять учащихся в различении букв З - С на письме;
закреплять навыки звуко- слогового анализа и синтеза слов.
Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к учению, интереса к электронному оборудованию;
развивать умение действовать по инструкции, контролировать свои действия;
закреплять нравственные основы – желание придти на помощь нуждающемуся в ней.
Ход занятия.
Оргмомент. Каждый сядет после того, как назовет последний звук в названном мною слове: ученик, карандаш, ранец, картон.
Постановка цели занятия (использование сюрпризного момента)
45396154926330Логопед: Ребята! Нам на компьютер пришло электронное письмо. Хотите узнать, о чем в нем говорится? Смотрите и слушайте!
Слайд 1. Звуковое письмо.
Слайд 2. Книга знаний.
Ну, что, поможем медвежонку справиться с заданиями в Книге знаний? Тогда вперед – открываем первую страницу.
Слайд 3. Страница 1.
45377106364605Мы попадаем в гости к Букварику.
Слайд 4. Что лишнее?
Посмотрите, какая картинка лишняя? Почему она не походит к остальным? (санки, зонтик, стул, самокат).
Произнесение звуков С, З. Уточнение артикуляции, характеристика звуков, сходство и различие их.
Замена звуков в словах: Какое слово получится, если «С» заменим на «З»?
СУП-ЗУБ САЙКА-ЗАЙКА САХАР-ЗАХАР СИМА-ЗИМА
КОСЫ-КОЗЫ РОСЫ-РОЗЫ ПОСАДИ-ПОЗАДИ
Соотнесение звуков с буквами С и З: на что похожа каждая буква?
Корректурная проба
Проводится работа по карточкам.
– Обведите букву З в кружок, букву С - в квадрат:
З Х Ш М З С Ш Щ Ж Ю Х Ц Ш С М O Т ХЖ С Ч Х Щ З Ш С Ж Х Ш С Щ З Ю
Развитие звуко-слогового анализа.
Слайд 4. Страница 2. Разложи картинки. 4939665344805
Внимательно рассмотрите картинки. В названии каждой картинки спрятался какой-то звук: или С, или З, а, возможно, и тот, и другой. Кроме того, вы должны будете обращать внимание на количество слогов в каждом слове.
(дети по очереди заполняют клетки картинками)
Составление слов из слогов.

Слайд 5. Страница 3. Лесная прогулка.
50349152764155Листаем книгу дальше.
Мы немного устали, давайте отдохнем, сходим в лес за грибами. Вот вам корзинки, каждый должен найти два таких грибка, чтобы получилось какое-то слово.
(каждый получает корзинку и отправляется к столу, где «растут» грибы, на шляпках которых написаны слоги)
(ТАЗЫ, САНИ, ЗУБЫ, СОВЫ)
А теперь корзинки с грибами, где в словах есть буква «С» поставьте на верхнюю полочку фланелеграфа, а с буквой»З» - на нижнюю.
Динамическая пауза.
Слайд 6.Страница 4. Физкультурная.
Проводится на массажных ковриках с целью воздействия на рефлексогенные зоны на стопах.
Раз – два, потянись,Влево – вправо наклонись.Руки вытянуть пошире,Наклониться – 3, 4И на месте поскакать1, 2, 3, 4, 5.На носок, потом на пятку,Вместе делаем зарядку!
47205906688455
Дифференциация букв на письме.
Слайд 7. Страница 5. Допиши словечко!
Слайды 8-15.
Посмотрите, из слова убежал слог – СА или ЗА.
(береза, лиса, колбаса, кукуруза, усатый, намазать, посадка, вокзалы)
Выберите правильный ответ.
47205908422005
Упражнение на развитие зрительного восприятия.
Слайд 16. Страница 6.
Рассмотрите рисунок. Здесь спрятано несколько предметов. Постарайтесь их все найти. Картинку, в названии которой есть звук С обведите по контуру синим карандашом, а со звуком З –зеленым.

Физминутка для глаз.
Слайды 17-19. Страница 7. Зарядка для глаз.
Мы много трудились, помогая медвежонку справиться со всеми заданиями. Устали наши глаза – давайте дадим им возможность отдохнуть.
Дифференциация букв С-З в предложениях: Страница 8.
4663440878205Упражнение «Исправь ошибку!» Слайд 21.
(У Зои длинная коза. В вазе красная роса.
Наступила сима. На столе кусок захара.)Упражнение «Вставь пропущенную букву» Слайд 22.
(выполняется на карточках)
У Саши ваза с цветами. Зина гонит козу.
У Сони тазик. Собака ест мясо.
Подведение итогов.
Как вы думаете, мы помогли Маше научить медвежонка различать звуки С и З?
А сами вы не будете путать эти звуки и буквы?
Чем отличаются эти звуки друг от друга?
Чтобы вы не путали эти звуки, Маша предлагает вам послушать вот это стихотворение:
Слайд 23.Стихотворение.
Звонкий звук –напишем «З» И побежим скорее в лес.
В алмазе, розе, бирюзе. Там на суку сидит сова-
Звук глухой –напишем «С» Нас учит мудрости она:
Слушай, думай, не спеши - буквы правильно пиши!