Статья: ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СИСТЕМА СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


УДК 373
Е.В. Гутнов, учитель иностранного языка МБОУ «СШ №24»
Технологии интерактивного обучения как система способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в рамках реализации ФГОС
В данной статье проанализированы предпосылки появления интерактивных технологий, как способа взаимодействия учащегося и учителя. Рассмотрены основные виды и достоинства ИТО. Выявлены основные требования к учащимся и учителю, обеспечивающие успешность обучения с использованием интерактивных технологий и отмечена особая важность применения ИТО на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.
Спор о роли ученика на уроке шел с античных времен. Изначально учащийся рассматривался как пассивный участник образовательного процесса и должен был «впитывать» мудрость транслируемую учителем. Однако вскоре стало понятно, что такой подход приводит к копированию знаний преподавателя, что хорошо для общих истин, но не дает возможности развивать собственные идеи учащегося и делает невозможным развитие его интеллекта. Поэтому в ходе развития педагогики как науки стало понятно, что ученик может и должен быть активным участником урока на всех его этапах. Так античные мыслители такие как Сократ, Платон, Сенека заложили основы того что мы называем интерактивными технологиями обучения. Позже в защиту активности ученика высказывались Рене Декарт, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и другие. В XX веке идею включения учащегося в процесс получения знаний активно поддержали Л.С. Выготский,   А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
С момента введения ФГОС идея стимуляции познавательной активности учащего на уроке вышла на новый уровень. Теперь это не опциональный подход, а обязательное условие проведения современного урока. Связано это в первую очередь с изменившимися требованиями к современному образовательному процессу и пересмотром требований к выпускнику образовательных учреждений. Главная задача современного образовательного процесса заключается теперь не только в том, что бы дать ученику большой объем знаний, а в создании условий для его дальнейшей социальной адаптации, целостном развитии его личности, формировании ученической склонности к самообразованию.
К интерактивным технологиям, активно применяемым в современной школе относятся:
Работа в парах (постоянных и динамических)
Работа в группах (больших и малых)
Ролевые игры (позволяют моделировать ситуации общения)
Использование общественных ресурсов (приглашение на урок специалиста, экскурсии, виртуальные экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (позволяют применить знания полученные в классе в реальных условиях)
Изучение и закрепление нового материала в стиле Сократического диалога (подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли) [6, с.1]
Кейс-метод (помогает исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них)
Презентации (помогают донести до учащихся полноценную информацию в удобной форме)
Мастер-классы (представляют из себя занятие, совершенствующее тот или иной навык)
Мозговой штурм (дает возможность научиться оперативному решению проблемы на основе стимулирования творческой активности) [4, с.97]
Все эти технологии имеют свои преимущества, такие как индивидуализация учебного процесса для каждого ученика, формирование его адекватной самооценки, а также аналитического и инновационного мышления. Сокращается объем времени затрачиваемый на подачу нового материала, тем самым увеличивается время активизации и усвоения материала. Сам процесс восприятия материала предлагаемого к изучению становится проще, так как интерактивные технологии предполагают опору на все органы восприятия учащегося. Как результат познавательная активность учащегося стимулируется, ощущение причастности к процессу получения знаний создает благоприятный мотивационный фон, и ученик не только получает новые знания, но и закрепляет их в процессе активного использования в ходе того же урока. Это особенно важно на уроках иностранного языка, в ходе которых ученик постоянно узнает новое и должен уметь использовать как свежие знания, так и обращаться к ранее изученным лексическим единицам и грамматическим явлениям. При этом зачастую критерием оценки является умение учащегося делать это в темпе своей речи. В свете этого интерактивные технологии являются педагогической находкой, обеспечивая такую систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся, при которой учитель может и должен предоставить ученику поддержку в наиболее сложных местах при этом, давая ему возможность самому строить высказывания в силу своих речевых способностей.
Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии и взаимодействия учителя и учащегося, являются:
позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми участниками образовательного процесса того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому участнику;
индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным;
развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы. [7, с.2]
Применение интерактивных технологий требует от учителя знания структуры организации такого процесса обучения и его неукоснительного соблюдения. Первым этапом внедрения в урок интерактивной технологии является организационно-подготовительный. На этом этапе учащиеся выбирают роли, делятся на группы, консультируются с учителем и накапливают материал в зависимости от конкретно выбранной технологии. За ним следует основной этап, наиболее активная фаза урока, во время которой учителю важно помнить, что его роль заключается лишь в наблюдении за внутриигровыми действиями, незначительных корректирующих замечаниях и оказании адресной помощи учащимся. Последним, но не менее важным этапом является этап рефлексии. В ходе него учащиеся делятся своими впечатлениями о проделанной работе, выявляю достоинства и недостатки в ней, объясняют свои успехи и неудачи, планируют последующую работу с учетом предыдущей. [8, с.43]
Не стоит забывать, что на уроках иностранного языка, учащимся приходится преодолевать множество трудностей, которых нет при изучении других предметов. Построение даже простого предложения зачастую идет по непривычной схеме, большой объем лексического и грамматического материала изучаемого на каждом занятии, преодоление языкового барьера – вот не полный список того с чем сталкивается ученик на уроке иностранного языка. Применение интерактивных технологий позволяет снять напряжение в классе, так как учащийся чувствует внутреннюю потребность в высказывании, а не принудительность. Испытывает желание сформулировать свою мысль, а не повторить сказанное учителем.
Большую роль интерактивные технологии обучения играют и в процессе социализации учащегося, так как создают комфортные условия для общения не только ученика и учителя, но и учащихся между собой. Эти технологии моделируют жизненные ситуации, такие как работа в коллективе, решение сложных профессиональных задач, использование информационных ресурсов для получения конкретной информации, усвоение корпоративной этики, создание презентаций и проектов. Учащиеся учатся критически мыслить, выслушивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения. Систематическое использование интерактивных технологий обучения на уроках иностранного языка является необходимым условием формирования всесторонне развитой личности выпускника.
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – Минск: Современное слово, 2006.
2. Беляева О.Н. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/590708/
3. Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2006.
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
5. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2008.
6. Ногалес К.И. Сократический диалог. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog7. Сопова Е.А. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/03/interactive-language/
8. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М.: 2005.